Искусство мореплавания и управления яхтой. Управление лодкой при включенном моторе. Движение к месту стоянки при включенном моторе

Управление моторной и гребной лодкой — правила и советы

Для тех кто купил лодку пвх впервые, волнует вопрос о том как правильно ей управлять и чего стоит от нее ожидать. Прежде всего, они ничем не уступают лодкам из алюминия или пластика: такая же манёвренность и водоизмещение. Специальная V-образная форма корпуса помогает удерживать высокую скорость и манёвренность во время глиссирования.

Прежде чем выходить на открытую воду, опробуйте вашу лодку в движении: набор скорости и торможение, способность маневрировать. Постарайтесь отрегулировать высоту подвески и угол наклона мотор, чтобы на большой воде судно не прыгала по водной глади. Это общее соотношение дифферента к дейдвуду, или продольной длины относительно угла наклона подводной, кормовой части судна. Такие меры помогут вам избежать непонятного поведенияплавсредства в условиях повышенной опасности.

Что влияет на управление лодкой

На уровень безопасности при обращении с лодкой влияют такие её характеристики, как обводы корпуса, конструкция винта и руля, а также сама мощность используемого двигателя.

Внешними или природными факторами, которые влияют на безопасность плавания, являются сила и направление ветра, течение, высота волны и глубина водоема.

Все стандартные манёвры при передвижении характеризуются рядом особенностей, которые присущи лишь моторной лодке.

У новичков часто возникают проблемы, связанные с осуществлением поворотов, а также с рулевым управлением.

При повороте штурвала вправо руль также разворачивается вправо, что способствует забросу кормы влево и развороту носа вправо. Но иная ситуация с реверсами, когда при том же положении руля корма уходит вправо.

Поэтому прежде чем пользоваться моторной лодкой, следует обстоятельно попрактиковаться, особенно в осуществлении манёвров с реверсами.



Подготавливаемся к отплытию

Все необходимое у вас с собой, вы на берегу, и укладываете все вещи в непромокаемые мешки, которые смогут послужить сиденьем во время путешествия. Выберете безопасное место для спуска на воду, привяжите якорь к леерному ограждению и закрепите его как швартовый канат. Аккуратно распределите груз по всей площади дна и привяжите так, чтобы во время большой волны ничего не вылетало и не принесло вреда. Распределяйте ближе к корме. Оденьте спасательные жилеты, проверьте, чтобы всё было закреплено. Все производители предусматривают страховочную остановку двигателя, в виде троса при выдёргивании которого мотор сразу глушится. Это делается для того, чтобы человек попавший в воду не получил серьёзных или смертельных травм. Тот, кто управляет лодкой, обычно прикрепляет трос к своему жилету. Отчаливайте с поднятым мотором, управляя вёслами.



Спасательные жилеты

Для организации безопасного плавания стоит позаботиться о наличии нужного количества спасательных жилетов. Совсем не помешает предварительно поинтересоваться у пассажиров, все ли умеют плавать, и в дальнейшем учитывать это при планировке маршрута.

Управление моторной лодкой

На скорость и управление лодкой влияют скопления воды в льялах, поэтому сначала нужно полностью их выкачать. Перед запуском подвесного мотора следует поднять кожух, дабы избавиться от опасных паров топлива.

Также для безопасности следует прихватить подробную карту, если вы плохо знаете акваторию, по которой будет совершать плавание.

Отмели, различные препятствия, перепады глубины и прочее могут не просто спровоцировать неожиданные поломки и мелкие проблемы, но и вовсе стать угрозой для жизни.

Перед отплытием стоит продумать комплекс действий в случае выхода из строя мотора. Курс лучше прокладывать так, чтобы при поломке ветер подогнал судно к берегу, а не от него. Не будет лишним прихватить хороший якорь с определённой длиной каната.

Четыре необходимых вещи без которых выходить на воду на лодке небезопасно

Если уж собрался устроить покатушки по воде на лодке с мотором или вышел на ней на рыбалку — следует захватить с собой 4 необходимых вещи:

  • Нож,
  • Поляризационные очки,
  • Кепку или шапку,
  • И конечно же спасательный жилет.

Ещё интересное: Как продлить срок надувной лодки так, чтобы она прослужила 15-20 лет. Подготовка лодки к зиме!

Проверяйте двигатель

Проверяйте двигатель

Перед выходом в плавание проверяйте двигатель и давайте ему пару минут поработать на холостом ходу. Проверяйте работу двигателя на реверсе.

Периодически проводите профилактический осмотр мотора. Не забывайте хорошо фиксировать швартовый трос, дабы тот не попал в винт.

Как и в случае с автомобильным движением, существуют определенные правила обгона других суден, расхождения с ними. С этими правилами также в обязательном порядке стоит ознакомиться.

Следуя указанным советам, вы сможете значительно обезопасить себя от опасных и попросту неприятных происшествий при плавании на моторной лодке.

Статья по теме: лучшие лодки для рыбалки

Особенности управления лодкой с двигателем

Управление моторной лодкой хоть с правами хоть без - Советы

  • как правило, управление движением небольшой моторной лодки полностью осуществляется с помощью самого двигателя и не требует от оператора значительных физических усилий;
  • моторные лодки развивают более высокую скорость в сравнении с гребными, поэтому меньше зависят от направления и силы течений;
  • оператор должен обладать определенным уровнем знаний об устройстве двигателя и навыками для управления им;
  • более легкий контроль над движением лодки за счет отсутствия раскачивающих усилий, неправильного баланса и т. д.

Воды, на которые действуют эти права

Они распространяются на внутренние маршруты (документ определяет ВП), т.е. реки, озера, где отсутствуют знаки приоритета для судоводителей. Они также применимы к внутренним водным путям (в сокращенном виде ВВП), которые включают различные объекты в Российской Федерации с действующими правилами речного судоходства (яркий пример — Волга или река Москва).

Права на лодку

Морские пути (МР) — это не только моря, но и водные объекты. Байкальское, Ладожское и Онежское озера — не моря, но судоходство осуществляется в соответствии с морскими правилами.

Образец удостоверения: право управления маломерным судном нового образца

Права на лодку

Несколько лет назад права ГИМС на маломерное моторное судно, например, на лодку, катер гидроцикл были изменены, удостоверение сильно отличается от старого. Основная страница имеет название документа, личную информацию (фамилию, имя, отчество, дату рождения), кем выданы документы и когда, а также период действия.

  • есть графа «исключительно в коммерческих целях» ­– права на катер судоводителя не подходят для работ на этом транспорте;
  • каждый пункт продублирован на английском;
  • нет категории «катер», «моторная лодка» – их объединили в одну категорию «моторное судно».
Читайте также:
Лучшие уловистые зимние окуневые блесны: самодельные блесны на окуня для рыбалки своими руками

В целом, больше изменений нет. Права ГИМС утверждаются подписью специалиста и печатью. На другой стороне есть открытая категория и места плавания. Свидетельство имеет штрих-код – по нему осуществляется проверка.

Манипуляции, предшествующие обкатке мотора

Мотор нужно распечатать и пристроить его на лодку, но имеется еще ряд дествий, которые предшествуют проверке лодочного мотора.

Залейте масла в редуктор. Если регулятор станет работать без масла, то выйдут из строя шестерни трансмиссии. Характерный грохот укажет вам на эту проблему. Тогда, обломки шестерней будут трощить все, что попадается на их пути.

Так же интересно: Какой винт лучше для лодочного мотора?

Для того, чтобы правильно залить масло, нужно открутить обе заглушки редуктора, и сверху, и снизу, в вертикально расположенном моторе. Потом, про помощи большого шприца вводим смесь снизу вверх до той поры, пока масло не покажется с верхнего отверстия. Не доставая шприц, сначала закрываем верхнюю пробочку, а потом уже нижнюю.

Касательно топливной смеси — ее нужно готовить заранее. Желательно, добавить немного масла в топливо, во время обкатки. На двадцать пять литров горючего нужно влить один литр масла.

Манипуляции после обкатки мотора

Сначала, не выключая мотор, нужно дать ему остыть. Потом перекрываем подачу топлива, и выработаем все что осталось. Это поможет оставить свечи сухими. Далее сливаем масло с редуктора, открыв оба отверстия одновременно.

С чего начать? Изучаем законодательство

  1. Регистрация. Процедуру придется проходить, если мощность двигателя лодки превышает 10,88 л. с. Регистрация плавстредства происходит в ГИМС. Необходимо иметь при себе паспорт, ИНН, документы, подтверждающие право на собственность, техпаспорта на лодку и силовой агрегат, квитанцию об оплате госпошлины.
  2. Получение водительского удостоверения. Права нужны, если мощность мотора превышает 5 л. с. Удостоверение также выдает ГИМС. Пройти обучение можно как в специализированных центрах, так и самостоятельно. Главное — успешно сдать экзамен.

