Как ухаживать за катушкой спиннинга

Спиннинг. Уход за спиннингом после рыбалки: Настройка спиннинга и хранение спиннинга


Спиннинг – спортивная рыболовная снасть, предназначенная для ловли исключительно хищных рыб на вертящиеся или колеблющиеся искусственные и натуральные насадки
. В соответствии с этим спиннинг имеет особое устройство и взаимодействие своих составных частей. Удилище является наиболее ответственной частью спиннинга, служащей для заброса насадки. Оно же является амортизатором рывков пойманной рыбы, позволяющим ее утомить и сделать добычей рыболова.

Спиннинговое удилище обязательно оснащается пропускными кольцами для шнура. Число этих колец на удилище зависит от его длины. Очень важной составной частью удилища спиннинга является катушка, на которой лежит задача своевременно подать шнур в строго необходимом размере и помочь полету блесны в намеченное место ее заброса. Катушка спиннинга имеет также назначение подать шнур, когда блесну взяла сильная и упористая рыба, которую очень рискованно сразу вываживать из воды, так как снасть при этом может быть серьезно повреждена.

Спиннинг, уход за спиннингом, настройка спиннинга, уход за катушкой для спиннинга, как ловить спиннингом, причины поломки спиннинга, поломка спиннинга, как ухаживать за спиннингом, балансировка спиннинга, удилище спиннинга, спиннинговое удилище

Как ловить спиннингом

Начинающий рыболов всегда интересуется, как ловить спиннингом, и только после первых поломок спрашивает, как ухаживать за спиннингом. Для начала объясним, как ловить на спиннинг. Спиннингом можно успешно ловить там, где есть хищные рыбы: в маленьком пруду, в глубоководной и мелководной реке или на спокойном озере. Cпиннингом можно ловить везде – его используют как в закрытых водоемах, так и в море. Ловить спиннингом следует так: рыболов с помощью удилища забрасывает далеко в водоем приманку, а затем почти сразу начинает наматывать леску на катушку. Благодаря подмотке лески приманка движется в воде, тем самым производя различные вибрации. Это привлекает хищную рыбу, раздражая ее пищевые рецепторы. Если хватки хищника не было, то рыболов сматывает леску на катушку, делает новый заброс спиннинга, и весь процесс повторяется. Если приманка схвачена, то рыболов подсекает и вываживает добычу.

Итак, спиннинг состоит из нескольких частей, ухаживать за каждой частью спиннинга надо отдельно и тщательно, на рыбалке со спиннингом от этого зависит многое.

Уход за спиннингом

Своевременный и тщательный уход за спиннингом надолго продлевает срок его эксплуатации. Вы же хотите купить спиннинг, чтобы пользоваться им как можно дольше. Для этого следует не только приводить его в порядок после каждой рыбалки. Итак, разберемся, как ухаживать за спиннингом.

Уход за спиннингом – уход за удилищем

  • Очистка удилища спиннинга

После рыбалки прежде всего тщательно отмойте удилище теплой водой и мылом, предварительно заткнув пробочками места стыка, чтобы вода не попала внутрь пустотелого удилища. Грязь и рыбью слизь лучше удалять с поверхности хлыста и между лапками пропускных колец, используя мягкую щетку (можно зубную или для мытья посуды). После этого протрите поверхность полотенцем и просушите пробковую рукоятку. Вставки пропускных колец и внутреннюю поверхность стыка протрите ватным тампоном, смоченным спиртом. Досуха протрите мягкой тряпочкой, просушите леску и рукоятку.

Теперь нужно внимательно осмотреть хлыст, пропускные кольца, рукоятку и подготовить инструмент для ухода за удилищем спиннинга. Царапины, потертости на хлысте необходимо покрыть водостойким прозрачным полиуретановым или нитролаком с помощью мягкой кисточки. Можно использовать для ухода за спиннингом пузырек от лака для ногтей с кисточкой, предварительно отмыв его и залив прозрачный лак. Покройте лаком также и трещины на обмотках пропускных колец. После высыхания отполируйте поверхность хлыста мягкой фланелевой или льняной тряпкой.

  • Уход за телескопическим удилищем спиннинга

Особо тщательного ухода требует телескопическое удилище спиннинга. Места соприкосновения сегментов удилища необходимо обработать специальным силиконом или воском для того, чтобы впоследствии не происходило заклинивание.