Управление лодкой ПВХ, на которую установлен двигатель мощностью в 5 л. с. и ниже, не потребует получения прав и, соответственно, регистрации.

Не забудьте ознакомиться с местными законодательными актами. В них вы найдете ответы на вопросы:

  • с какой скоростью двигаться возле берега;
  • на каком расстоянии держаться от других плавсредств;
  • каких дополнительных правил придерживаться.

Эти знания позволят избежать проблем и обеспечат вашу безопасность.

Важные моменты в эксплуатации лодочного мотора

Существует огромное множество очень важных нюансов в эксплуатации того или иного лодочного мотора – как подвесного, так и стационарного. Все эти нюансы призваны упростить плавание и управление вашим плавательным средством. Стоит со всей серьезностью относиться к любому инструктажу и любой рекомендации для эксплуатации вашего двигателя:

  • подвесные и стационарные лодочные моторы предназначены для суден, которые используются в целях путешествий, рыбалки и туризма. Как правило, большинство моторов могут эксплуатироваться в совершенно любых водоемах, глубина которых не должна быть меньше, чем половина метра. Также некоторые подвесные моторы категорически нельзя эксплуатировать в соленой морской воде;
  • запуск большинства лодочных двигателей производится при помощи специального механизма запуска с пусковым канатом, который сам потом убирается. Такой механизм запуска, как правило, крепится при помощи 4 специальных стоек к детали с названием рама. В таких механизмах можно задействовать ручной запуск системы при помощи пускового каната. Само управление двигателем, как правило, производится при помощи румпеля или с применением электронной дистанционной системы;

  • для того, чтобы как-то охладить перегретый лодочный мотор, чаще всего используют водяную помпу забортной воды. Двигатель и бак, в который заливают бензин, как правило, закрыты специальным кожухом. Все это делается для того, чтобы устранить попадание воды в такую важную деталь, как карбюратор и на свечу, которая используется при зажигании. Кроме того, подобный кожух помогает скрыть технические нюансы двигателя, и придать ему симпатичный внешний вид;
  • если говорить про бак, в который заливается топливо, то он крепится именно на самом лодочном моторе. Само собой, что разные модели двигателей используют разные по вместительности топливные баки. Очень часто максимально наполненный топливный бак помогает вашей лодке работать около 1, 5- 2 часов. После этого мотору уже понадобится остановка и дозаправка.

Механическая система ДУ

В ДУ входит рулевая система для контроля поворотов мотора и система управления газом. Рулевые делятся на механические и гидравлические. Стоимость первой системы ниже и легче процесс установки.

Но при этом их нельзя применять на движках большой мощности. Также рулевой трос чутко реагирует на перегибы и не может долго использоваться. В механические устройства входит:

Полезная информация
1 редуктор
2 трос
3 рычаг
4 колесо

Далее следует разобраться, какое назначение имеет каждая составляющая системы.

  1. Рулевые редукторы делят на группы по мощности движка: до 55 «лошадок» и более. Последние годятся даже на моторы до двухсот лошадиных сил. Правда, в таком случае уместнее будет поставить гидравлическую систему.
  2. Трос подбирается согласно модели редуктора и параметров лодки. Так, до 55 лошадиных сил подойдет трос марки М58, а выше – М66. Чтобы правильно подобрать его, нужно померить длину от центра редуктора до борта катера, потом до транца (место крепления подвесного мотора) и учесть половину ширины транца. Далее все три цифры складываются и получается результат в метрах. Цифру делят на 0,3 и остается длина в футах.
  3. Рычаги необходимы для того, чтобы приспособить механическую систему практически к любому движку. Также благодаря им становится возможным управление лодочным мотором в системе, состоящей из нескольких двигателей, но с одним рулевым редуктором.
  4. Колесо представляет собой отверстие с пазом для сцепления с редуктором. С ними проблем не возникает, поскольку все колеса могут сосуществовать с разными редукторами. Нужно лишь выбрать комплектацию, потому что некоторые производители предлагают колеса без втулок.

Если нет возможности установить механику, то вспоминают о гидравлике. Так бывает при сложном пути прокладки ДУ. Гидравлика лучше, если речь идет о мощном двигателе и точка управления им далека от самого мотора. Она легче и допускает установку «автопилота».

Управление лодкой при включенном моторе

Как бы плохо ни отзывались о моторах поклонники чисто парусного плавания, в жизни каждого шкипера наступает момент, когда он благодарит судьбу за двигатель, висящий за кормой.

Читайте также:
Ловля сазана в астрахани -выбор лучшего места и наживки

С его помощью многие яхты были спасены от гибели в морской пучине, многие люди, оказавшиеся за бортом, выжили, так что мотор – важный элемент спасательного оборудования яхты, несмотря на недостаточно эстетичный внешний вид. В последние годы этот факт признали даже авторитеты мира скоростных гонок.

Подвесить мотор – это одно дело (сейчас легко приобрести морской мотор для любого типа яхт), а управлять лодкой с помощью мотора – совсем другое. Сам процесс отличается от управления автомобилем, у которого есть тормоза и на который мало влияют внешние условия. На яхте же тормозов нет, а внешние факторы, такие, как ветер и приливы, могут оказывать существенное влияние на ее движение.

Умение управлять лодкой с помощью мотора поможет избежать неприятностей, возможно, даже спасет жизнь – словом, пойдет только на пользу.

При включении мотора лодка не движется прямо вперед, как автомобиль. Вместо этого вращающий момент винта (также называемый боковым эффектом винта) вызывает раскачивание носа в ту или другую сторону, в зависимости от того, в какую сторону он крутится – в правую (по часовой стрелке) или левую (против часовой стрелки). Этот эффект бывает весьма ощутимым, неопытного моряка он может застать врасплох.

Например, если яхта движется вдоль стоянки или причала, а мотор крутится в обратном направлении, нос судна неожиданно повернет вправо (если винт вращается в правую сторону), и может произойти столкновение яхты с причалом. В некоторых случаях руль может спасти положение, но, когда мотор толкает лодку назад, руль часто оказывается неэффективным, полагаться на него не стоит.

Поэтому еще до начала использования мотора в оживленных местах, например на якорной стоянке, важно узнать, как яхта реагирует на его включение. Выведите лодку на свободное место, остановите ее и попрактикуйтесь, включая передний и задний ход, чтобы знать, в какую сторону и насколько поворачивается нос.

Если винт вращается в правую сторону (по часовой стрелке, если смотреть со стороны кормы), вращающий момент (боковой эффект винта) повернет нос судна влево при движении вперед, а при движении назад – вправо. Винт, вращающийся в левую сторону, дает противоположный эффект.

Если вы беретесь за руль чужой яхты и не знаете, в какую сторону вращается винт, левую или правую, такое упражнение позволит выяснить этот вопрос очень быстро – достаточно увидеть, в какую сторону повернется нос.

При использовании мотора следует учитывать еще одно: чтобы руль работал эффективно, нужно, чтобы через него шел поток воды. Когда мотор толкает лодку вперед, винт направляет поток воды через лопасть руля (обычно в сторону кормы от винта), в этом случае яхта хорошо слушается руля. При движении назад толчок винта направляет поток воды вперед, от руля, при этом судно будет плохо слушаться руля. Потом лодка наберет скорость при движении назад, только тогда нормальный поток воды даст возможность управлять рулем.

Двигатель с винтом, вращающимся в правую сторону, при движении яхты вперед вызовет ее поворот носом влево(1). При движении назад (реверсивный режим), наоборот, нос движется вправо, а корма – влево (2)

Читайте также

ЗНАКОМСТВО С ЛОДКОЙ

ЗНАКОМСТВО С ЛОДКОЙ Для большинства людей покупка яхты – это важное событие, которое, как покупка дома или автомобиля, требует серьезного отношения во избежание проблем. Необходимо учитывать многие факторы. Решите заранее, какая яхта вам нужна: новая или бывшая в

Движение к месту стоянки при включенном моторе

Движение к месту стоянки при включенном моторе Большинство проблем во время движения при включенном моторе возникает при постановке на якорь («парковке» яхты), поэтому ниже даются некоторые рекомендации относительно методов, используемых для швартовки лодки к причалу

Управление лодкой

Управление лодкой Даже с точки зрения управления лодкой океанские переходы проще чем кажется. Если время выбрано правильно, многогие дни и недели плавание проходит при постоянных и попутных ветрах. Не нужно крутить поворотов. Иногда ветер усиливается и приходится

Государственное управление

Государственное управление ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ — осуществляемая на основе законов и других нормативных актов организующая, исполнительная и распорядительная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных

Местное управление

Местное управление МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ — управление делами, главным образом местного значения, осуществляемое органами и должностными лицами, назначенными центральными или иными вышестоящими государственными органами и подотчетными последним (например, комиссарами

Оперативное управление

Оперативное управление см. Право оперативного

XLV. Управление

XLV. Управление § 198. Беспредложное и предложное управление 1. При выборе вариантных беспредложных и предложных конструкций типа вытянуться линией – вытянуться в линию, собираться кучками – собираться в кучки учитывается различие в смысловых оттенках: предложные

XLV. УПРАВЛЕНИЕ

XLV. УПРАВЛЕНИЕ § 198. Беспредложное и предложное управление 1. При выборе вариантных беспредложных и предложных конструкций типа вытянуться линией — вытянуться в линию, собираться группами — собираться в группы учитывается различие в смысловых оттенках: предложные

СВЯЗЬ С ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

СВЯЗЬ С ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ Важность задач, решаемых подводными лодками, определяет требование к обеспечению их надводной связью. Основное направление работ – создание надежного, помехозащищенного оборудования, отвечающего современным условиям. Для

Управление самолетом

Управление самолетом Одними из основных характеристик самолета являются устойчивость и управляемость. Они обеспечиваются выбором геометрических параметров крыла, оперения, органов управления, центровкой, а также автоматизацией управления Управление осуществляется

Яхтинг. Полное руководство.2007. Яхтинг. Полное руководство. Файл взят с сайта

ИСКУССТВО МОРЕПЛАВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЯХТОЙ
Завязывание узла на бросательном конце
ЭТОТ узел можно быстро завязать и легко распустить.
Чтобы его завязать, сначала сделайте двойной шлаг,
а потом выполните описанные ниже шаги, пропуская
рабочий конец через обе части шлага, туго затягивая его
после каждого оборота. Если вы собираетесь бросать
тяжелый перлинь но берег, примените шкотовый узел,
чтобы подтянуть более тяжелый канат (см. с. 66). Этот
узел еще называется также францисканскимвоз­
можно, по аналогии с кисточкой на поясе монахов-
францисканцев.
Для узла оставьте на конце шкота
около 60 см длины, в зависимости от
толщины, и сделайте шлаг. Отступив
примерно 25 см от шлага, начинайте
оборачивать рабочий конец вокруг
частей шлага. Первый оборот закре­
пите на самом шлаге, во время рабо­
ты передвигайтесь к его концу
Продолжайте делать обороты вокруг
частей шлага, пока трос не закончит­
ся. После каждого оборота проверяй­
те, туго ли затянут трос, чтобы обеспе­
чить максимальную плотность узла
Пропустите ходовой конец через пос­
леднюю видимую часть шлага, затем
потяните вниз за коренной конец. Вот
и все! Ваш узел готов
Бросательные кониы
Легкие тросы очень часто используются на судах любо­
го размера. Их перебрасыва­
ют либо на другую лодку для передачи буксирного каната, либо для передачи якорного каната кому-либо на причале, либо в любом другом слу­
чае, когда нужно осуществить контакт на расстоянии через полосу воды.
При получении легкого троса к нему крепится более тяжелый буксирный или якорный канат.
Такой канат должен быть лег­
ким, но прочным, а его длина — достаточно большой.
Бросание легкого каната — это мастерство, которого недо­
стает большинству современ­
ных моряков, но оно считается одной из составляющих искус­
ства профессионалов и часто оказывается очень полезным.
Бросаемый конец троса сна­
чала крепится к канату сред­
него веса, часто декоративным узлом под названием «кулак обезьянки». Затем трос скла­
дывается в «бухту» по часовой стрелке в левой руке (пред­
полагаем, что бросать будет правша), потом «бухта» акку­
ратно делится на две неравные части, большая из них остается в левой руке. Трос в правой руке (с грузом или «кулаком обезьянки» на конце) после размаха перебрасывается, при этом кисть левой руки должна быть открыта, чтобы оставша­
яся часть троса могла свободно разматываться. Эта процедура предназначена, во-первых, для уменьшения веса бросаемого троса и, во-вторых, для умень­
шения риска запутывания троса во время броска.
Поскольку иногда бросание троса бывает необходимо в экс­
тремальной ситуации, этой тех­
никой должен владеть хотя бы один из членов команды.
68 www.kodges.ru

Читайте также:
Рыбалка на Клязьминском водохранилище ловля леща плотвы окуня и щуки

УПРАВЛЕНИЕ ЛОДКОЙ ПРУ ВКЛЮЧЕННОМ МО!
Управление лодкой при включенном моторе
Как бы плохо ни отзывались о моторах поклонники чисто парусного плавания, в жизни каждого шкипера наступает момент, когда он благодарит судьбу за двигатель, висящий за кормой.
С его помощью многие яхты были спасены от гибели в мор­
ской пучине, многие люди, ока­
завшиеся за бортом, выжили, так что мотор — важный эле­
мент спасательного оборудова­
ния яхты, несмотря на недоста­
точно эстетичный внешний вид.
В последние годы этот факт признали даже авторитеты мира скоростных гонок.
Подвесить мотор — это одно дело (сейчас легко приобрес­
ти морской мотор для любого типа яхт), а управлять лодкой с помощью мотора — совсем другое. Сам процесс отличает­
ся от управления автомобилем, у которого есть тормоза и на который мало влияют внешние условия. На яхте же тормозов нет, а внешние факторы, такие, как ветер и приливы, могут ока­
зывать существенное влияние на ее движение.
Умение управлять лодкой с помощью мотора поможет избежать неприятностей, воз­
можно, даже спасет жизнь — словом, пойдет только на пользу.
При включении мотора лодка не движется прямо вперед, как автомобиль. Вместо этого вра­
щающий момент винта (также называемый боковым эффек­
том винта) вызывает раска­
чивание носа в ту или другую сторону, в зависимости от того, в какую сторону он крутится — в правую (по часовой стрел­
ке) или левую (против часовой стрелки). Этот эффект бывает весьма ощутимым, неопытного моряка он может застать врас­
плох.
Например, если яхта движет­
ся вдоль стоянки или причала, а мотор крутится в обратном направлении, нос судна неожи­
данно повернет вправо (если винт вращается в правую сто­
рону), и может произойти стол­
кновение яхты с причалом. В некоторых случаях руль может спасти положение, но, когда мотор толкает лодку назад, руль часто оказывается неэффектив­
ным, полагаться на него не стоит.
Поэтому еще до начала использования мотора в ожив­
ленных местах, например на якорной стоянке, важно узнать, как яхта реагирует на его вклю­
чение. Выведите лодку на сво­
бодное место, остановите ее и попрактикуйтесь, включаяперед- ний и задний ход, чтобы знать, в какую сторону и насколько поворачивается нос.
Если винт вращается в правую сторону (по часо­
вой стрелке, если смотреть со стороны кормы), вращаю­
щий момент (боковой эффект винта) повернет нос судна влево при движении вперед, а при движении назад — вправо.
Винт, вращающийся в левую сторону, дает противополож­
ный эффект.
Если вы беретесь за руль чужой яхты и не знаете, в какую сторону вращается винт, левую или правую, такое упражнение позволит выяснить этот воп­
рос очень быстро — достаточно увидеть, в какую сторону повер­
нется нос.
При использовании мотора следует учитывать еще одно: чтобы руль работал эффектив-
Авигатель с винтом, вращающимся в
правую сторону, при лвижении яхты
вперел вызовет ее поворот носом влево
(1). При движении назал (реверсивный
режим), наоборот, нос движется впра­
во, а корма – влево (2)
но, нужно, чтобы через него шел поток воды. Когда мотор толкает лодку вперед, винт направляет поток воды через лопасть руля (обычно в сторону кормы от винта), в этом случае яхта хорошо слушается руля.
При движении назад толчок винта направляет поток воды вперед, от руля, при этом судно будет плохо слушаться руля.
Потом лодка наберет скорость при движении назад, только тогда нормальный поток воды даст возможность управлять рулем.
69 www.kodges.ru