Уход за спиннингом – усиление стыка колен удилища

  • Изготовление коронки для усиления стыка колен удилища спиннинга

Для усиления соединительного стыка колен удилища спиннинга на комлевую часть верхнего колена (кончика удилища) советую насадить защитную металлическую втулку – коронку – по типу подкольцевых втулок телескопических удилищ. Такая коронка предотвращает разрыв стыка колен удилища спиннинга при перегрузках, во время подсечки, заброса блесны при незаметно сползшем стыке, а также при транспортировке, когда случайно сильно надавливают на стык. Коронка должна плотно надеваться на хлыст спиннинга. Лучшие материалы для ее изготовления – титан, нержавеющая сталь, дюралюминий. Ее можно выточить на токарном станке. Толщина стенок втулки – 0,3-0,5 миллиметра, высота втулки приблизительно равна ее посадочному диаметру. Перед насадкой коронки необходимо освободить ее от ниток, подогнать посадочное место на хлысте с помощью наждачной бумаги и надфиля, затем плотно посадить коронку на хлыст спиннинга, используя водостойкий клей или двухкомпонентный эпоксидный состав.

Уход за спиннингом – уход за рукояткой

  • Восстановление пробковой рукоятки спиннинга

Для восстановления бархатистости пробковой рукоятки спиннинга сначала следует протереть поверхность пробки ватным тампоном, смоченным спиртом. Этим же тампоном можно также обработать катушкодержатель и удалить грязь из резьбового соединения зажимной гайки. Очищенную и просохшую поверхность пробки рекомендуется прошлифовать мелкозернистой наждачной бумагой, которая снимет тонкий верхний залоснившийся слой, при этом восстановится цвет и бархатистость рукоятки – она будет выглядеть как новая.

  • Восстановление рукоятки спиннинга из неопрена или пеноризины

Спиннинговые рукоятки могут быть сделаны из других материалов, за которыми также необходим уход, особенно при регулярном использовании спиннинга. Рукоятки из пенорезины, неопрена и подобных материалов можно восстановить, сошлифовывая верхний слой наждачной бумагой, но при этом нужно более тщательно подбирать абразивный материал и зернистость.

Читайте также:
Снасть на белого амура

Уход за спиннингом – уход за катушкой для спиннинга

  • Чистка и смазка катушки для спиннинга

Спиннинговая катушка – очень важная часть спиннинга и требует к себе очень серьезного отношения. Основной уход за катушкой для спиннинга – это ее чистка и смазка, особенно в начале, середине и конце сезона, при попадании катушки в воду, а также при движении ее с затруднением и подозрительными звуками. Рекомендуется смазать ролик лесоукладывателя, подшипники на оси ручки, почистить тормоз и протереть открытые места катушки для спиннинга спиртом. Помните, что при смазке используют только специальную катушечную смазку, не заменяя ее ничем другим.

Если и на рыбалке соблюдать элементарные требования, то катушка для спиннинга долго будет служить вам верой и правдой: не допускайте контакта катушки для спиннинга с водой и песком; носите с собой специальную катушечную смазку (загустевшую в холодную погоду смазку и случайно попавшую с мокрой лески в катушку воду легко исправить каплей свежей смазки). В конце сезона леску смотайте с катушки на мотовильце, протрите глицерином, заверните во что-нибудь и отправьте на хранение в темное прохладное место.

Уход за спиннингом – уход за кольцами

  • Полировка колец спиннинга

Чтобы леска лучше проходила через пропускные кольца спиннинга и при этом меньше изнашивалась, их можно отполировать, не снимая с удилища. Следует заметить, что у высококлассных удилищ кольца, как правило, уже отполированы. Полировать кольца можно с помощью обтянутых кожей деревянных конических оправок длиной с карандаш и диаметром чуть меньше диаметра обрабатываемого кольца. В качестве оправок подходят, например, ручки от круглых кисточек разного диаметра, фломастеров авторучек и т.п., на которые наклеиваются кожаные полоски. На кожу нанесите алмазную мелкозернистую полировальную пасту.

Полировку колец спиннинга следует производить возвратно-поступательными движениями оправки внутри вставки кольца, слегка поворачивая оправку и придерживая кольцо пальцами свободной руки. Процесс этот довольно длительный, обычно приходится тратить около получаса в среднем на одно кольцо, зато после этого на рабочих поверхностях колец появляется зеркальный блеск.

  • Реставрация обмотки пропускного кольца

При сильном повреждении обмотки пропускного кольца спиннинга или для его замены нужно аккуратно подрезать верхний слой защитного лака над лапкой, зацепить нитку и размотать ее. Затем зачистить место под новую обмотку, для которой понадобятся капроновые нитки. Не следует делать обмотку слишком тугой, чтобы не продавить лапкой кольца довольно тонкие стенки хлыста современного удилища спиннинга. После намотки необходимо зафиксировать конец нитки с помощью петли и покрыть двухкомпонентным эпоксидным составом или водостойким лаком в 3-5 слоев.