У IIP/ . О И
ИСКУССТВО МОРЕПЛАВАНИЯ И
Движение к месту стоянки при включенном моторе
Большинство проблем во время движения при включенном мото­
ре возникает при постановке на якорь («парковке» яхты), поэто­
му ниже даются некоторые реко­
мендации относительно методов, используемых для швартовки лодки к причалу при разных условиях. Все описания даны для двигателя с винтом, враща­
ющимся вправо (см. с. 69).
Встречный или попутный
ветер
При встречном ветре многое зависит от того, с какой сторо­
ны находится пристань. Если она лежит с левой стороны, яхту можно вести под углом, пока нос не окажется на месте, потом закрепить его на стоянке.
После этого короткий толчок мотора в корму подтянет ее к месту стоянки. При подхо­
де к месту стоянки правым бортом действовать нужно так же. После того как нос лодки окажется на месте, его нужно закрепить. Руль повернуть влево до упора, при этом крат­
ковременное включение мотора подтолкнет корму к стоянке, в результате яхта будет стоять вдоль причала.
Если ветер дует сзади, можно выполнить ту же последователь­
ность действий. Однако, для того чтобы удерживать яхту в положении против ветра, потре­
буется включить задний ход на более длительное время, в этом случае нужно обязательно учи­
тывать увеличение вращающего момента.
Ветер к месту стоянки
Лучше всего позволить ветру проделать всю работу. Медленно
70 подводите лодку к доку до тех пор, пока ее нос не поравняется со стоянкой, но под небольшим углом к ветру, и на расстоянии примерно в один метр плав­
но включите задний ход, чтобы избежать вращающего момен­
та. Когда яхта остановится, она мягко пройдет к стоянке, нос
(под углом) первым немного отойдет от причала, его будет нужно выровнять, когда лодка станет вдоль пристани.
Ветер от стоянки
(в правый борт)
Это более трудный маневр, потому что после остановки яхту будет сносить ветром от стоянки. Здесь можно исполь­
зовать эффект вращающего момента. Подведите лодку как можно ближе к стоянке, бросьте кормовой трос на берег и закре­
пите. Включите задний ход.
Поскольку корма закреплена, вращающий момент потянет нос к месту стоянки против ветра.
Очень важно бросить и закре­
пить носовой трос как можно быстрее, пока его не отнесло ветром в сторону от причала.
Ветер от стоянки
(в левый борт)
В этом случае вращающий момент используется для достижения другого эффекта.
Направьте лодку под неболь­
шим углом к стоянке, бросьте трос с носа на берег как можно быстрее, затем подтяните нос к причалу и закрепите трос.
Включите мотор и поверните руль круто вправо, в результате этих операций вы сможете пос­
тавить свою яхту кормой вдоль причала. Включение заднего хода при закрепленном носе может оказать то же действие.
Чтобы развернуть лодку на небольшом пространстве, включите мотор и поверните
руль вправо (яхта двинется носом вправо>. Включите задний ход, чтобы вращающий
момент толкал корму влево, нос продолжит движение вправо (винт вращается в
правую сторону). Продолжайте, пока яхта не развернется но 180°. По этой методике
некоторые лодки могут развернуться в пределах длины своего корпуса
www.kodges.ru

Читайте также:
Рыбалка на акулу в Черном море

ПОСТАНОВКА НА ЯКОРЬ И ШВАРТОВКА
Постановка на якорь и швартовка
Якорь всегда должен быть под рукой. Он также является час­
тью спасательного оборудова­
ния лодки, что владельцы яхт не всегда учитывают. Когда все остальное выходит из строя, якорь часто оказывается единс­
твенным средством спасения в критической ситуации.
Поломка мачты или дви­
гателя у подветренного бере­
га — вот типичные примеры ситуаций, когда использование якоря может оказаться жизнен­
но важным. Якорь — это недо­
рогая, простая часть яхтенного оборудования, но в кризисной ситуации наличие его на борту окупится сторицей.
По своей сути якорь предна­
значен для удержания лодки на одном месте, например у берега во время семейного пикника или прогулки команды с целью знакомства с неизвестной бух­
той.
При условии, что якорь под­
ходит для конкретной яхты и найдено хорошее дно (поверх­
ность морского дна, за которую цепляется якорь), он обеспе­
чит безопасность в большин­
стве случаев, удерживая лодку носом к ветру или приливу
(смотря, что сильнее); ни у судна, ни у команды проблем не будет.
Типы якорей
Существует множество раз­
личных типов якорей. Важно использовать нужный тип якоря, потому что он должен прочно зарыться в морское
дно, чтобы хорошо держать.
Якорь, который хорошо держит на песчаном дне, может не зацепиться за гладкую скалу, а предназначенный для скалис­
тых рифов может не зарыть­
ся в илистое или песчаное дно. Слишком легкий якорь будет скользить по морскому дну или выйдет на поверх­
ность при малейшей нагрузке; а слишком тяжелый зацепится буквально за что угодно, и потом команда будет мучить­
ся, вытаскивая его наверх!
Специалисты дадут совет по
весу якоря, а его тип будет зависеть от назначения.
На килевых яхтах обыч­
но используют якоря общего назначения: якорь Данфорта, я корь-плуг, якорь Брюса и адмиралтейский.
Пожалуй, самым распростра­
ненным является легкий якорь
(якорь Данфорта), поскольку его удобно хранить и он хоро­
шо держит судно на мягких видах морского грунта. Якорь- плуг особенно хорош для илис­
того или песчаного дна, но он не будет держать на скалистых рифах. Якорь Брюса отливается из металла целиком, что дает ему огромную прочность; он хорошо держит и на скалис­
том грунте, и на илистом, и на песчаном. Эти виды якорей обычно крепятся на носу круп­
ных яхт.
Если выбирать якорь с точки зрения удерживающей способ­
ности (в водорослях или на скальном грунте), лучше оста­
новиться на адмиралтейском, имеющем традиционную форму.
Если он зарылся в морское дно, он практически никогда не потащит судно. Однако он тяжел и громоздок, поэтому мало популярен на яхтах, где места недостаточно.
Рифовый якорь (грапнель) по строению напоминает зонтик,
его лапы цепляются за скальные расщелины рифов, но на илис-
Якорь-плуг
Якорь Брюса
том или песчаном дне он будет совершенно бесполезен. Такой якорь трудно хранить; но теперь появился складной вариант, он очень популярен, особенно на швертботах.
Якорь Данфорта
71
www.kodges.ru

Читайте также:
Летняя Омская рыбалка на озёрах и реках видео фото

ИСКУССТВО Д- И УИРЛЕ:<>П:>НИЯ ЯХТОЙ
Якорь должен лежать на поверхности морского дна, а это происходит только в том случае, когда якорный канат провисает. Чем
длиннее якорный канат, тем лучше он удерживает якорь, поэтому нужно вытравливать цепь или канат, если ветер крепчает, а
море становится неспокойным
Якорный канат или трос
Якорный канат — важное условие безопасного бросания якоря, крепить его к якорю нужно заранее. Трос прини­
мает на себя большую часть нагрузки на якорь, предотвра­
щая его расцепление с мор­
ским дном в случаях, когда лодка движется назад. Резкое вытравливание или чрезмерное натяжение троса могут выдер­
нуть якорь из грунта, поэтому якорный трос должен погло­
щать нагрузки и удерживать якорь на месте.
Это достигается одним из двух способов. Во-первых, длина вытравливаемого якорно­
го каната должна быть гораздо больше, чем глубина воды, что позволяет ему провисать. Если длина троса в пять раз больше глубины, это хорошо для безо­
пасного бросания якоря при нормальных условиях, хотя для обычной постановки на якорь в защищенной гавани можно использовать более короткий трос. Когда лодка отодвигается назад на якорном тросе, он растягивается, изгиб выпрям­
ляется. Таким образом, тол­
чок поглощается, напряжение якоря уменьшается и предо­
твращается его расцепление с грунтом. Чем длиннее якор­
ный трос, тем лучше держит якорь — это азбука безопасной постановки на якорь, поэтому, если поднимается ветер или что-то другое внушает опасе­
ния, нужно больше вытравить якорный канат.
Во-вторых, якорь крепится к канату цепью. Это увеличивает поглощающий эффект изгиба троса и помогает лапам якоря глубже зарыться в морское дно.
Благодаря своему весу цепь опускается на дно и лежит; так уменьшается угол, при котором трос тянет якорь. Наилучшим положением для любого якоря будет такое, при котором вере­
тено лежит на морском дне, потому что это позволяет лапам глубже зарыться в грунт.
Достаточная длина тяжелой цепи плюс длинный якорный трос — это серьезное основание для спокойного сна во время стоянки на якоре.
72 www.kodges.ru

ПОСТАНОВКА НА ЯКОРЬ И ШВАРТОВКА
Перед бросанием якоря цепь раскладывается на палубе
Прежде чем бросать якорь, уложите
его поперек носовой части яхты, как
показано на рисунке; якорный канат
нужно размотать, разложить на палубе
и привязать к мачте
Последовательность
действий при бросании якоря
Для успешного бросания якоря используют разные способы, хотя с практической точки зрения лучше всего делать это, поставив лодку носом к ветру, потому что она все равно займет такое поло­
жение, когда якорь зацепится.
Последовательность действий при бросании якоря во время движения под парусом описана на с. 56. При включенном моторе выполнить это, пожалуй, легче и безопаснее, особенно на пере­
полненных стоянках. Задний ход вместо дрейфа назад на якорном канате дает возможность лучше управлять ситуацией и позволяет якорю глубже зарыться в морс­
кое дно. Когда якорь зацепится, якорный канат натянется и яхта станет носом к ветру, после чего мотор можно выключить.
Поднятие якоря
Поднятие якоря при работаю­
щем моторе приводит к движе­
нию вперед; в это время пос­
тепенно выбирается трос, до тех пор пока лодка не будет находиться прямо над якорем.
В этом положении он просто выйдет из морского дна. Если якорь запутался и не поднима­
ется вручную, можно усилить тягу, для чего следует закрепить трос на передней швартовой тумбе или крепительной утке и двигаться вперед над якорем.
Это изменит угол якоря отно­
сительно морского грунта на противоположный и позволит поднять его без особых усилий.
На некоторых якорях есть спе­
циальный трос, прикрепленный к лапам (буйреп), он действует так же поворачивает якорь назад.
Поднятие якоря при движе­
нии под парусом относится к основным маневрам движения под парусом (см. с. 57).
73
www.kodges.ru

ИСКУССТВО МОРЕПЛАВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЯХТОЙ
При постановке на якорь важно снять показания компаса или взять пеленги двух
промежуточных береговых объектов. Это позволит иметь точку отсчета, если якорь
не возьмет
Место для стоянки
Неразумно оставлять лодку на якоре без присмотра. Какой бы безопасной ни была стоянка на якоре, яхта может потянуть якорь за собой, тогда возникнут проблемы. То же самое касается сна на борту; состояние лодки следует проверять хотя бы один раз за ночь, а если погода ухуд­
шается, то чаще, чтобы удос­
товериться, что яхта не тянет якорь за собой.
Разумный шкипер будет про­
верять положение яхты относи­
тельно берега даже в дневные часы, он обратит внимание на первые же признаки того, что якорь ненадежен. После пос­
тановки яхты на якорь следует определить ее местонахождение и сделать отметку на карте. При первых признаках изменения местоположения один взгляд на карту подтвердит это.
Положение на карте опреде­
ляется по компасу и находится на пересечении пеленгов (см. с. 125). Можно использовать систему GPS (Глобальная сис­
тема определения местонахож­
дения, точная система навига­
ции и наблюдения, основана на получении сигналов со спутни­
ков), хотя на тесной перепол­
ненной стоянке могут возник­
нуть трудности в определении точного местоположения яхты.
После установления место­
нахождения лодки и нанесения промежуточных пеленгов двух береговых объектов можно про­
верить положение яхты визуаль­
но, без компаса, системы

Управление моторной и гребной лодкой — правила и советы

Прогулка на моторной лодке – увлекательное и захватывающее занятие, однако для неопытных водномоторников она может закончиться происшествием. Если при передвижении с помощью весел риск попасть в аварию достаточно невелик, то в случае неправильного управления лодкой с работающим подвешенным мотором могут быть серьезные последствия. Чтобы избежать трагедии необходимо соблюдать меры безопасности при эксплуатации лодки с мотором.

Что влияет на управление лодкой

На уровень безопасности при обращении с лодкой влияют такие её характеристики, как обводы корпуса, конструкция винта и руля, а также сама мощность используемого двигателя.

Внешними или природными факторами, которые влияют на безопасность плавания, являются сила и направление ветра, течение, высота волны и глубина водоема.

Читайте также:
Борисовские пруды - история, достопримечательности, рыбалка и отдых, как добраться, фото и видео

Все стандартные манёвры при передвижении характеризуются рядом особенностей, которые присущи лишь моторной лодке.

У новичков часто возникают проблемы, связанные с осуществлением поворотов, а также с рулевым управлением.

При повороте штурвала вправо руль также разворачивается вправо, что способствует забросу кормы влево и развороту носа вправо. Но иная ситуация с реверсами, когда при том же положении руля корма уходит вправо.

Поэтому прежде чем пользоваться моторной лодкой, следует обстоятельно попрактиковаться, особенно в осуществлении манёвров с реверсами.

Подготавливаемся к отплытию

Все необходимое у вас с собой, вы на берегу, и укладываете все вещи в непромокаемые мешки, которые смогут послужить сиденьем во время путешествия. Выберете безопасное место для спуска на воду, привяжите якорь к леерному ограждению и закрепите его как швартовый канат. Аккуратно распределите груз по всей площади дна и привяжите так, чтобы во время большой волны ничего не вылетало и не принесло вреда. Распределяйте ближе к корме. Оденьте спасательные жилеты, проверьте, чтобы всё было закреплено. Все производители предусматривают страховочную остановку двигателя, в виде троса при выдёргивании которого мотор сразу глушится. Это делается для того, чтобы человек попавший в воду не получил серьёзных или смертельных травм. Тот, кто управляет лодкой, обычно прикрепляет трос к своему жилету. Отчаливайте с поднятым мотором, управляя вёслами.

Спасательные жилеты

Для организации безопасного плавания стоит позаботиться о наличии нужного количества спасательных жилетов. Совсем не помешает предварительно поинтересоваться у пассажиров, все ли умеют плавать, и в дальнейшем учитывать это при планировке маршрута.

На скорость и управление лодкой влияют скопления воды в льялах, поэтому сначала нужно полностью их выкачать. Перед запуском подвесного мотора следует поднять кожух, дабы избавиться от опасных паров топлива.

Также для безопасности следует прихватить подробную карту, если вы плохо знаете акваторию, по которой будет совершать плавание.

Отмели, различные препятствия, перепады глубины и прочее могут не просто спровоцировать неожиданные поломки и мелкие проблемы, но и вовсе стать угрозой для жизни.

Перед отплытием стоит продумать комплекс действий в случае выхода из строя мотора. Курс лучше прокладывать так, чтобы при поломке ветер подогнал судно к берегу, а не от него. Не будет лишним прихватить хороший якорь с определённой длиной каната.

Безопасное управление лодочным мотором

Безопасное управление лодочным мотором

Управление лодкой — это увлекательный и захватывающий процесс, однако он крайне опасен для новичков.

Если при управлении веслами риск невелик, то в случае с мотором могут быть серьезные последствия. Необходимо грамотно выбирать модель. Для новичка в управлении точно не стоит брать товары, которые обладают большой мощностью, ведь он рискует не справиться с ними.

Опытным пользователям также не стоит перебирать с количеством лошадиных сил. Мотор следует выбирать, исходя из тех целей, которые вы наметили. Выбрав компактное устройство, можно не только получить наслаждение от прогулок по воде, но и быть в безопасности. Даже относительно небольшое количество лошадиных сил (3-4) позволит развить немаленькую скорость, не подвергая себя угрозе.

Несмотря на то, есть ли опыт или нет, необходимо соблюдать правила поведения на воде.

Чтобы управлять устройством необходимо:

1. Располагаться ближе к мотору. При необходимости следует сидеть с расставленными ногами.

2. Нужно завести двигатель. Сожмите шарик зажигания, расположенный на топливном проводе. Делать это стоит до тех пор, пока не будет ощущаться сопротивление. Не стоит сдавливать шарик уже в процессе функционирования устройства.

3. Стоит удостовериться, что агрегат стоит на нейтральной скорости.

4. Дроссель следует установить на специальную позицию «старт». Зачастую ее отмечают разработчики. Если же таковой пометки не имеется, то его следует повернуть приблизительно на треть мощности.

5. Если мотор холодный, то необходимо достать ручку подсоса. Двигатель находится в таком температурном режиме, когда долгое время простаивает.

6. Нужно встать на ноги. Потом следует потянуть за ручку, осуществив быстрый и долгий рывок тросом. Велика вероятность, что сразу устройство не заведется, поэтому такую процедуру необходимо будетповторять до тех пор, пока не услышите характерный звук.

7. В том случае, если двигатель не запустился после 3-4 попыток, нужно нажать на подсос. После этого вновь повторите попытку. Если опять постигнет неудача, то необходимо чередовать включение и отключениеподсоса.

8. Когда мотор заработает, нужно вставить заслонку внутрь. Это обеспечит плавный и комфортный холостойход. Далее стоит отрегулировать работу заслонки и выставить небольшой показатель скорости.

9. Учитывая место нахождения, необходимо поставить мотор на переднюю или заднюю передачу.

10. Управление лодкой возможно с помощью специальной ручки. Если покрутить ее на себя, то скорость будет увеличиваться, а если от себя, то она станет уменьшаться.

Такие нехитрые правила позволят обеспечить приятную и безопасную прогулку по водоему. Находясь на таком устройстве впервые, лучше взять с собой того, кто уже обладает опытом его управления. Он будет помогать с этим, давать необходимые практические советы.

Очень полезно пройти курсы подготовки, получив соответствующий сертификат и права. Даже если ваша лодка обладает небольшим мотором и на ней просто невозможно развить большую скорость, такие занятия являются полезным навыком. После них можно будет себя чувствовать на воде гораздо увереннее.