Для замены тюльпана снимите его с кончика удилища, прогревая место склейки на небольшом огне (можно от зажигалки) и одновременно стягивая тюльпан с помощью проволочной петли. Новый тюльпан надо посадить на двухкомпонентный эпоксидный состав или водостойкий клей.

Хранение спиннинга

Спиннинг, уход за спиннингом, настройка спиннинга, уход за катушкой для спиннинга, хранение спиннинга, как ловить спиннингом, причины поломки спиннинга, поломка спиннинга, как ухаживать за спиннингом, балансировка спиннинга, удилище спиннинга, спиннинговое удилище

Нет сомнения, что хранение спиннинга – не менее важный аспект ухода за ним. Рыболовам необходимо помнить, что при непральном хранении спиннинга и его неправильной транспортировке на удилище смогут возникнуть микроповрежения, которые при стечении обстоятельств приведут к поломке удилища.

Итак, после всех проделанных манипуляций по уходу спиннинг необходимо спрятать в чехол или тубус способные предохранить удилище от повреждений. И в нем хранить.

Удилище, особенно графитовое, требует постоянного внимания и бережного отношения к себе всегда и везде: при транспортировке, во время рыбалки, в перерывах и так далее. Старайтесь оберегать спиннинговое удилище от случайных ударов, повреждений, ни в коем случае не перевозите несколько удилищ в одном чехле без разделения, не размахивайте удилищем с силой, не кладите на землю и камни, а также – самое главное – на сухой мелкий песок.

Помните, что уход за спиннингом должен начинаться непосредственно после рыбалки.

Настройка спиннинга

Чтобы лучше чувствовать спиннинг при ловле и меньше уставать на рыбалке рекомендуется настроить спиннинг под рыбака. Несколько полезных советов помогут начинающим рыболовам правильно настроить спиннинг. Конечно, настройка спиннинга – процесс длительный, однако при определенном желании вы справитесь с этим легко.

Настройка спиннинга – подгон рукоятки по руке

  • Подгон рукоятки спиннинга

Подогнать рукоятку спиннинга по руке – укоротить или удлинить, изменить форму в местах захвата рукой – вы можете самостоятельно с помощью простых инструментов. Самая несложная и часто встречающаяся операция – обрезка комля рукояточной части при подгонке ее по длине. При этом надо обязательно оставлять припуск для установки грибка или заглушки (с учетом ее длины) или балансировочного противовеса (подгрузка), который рекомендуется ставить при укорочении комля, поскольку эта операция нарушает баланс удилища.

Эргономические канавки и лыски, которые делают на пробковой рукоятке под пальцы руки для более удобного пользования снастью, можно прорезать острым скальпелем и затем дошлифовать обработанное место наждачной бумагой. Этим лучше заниматься после предварительной примерки по руке с установленной на удилище катушкой.

Утепляющие наклейки и выступы из пробки на катушкодержателе приклеиваются водостойким клеем, затем подрезаются скальпелем по руке и подшлифовываются.

Читайте также:
Как выбрать удилище для катушки

Настройка спиннинга – как увеличить дальность заброса спиннинга

Увеличить дальность заброса вашего спиннинга можно за счет тщательной балансировки спиннинга. Однако прежде, чем этим заняться, обязательно поставьте на спиннинг катушку, которой вы ловите. Вес катушки должен соответствовать показателю Test Weight удилища спиннинга, на котором она установлена. Сбалансированным можно считать удилище спиннинга, когда центр тяжести находится в пределах рукоятки и максимально приближен к передней части лапки катушки. Если он смещен вперед и расположен за пределами рукоятки, необходимо провести балансировку спиннинга. Это делают прямо на воде, закрепив подгрузок на конце комлевой части рукоятки удилища спиннинга (например, с помощью изоленты).

  • Как проверить балансировку спиннинга

Точно подобрать вес подгрузка для балансировки спиннинга можно, сделав серию пробных забросов блесны. Подгрузок, с которым вы получили максимальный по дальности бросок, необходимо взвесить, чтобы в дальнейшем заменить на специальный вкладыш такого же веса, который проще всего изготовить из свинца в виде стержня. Он должен плотно входить внутрь трубчатой комлевой части удилища спиннинга, где его надо зафиксировать, посадив на клей. Еще лучше, если есть возможность выточить подгрузок из тяжелого металла (вольфрамового сплава, бронзы, латуни) в виде грибка с посадочным пояском. После того, как вы опробуете удилище на воде, наклейте надпись или напишите на хлысте, каков уточненный реальный диапазон забрасываемых этим удилищем приманок.

В заключение рассмотрим самые распространенные причины поломки спиннинга на рыбалке.