Советы по эксплуатации:

1. На топливном баке установлен воздушный клапан. Его следует открыть. Это разрешает воздуху войти туда, сменив уже отработанное горючее. Если этого не сделать, то существует риск, что уже в ближайшее время двигатель заглохнет или возникнут проблемы с его запуском.

2. При отчаливании первым делом стоит отвязать корму, а затем носовую часть. Следует повернуть иотплывать на задней передаче, так как это минимизирует возможный риск получения царапин и повреждений.

Читайте также: Лодки (EN: Boats) обои, картинки, скачать 858 обои на рабочий стол. Красивые бесплатные фото для рабочего стола

3. Необходимо удостовериться, что топлива хватит на всю поездку. Лучше пусть будет небольшой запас, поскольку погодные условия и течение реки играют свою роль в расходе горючего. Профессионалы советуют иметь в резерве 1/3 от общего объема бака. Такого количества топлива хватит на небольшое путешествие. Убедитесь, что шланг плотно прилегает, он должен издать характерный звук (щелчок) на разъеме двигателя.

Читайте также:
Какие термоноски лучше выбрать для зимней рыбалки
Чтобы избежать рисков:

1. Убедитесь, что все используемые детали являются качественными и сертифицированными.

2. Необходимо разместиться в лодке таким образом, чтобы поддерживался ее баланс.

3. Убедитесь, что масло и бензин используются в правильных пропорциях.

4. Переключаться стоит исключительно на низких скоростях.

Таким образом, приняв во внимание все вышеуказанные моменты, удастся сделать свою прогулку по водоему приятной и безопасной. Выбирая мотор, опирайтесь не только на свои желания, но и на советы профессионалов. Это позволит найти ту модель, которая полностью соответствует всем критериям и подарит радость и наслаждение от пребывания на воде.

Проверяйте двигатель

Перед выходом в плавание проверяйте двигатель и давайте ему пару минут поработать на холостом ходу. Проверяйте работу двигателя на реверсе.

Периодически проводите профилактический осмотр мотора. Не забывайте хорошо фиксировать швартовый трос, дабы тот не попал в винт.

Как и в случае с автомобильным движением, существуют определенные правила обгона других суден, расхождения с ними. С этими правилами также в обязательном порядке стоит ознакомиться.

Следуя указанным советам, вы сможете значительно обезопасить себя от опасных и попросту неприятных происшествий при плавании на моторной лодке.

Статья по теме: лучшие лодки для рыбалки

С чего начать? Изучаем законодательство

  1. Регистрация. Процедуру придется проходить, если мощность двигателя лодки превышает 10,88 л. с. Регистрация плавстредства происходит в ГИМС. Необходимо иметь при себе паспорт, ИНН, документы, подтверждающие право на собственность, техпаспорта на лодку и силовой агрегат, квитанцию об оплате госпошлины.
  2. Получение водительского удостоверения. Права нужны, если мощность мотора превышает 5 л. с. Удостоверение также выдает ГИМС. Пройти обучение можно как в специализированных центрах, так и самостоятельно. Главное — успешно сдать экзамен.

Управление лодкой ПВХ, на которую установлен двигатель мощностью в 5 л. с. и ниже, не потребует получения прав и, соответственно, регистрации.

Не забудьте ознакомиться с местными законодательными актами. В них вы найдете ответы на вопросы:

  • с какой скоростью двигаться возле берега;
  • на каком расстоянии держаться от других плавсредств;
  • каких дополнительных правил придерживаться.

Эти знания позволят избежать проблем и обеспечат вашу безопасность.

Управление при ветре и шторме

управление моторной лодкой пвх

Всегда следите за поведением ветра! Ветер влияет на скорость движения и может сильно противодействовать, а боковой ветер – это прямая опасность переворачивания. При вынужденном движении против ветра усиливается дрейфование лодки, то есть скорость сильно падает. При большой волне нельзя двигаться против ветра и по ветру. Старайтесь двигаться под косым углом своеобразными зигзагами, чтобы избежать переворачивания, и увеличить скорость движения. Соблюдайте дифферент — разница осадок судна между носом и кормой, чтобы избежать заливания водой, и избежать опасности во время поворота против волны. Следите за тем, чтобы пассажиры сидели держась за леерные ограждения и сидели равномерно от центра к корме. Можно добавить, что ветер одинаково влияет и на гребные лодки, поэтому поведение должно быть одинаковым.

Запуск двигателя и начало путешествия

правила управления лодкой пвх

Если вы пользуетесь GPS-навигатором, настройте место отправки и включите эхолот, не забывайте, у него есть определённый допуск на задержку, поэтому следует немного подождать прежде чем заводить мотор. Выйдя на глубину заведите мотор и прежде чем начать плавание проверьте чтобы обзор и посадке всех пассажиров была правильной, вдоль леерного ограждения.

Вначале не спешите брать резкий разгон, проверьте, как реагирует лодка, отрегулируйте плавность поведения лодки и продолжайте движение. Старайтесь удерживать обороты двигателя в экономном режиме, топливо вам всегда пригодится.

Консоль и приборная панель

  • Консоль рулевого управления на надувных лодка с жестким дном легко крепится к днищу болтами и представляет собой два кронштейна с панелью для крепления машинки и руля. Для лодок с мягким дном и небольших размеров консоль крепится на баллон носовой части или одного из бортов.
  • Также есть модели консолей для крепления на банку, представляет собой полноценную панель с возможность установки приборов и ветрового стекла. Изготавливается из стеклопластика, имеет малый вес и хороший дизайн с возможность установки в нее эхолота и навигатора. Полноценные панели для установок на лодки с жестким полом может представлять собой пульт совмещенный с креслом для экономии места и большего комфорта.
  • Стандартный набор приборов на панели – тахометр со счетчиком моточасов, индикатор уровня топлива и спидометр, показывающий скорость движения лодки относительно воды.

Нелишними будут и различные индикаторы:

  • температуры головки блока;
  • температуры воды за бортом;
  • давления воды в системе охлаждения;
  • угла наклона двигателя, а также амперметр и вольтметр.

Есть как универсальные приборы, так и специальные, предназначенные для двигателей определенного производителя или конкретной модели. Эти приборы необходимы в случае использования дорогостоящего двигателя средней и большой мощности, они помогают контролировать условия его работы и избежать перегрева или неожиданной разрядки аккумулятора.

Манёвренность моторных и гребных лодок при течении

Отдельно нужно рассмотреть поведение вёсельных лодок при движении в сторону берега, с сильным течением. Это делается под углом, в сторону выше причала против течения, таким образом, лодка движется именно к месту назначения. В сильный ветер попутно течению, отпускайте плавательное средство по течению и держите курс, в сторону берега. Потом вдоль берега вы всегда сможете вернуться. Не нужно опускать вёсла поглубже, вместо желаемого плавного и быстрого хода вы получите рывки и остановки, при этом быстро будете терять силы. Важно! Распределите силы и старайтесь наладить плавный ход. Опускайте вёсла на минимально допустимую глубину. Пользуйтесь перчатками, чтобы избежать ненужных мозолей. Скоростные лодки, движущиеся в сторону причала, проходят ниже по течению, делают разворот и возвращаются левым бортом к причалу.

Самое главное помните: при любом ухудшении погодных условий старайтесь держаться берега максимально близко!

Глиссирование

Самый распространённый способ передвижения с приподнятым носом лодки — это глиссирование, днище постоянно «отбивается» от воды. Если у вас модель длиной 3.5‐м, конструкция дна плоская или с малым килем, а центр тяжести правильно развешен, с развитием вашей рабочей скорости лодка сама примет нужное положение относительно воды. Всегда нужно помнить, что судно это не автомобиль и развивая скорость около 20км /час, вы не сможете резко остановиться. Нужно запомнить два основных фактора влияющие на остановку:

Читайте также:
Рыбы красного моря: описание с названиями и фото, ядовитые

— быстрый старт против волны или сильного ветра может опрокинуть лодку;

— в результате резкого сброса набегающая волна может накрыть судно.

Передвигаясь в режиме глиссирования, нельзя допускать прыжков лодки с гребня волны, когда транец отрывается от поверхности воды, выберите оптимальную скорость. Если вы новичок, то с ухудшением погоды старайтесь как можно быстрее плыть в сторону берега. Не подвергайте лишний раз опасности свою жизнь и жизни ваших пассажиров! Если вы попали в тёмное время суток обязательно включите сигнальные огни.

b) Боудены + привод дистанционного управления (выбор, виды, различия)

Тип боудена Диаметр троса, мм Ход троса, мм Мин радиус сгибания, мм Совместимость
C2 7 87 200 до 200 сил все Японские + Sail+ Selva
C8 8,5 87 200 больше 200 сил
C5 7 95 200 до 200 сил Mercury, Mariner, Mercruiser
C14 7 75 200 до 200 сил Johnson, Evinrude
C16 7 75 200 Mercury, Mariner, некоторые Япония

Самое распространенное решение дистанционного привода манеток газа и реверса на двигателе – применение тросов в боуденовской оболочке типа «тяни – толкай», то есть тросов передающих как тянущее, так и толкающее усилие.

Искусство мореплавания и управления яхтой

Термин «мореплавание» включает множество разных видов деятельности, но в основном подразумевает правильное (с морской точки зрения) поведение на борту. Искусство мореплавания часто является результатом многолетнего опыта, полученного в море, а этому не всегда можно научиться по книгам. Однако есть основные принципы хождения под парусом и действия, которые служат основой хорошего мореплавания. В этом разделе рассматриваются некоторые самые общие аспекты искусства мореплавания, о других вы узнаете из описания действий и маневров, которым посвящены последующие разделы.

Работа с тросами очень важна в мореплавании. Существует много способов вязать узлы, но есть только один правильный морской способ.

Иногда жизнь моряка зависит от его умения быстро завязать или развязать узел. Обычный узел может затягиваться под нагрузкой или при намокании, а большинство морских предназначено для быстрого завязывания и развязывания при любых условиях.

На яхтах и небольших парусных лодках широко применяются тросы. Как упоминалось на с. 31, прочные, жесткие проволочные тросы используются в качестве стоячего такелажа, чтобы удерживать на месте мачту, а гибкие проволочные и синтетические тросы применяются для снастей бегучего такелажа. На другом конце диапазона находятся тонкие тросы, применяемые для оплетания (закрепления конца большого каната с целью предотвращения его разматывания). Кроме того, есть синтетические тросы всех размеров и типов, употребляемые для управления парусами, швартовки лодки и так далее. Можно смело сказать, что все, связанное с практикой хождения под парусом, требует применения каких-либо тросов.

Тросы изготавливаются из разных материалов. Иногда их до сих пор изготавливают из натуральных волокон, но они все больше вытесняются более прочными синтетическими — такие тросы не повреждают руки, они меньше подвержены гниению. Синтетические тросы применяются в основном в качестве фалов (для поднятия парусов и шкотов) и для управления парусами.

На более крупных яхтах в качестве фалов и даже шкотов и брасов могут использоваться гибкие проволочные тросы, а на обычных семейных круизерах больше популярны синтетические.

Синтетические тросы обычно изготавливают из полипропилена, полиэстра или нейлона. Полиэстры, обычно это терилен и дакрон, — материалы для производства тросов ежедневного применения. Полипропилен грубее, его может повредить солнечный свет, поэтому из него изготавливают якорные или буксирные тросы. Первым синтетическим материалом, использовавшимся для изготовления тросов, был нейлон. Однако он растягивается, и это ограничивает его использование при серьезных нагрузках, особенно при установке парусов, хотя он широко применяется для буксирных и якорных канатов, где способность растягиваться становится достоинством. Нейлон может значительно растягиваться, на величину до 45% от исходной длины, в то время как для полиэстра этот показатель составляет 25%.

Большинство тросов изготавливается в двух видах: крученые и плетеные. Крученый является традиционным вариантом, в нем несколько стренг, обычно три, перевиты вместе. Такие тросы популярны среди моряков-любителей, потому что они прочны и их легко сплеснивать.

Плетеные канаты изготавливают разными способами; чаще всего используют составную форму, в которой сердцевина стренг заключается в плетеную оболочку. Возможно, это самый популярный канат среди всех, используемых на парусных судах: он прочен и, кроме того, гораздо мягче в руках, чем крученый. Но его трудно сплеснивать из-за сложной структуры.

Узлы и сплесени

ДЛЯ конкретных целей применяются разные формы и варианты морских узлов. В море используются разные виды, в зависимости от конкретных задач.

Главным фактором, определяющим выбор, является безопасность. Если швертбот под парусом переворачивается и команда оказывается в опасности, тогда разница между затянутым узлом и тем, который можно развязать под нагрузкой, означает разницу между быстрым восстановлением нормальной ситуации и катастрофой. Матрос, работающий на топе мачты, должен быть уверен, что узел троса, который удерживает его вверху, не развяжется, даже если канат мокрый.

Сплесени надежнее, чем узлы, но их применение ограничено. Они используются, когда нужно соединить два конца каната или создать постоянную проушину на конце троса.

Типичным примером использования сплесеня, а не узла является якорный. В этом случае требуется наличие проушины на свободном конце, который бросается на швартовую тумбу или крепительную утку на стоянке.

Проушину можно сделать, связав булинь на конце каната, но, так как узлы предназначены для легкого развязывания, такой узел может распуститься при постоянном трении яхты о причал. Проушина, сделанная с помощью сплесеня, не развяжется. Как правило, для сплесеневых работ используются синтетические плетеные тросы.

Булинь – используется для получения петли на конце троса или для привязывания его к кольцу или столбу. Он не развязывается под нагрузкой

Читайте также:
Уловистые мягкие силиконовые приманки - описание и отзывы

Восьмерка – это стопорный узел, использующийся для предотвращения выскальзывания конца каната из блока. Легко развязывается даже под нагрузкой или в мокром состоянии

Выбленочный узел – используется для привязывания кранцев к леерам или временной швартовки лодки к кольцу или свае

Двойной шкотовый узел – один из лучших способов соединения двух тросов разной толщины

Рифовый узел – используется для связывания двух тросов одинаковой толщины. Чаще всего используется при рифлении, отсюда и название

Оборот и два полуузла – часто используется, чтобы привязать трос к перилам или рангоуту, завязывается быстро и развязывается легко

Тали обычно состоят из нескольких блоков. Трос, пропущенный через блоки, образует устройство, позволяющее относительно легко поднимать тяжелые грузы.

Блоки изготавливают из различных материалов, чаще всего металла или синтетики. Шкивы внутри блока, через который пропускается трос, также могут быть изготовлены из металла или синтетического материала.

Количество шкивов в тали определяет, насколько она облегчит работу с грузом. На большинстве гика-шкотов устанавливаются блок и талевая система, прикрепленная к нижней стороне гика, обычно в кокпите или рядом с ним. Грот, даже среднего размера, может быть тяжелым, когда он наполнен ветром, так что для облегчения движения под устойчивым бризом понадобится таль.

На стакселе обычно не бывает талей, потому что он не особенно громоздок. Стаксель-шкот выбираются с помощью лебедок, установленных с каждой стороны кокпита.

Количество блоков тали определяет, во сколько раз уменьшается нагрузка. Этот коэффициент называется передаточным отношением (ПО), он рассчитывается по числу тросов в движущемся блоке. Например, у простейшей тали с одним шкивом, используемым для вытравливания и натяжения передней шкаторины паруса, один конец троса закрепляется на палубе, сам трос пропускается через блок вверх, а потом спускается вниз к матросу, который тянет за другой конец. Здесь передаточное отношение равно двум. Таль с двойным блоком, закрепленным наверху, и одиночным внизу крепится на палубе; у нее передаточное отношение равно трем.

Часто на борту держат небольшую переносную таль для облегчения работ с тяжелыми грузами.

Легкие тросы очень часто используются на судах любого размера. Их перебрасывают либо на другую лодку для передачи буксирного каната, либо для передачи якорного каната кому-либо на причале, либо в любом другом случае, когда нужно осуществить контакт на расстоянии через полосу воды.

При получении легкого троса к нему крепится более тяжелый буксирный или якорный канат. Такой канат должен быть легким, но прочным, а его длина — достаточно большой.

Бросание легкого каната — это мастерство, которого недостает большинству современных моряков, но оно считается одной из составляющих искусства профессионалов и часто оказывается очень полезным.

Бросаемый конец троса сначала крепится к канату среднего веса, часто декоративным узлом под названием «кулак обезьянки». Затем трос складывается в «бухту» по часовой стрелке в левой руке (предполагаем, что бросать будет правша), потом «бухта» аккуратно делится на две неравные части, большая из них остается в левой руке. Трос в правой руке (с грузом или «кулаком обезьянки» на конце) после размаха перебрасывается, при этом кисть левой руки должна быть открыта, чтобы оставшаяся часть троса могла свободно разматываться. Эта процедура предназначена, во-первых, для уменьшения веса бросаемого троса и, во-вторых, для уменьшения риска запутывания троса во время броска.

Поскольку иногда бросание троса бывает необходимо в экстремальной ситуации, этой техникой должен владеть хотя бы один из членов команды.

Управление лодкой при включенном моторе

Как бы плохо ни отзывались о моторах поклонники чисто парусного плавания, в жизни каждого шкипера наступает момент, когда он благодарит судьбу за двигатель, висящий за кормой.