Причины поломки спиннинга

Чаще всего поломка спиннингового удилища происходит от его перегрузки:

  • поломка спиннинга происходит, если фрикцион катушки слишком затянут, при вываживании крупной рыбы может произойти поломка хлыста. незатянутый фрикцион лучше, чем перетянутый, ведь слегка подтянуть его при вываживании (если он сильно стравливает) можно, а вот если спиннинг поломался.
  • поломка спиннинга происходит, если при зацепе приманки за неизвестный донный объект рыболов пытается отцепиться за счет сильных, резких рывков удилищем.
  • поломка спиннинга происходит, если осуществляется заброс тяжелой приманки, вес которой превосходит верхнюю границу весового теста удилища, однако превышение границы теста не обязательно, хлыст может хрустнуть и просто при резком забросе тяжелой приманки.
  • поломка спиннинга происходит, если рыбак поднимает спиннингом из воды сидящей на крючке добычи. Для этого есть подсак? Конечно, если тормоз катушки правильно отрегулирован, то он не даст удилищу так просто сломаться, в этом случае фрикцион будет стравливать леску при больших нагрузках.
  • поломка спиннинга происходит при неплотном соединении, если вы не достаточно хорошо соединили две части удилища, то это может привести к тому, что при забросе верхняя часть улетит вслед за приманкой. Кроме того, что Вы в этой ситуации будете нелепо выглядеть и распугаете всю рыбу в округе, в месте соединения могут образоваться трещины, которые, возможно, уже при следующем забросе станут причиной поломки спиннинга.

Теперь вы знаете, как важен уход за спиннингом для его долгой и продуктивной эксплуатации. Берегите ваш спиннинг и ни хвоста вам, ни чешуи.

Уход за безинерционной катушкой. Основные правила

После того, как закрылся сезон открытой воды, ответственные рыбаки занимаются обслуживанием и ремонтом своих снаряжений. Безинерционная катушка – довольно сложный механизм и для того, чтобы в решающий момент она не подвела, на рыбалке не доставляла неудобств и чтобы дольше прослужила, за ней необходим регулярный и грамотный уход.

Безинерционная катушка

Многие владельцы катушек подчас даже не имеют представления о том, как правильно должен производиться уход за безинерционной катушкой. Поэтому в этой статье хочется уделить внимание плановому техническому обслуживанию безинерционных катушек.

Обслуживание любой безинерционной катушки следует проводить не менее одного раза в год. Это позволит поддерживать ее эксплуатационный и технический ресурс на необходимом уровне. Если же катушку часто используют в неблагоприятной среде для ее механизма (песчаная пыль, соленая вода, грязь и т.д.), или же катушка была уронена в воду, тогда смазывать ее необходимо в течение сезона использования несколько раз. Лучше всего если будет проводиться полная замена во всем механизме смазочных материалов, а не простое нанесение новой смазки поверх старой. Ведь для большинства уже не секрет, что в той воде, в которой мы ловим рыбу, содержится довольно огромное количество различных твердых (абразивных) микроэлементов, а те при попадании внутрь механизма безинерционной катушки, остаются на поверхности именно смазанных деталей.

  • Рекомендации по выбору фидерной катушки
  • Как правильно намотать леску на катушку?

Порядок действий при очистке и смазке катушки

Рыбаки со стажем при разборке катушки рекомендуют располагать детали на бумаге по порядку их складывания. Разборка и сборка безинерционной катушки довольно нелегкий процесс. Рассмотрим простой порядок действий при осмотре и очистке безинерционной катушки.

Сперва с поверхности катушки тряпочкой следует удалить пыль, так как при дальнейшем вскрытии катушки она может попасть в механизм. Если же пыль въелась тогда следует протереть катушку тряпочкой или ушной палочкой, которая смочена в бензине для зажигалок или же эфиром.

Чистка корпуса

Затем необходимо удалить пыль под ротором. Для этого снимаем шпулю и поворачиваем рукоятку катушки таким образом, чтобы ось шпули находилась в крайнем переднем положении.

Читайте также:
Астраханская рыбалка. Весенняя вобла в низовьях Волги

Снятие шпули

С оси шпули снимаем стопорное кольцо с шестерней.

Снятие стопорного кольца

Затем следует отвернуть винт, который фиксирует гайку, держащую ротор и снять стопорное кольцо, если такое есть на Вашей катушке. На разводном ключе необходимо установить размер, который соответствует размеру гайки, и открутить ее. Если же гайка не поддаются больших усилий прилагать не стоит, так как на некоторых катушках у такой гайки обратная резьба. Необходимо попросту покрутить в другую сторону.

Откручивание зажимной гайки

Когда открутите гайку, отметьте положение ротора по отношению