С его помощью многие яхты были спасены от гибели в морской пучине, многие люди, оказавшиеся за бортом, выжили, так что мотор — важный элемент спасательного оборудования яхты, несмотря на недостаточно эстетичный внешний вид. В последние годы этот факт признали даже авторитеты мира скоростных гонок.

Подвесить мотор — это одно дело (сейчас легко приобрести морской мотор для любого типа яхт), а управлять лодкой с помощью мотора — совсем другое. Сам процесс отличается от управления автомобилем, у которого есть тормоза и на который мало влияют внешние условия. На яхте же тормозов нет, а внешние факторы, такие, как ветер и приливы, могут оказывать существенное влияние на ее движение.

Умение управлять лодкой с помощью мотора поможет избежать неприятностей, возможно, даже спасет жизнь — словом, пойдет только на пользу.

При включении мотора лодка не движется прямо вперед, как автомобиль. Вместо этого вращающий момент винта (также называемый боковым эффектом винта) вызывает раскачивание носа в ту или другую сторону, в зависимости от того, в какую сторону он крутится — в правую (по часовой стрелке) или левую (против часовой стрелки). Этот эффект бывает весьма ощутимым, неопытного моряка он может застать врасплох.

Например, если яхта движется вдоль стоянки или причала, а мотор крутится в обратном направлении, нос судна неожиданно повернет вправо (если винт вращается в правую сторону), и может произойти столкновение яхты с причалом. В некоторых случаях руль может спасти положение, но, когда мотор толкает лодку назад, руль часто оказывается неэффективным, полагаться на него не стоит.

Поэтому еще до начала использования мотора в оживленных местах, например на якорной стоянке, важно узнать, как яхта реагирует на его включение. Выведите лодку на свободное место, остановите ее и попрактикуйтесь, включая передний и задний ход, чтобы знать, в какую сторону и насколько поворачивается нос.

Если винт вращается в правую сторону (по часовой стрелке, если смотреть со стороны кормы), вращающий момент (боковой эффект винта) повернет нос судна влево при движении вперед, а при движении назад — вправо. Винт, вращающийся в левую сторону, дает противоположный эффект.

Если вы беретесь за руль чужой яхты и не знаете, в какую сторону вращается винт, левую или правую, такое упражнение позволит выяснить этот вопрос очень быстро — достаточно увидеть, в какую сторону повернется нос.

Читайте также:
Ерш: размеры, нерест, среда обитания, чем питается

При использовании мотора следует учитывать еще одно: чтобы руль работал эффективно, нужно, чтобы через него шел поток воды. Когда мотор толкает лодку вперед, винт направляет поток воды через лопасть руля (обычно в сторону кормы от винта), в этом случае яхта хорошо слушается руля. При движении назад толчок винта направляет поток воды вперед, от руля, при этом судно будет плохо слушаться руля. Потом лодка наберет скорость при движении назад, только тогда нормальный поток воды даст возможность управлять рулем.

Движение к месту стоянки при включенном моторе

Большинство проблем во время движения при включенном моторе возникает при постановке на якорь («парковке» яхты), поэтому ниже даются некоторые рекомендации относительно методов, используемых для швартовки лодки к причалу при разных условиях. Все описания даны для двигателя с винтом, вращающимся вправо (см. с. 69).

Как управлять лодкой с мотором

Как управлять надувной лодкой с мотором, чтобы не попасть в чрезвычайную ситуацию, находясь на воде, и не заработать штраф от ГИМС? На этот вопрос мы ответим в нашей новой статье.

Как управлять лодкой с мотором

Как управлять надувной лодкой с мотором, чтобы не попасть в ЧС на воде и не заработать штраф от представителей ГИМС? Приводим самые важные сведения по данной теме, фактически это краткая инструкция по управлению маломерным судном.

Начнём с основ, знать которые начинающему водномоторнику будет очень полезно – о регистрации ПВХ лодки с мотором.

Говоря вкратце: если мощность вашего подвесного мотора составляет более 10,88 лошадиных сил, то и весь водно-моторный комплект подлежит обязательной госрегистрации в ГИМС, а его владельцу придётся получать права на управление маломерным судном.

Соответственно при выходе на воду с таким комплектом у вас должен быть при себе подобный набор документов:
– паспорт или другое удостоверение личности,
– документ, подтверждающий владение водным транспортным средством (договор купли-продажи на лодку и мотор),
– паспорт на лодку с подвесным лодочным мотором,
– квитанция об уплате государственной пошлины,
– удостоверение судоводителя.

Если ваш комплект имеет массу менее 200 кг и оборудован мотором мощностью менее 10 л.с. регистрация необязательна.

Но документы и бумаги, заверяющие ваше право владения судном, нужно держать при себе на случай проверки — пригодятся.

Что нужно дополнительно уточнить в вашем местном отделении ГИМС:
– какова разрешённая скорость передвижения у береговой линии,
– каково безопасное расстояние между маломерными судами у берега,
– прочие правила регулирования движения маломерного водного транспорта на акватории, где вы собираетесь отдыхать.

При управлении моторным судном необходимо точно придерживаться следующих правил, соблюдение которых важно в первую очередь для сохранения вашей безопасности:

1) Перед выходом на воду изучите местную акваторию на предмет выявления скрытых подводных препятствий и помех движению. Местные рыбаки должны знать о подводных камнях и плитах, поинтересуйтесь у них, не поленитесь, это большой плюс к безопасности отдыха.

2) Грузоподъёмность судна должна быть известна вам до выхода на воду. Превышение лимита этого показателя является критичным нарушением, которое с большой степенью вероятности приведёт к затоплению судна. Посчитайте вес рыбаков, мотора, топлива, всех элементов снаряжения, запасов еды и питьевой воды — всё это должно укладываться в обозначенную в паспорте изделия (лодки) максимально допустимую величину — 200 кг/220 кг/300 кг и тд.

3) Используйте мотор только вместе с аварийной чекой, надлежащим образом пристёгнутой к вашему спасательному жилету (все пассажиры моторной лодки должны быть в спасжилетах).

4) Возьмите с собой: ЗИП-набор для мотора и лодки, якорь, черпак, вёсла, средства для подачи сигналов (свистки), аптечку, запас топлива, питьевой воды, заряженные телефоны и средства для внесетевой подзарядки в непромокаемых гермоупаковках. Приобрести специальные водонепроницаемые карманы для хранения документов, запасов и гаджетов можно в «Лодки-Питер». Проведите небольшой инструктаж для новичков, объясните им, как правильно забираться на борт лодки, какое место занять, как перемещаться в кокпите.

5) Без спешки установите мотор на транце, тщательно закрутив струбцины, заведите его, прогрейте несколько минут на холостом ходу, перед стартом убедитесь, что двигатель работает стабильно. При движении для проверки будет не лишним иногда включать реверс: если мотор в порядке, переключение не вызовет сбоев, резкого изменения звука работы и тд.

Как управлять моторной лодкой?

6) Начиная движение, удаляясь от береговой линии, не газуйте сразу. Сначала выйдите на открытую воду. Так же осторожно и не торопясь причаливайте. Соблюдайте дистанцию по отношению к другим судам и рыбакам. До начала движения желательно убедиться в отсутствии на акватории рыбаков, занимающихся подводной охотой, они могут попасть под винт вашего двигателя.

7) Прокладывайте маршрут, избегая параллельного большим волнам хода, удар сильной волны в борт способен опрокинуть даже крупную моторную лодку. Перед выходом на глиссер убедитесь, что впереди достаточно пространства и мотор работает корректно.

8) Рыбалка в тёмное время суток требует наличия достаточно мощного фонаря и/или установленных на ваш борт огней навигации. Без этих средств ночные покатушки на моторной лодке — очень опасное занятие, увлёкшись которым легко нечаянно врезаться в берег, препятствие или соседнее судно.

9) Трос для швартовки должен быть тщательно закреплён таким образом, чтобы ни в коем случае не соскользнуть за транец и не попасть в винт.

10) В любой непонятной ситуации сбавляйте ход и останавливайте мотор. Перегазовка не так страшна, как полный ход на сбоящем двигателя. Важно: всегда имейте при себе запасные свечи для вашей модели ПЛМ, это касается и 2-тактных модификаций, и 4-тактных моторов. Чтобы свечи не промокли, лучше хранить их в гермоупаковке.

Вместо послесловия: согласно информации от ГИМС, значительная часть ЧС на водно-моторных комплектах происходит по вине судоводителей, теряющих бдительность и контроль за ситуацией вследствие опьянения. Рыбаки, берегите себя, своё здоровье и свою жизнь и не увлекайтесь алкоголем, управляя моторной лодкой!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: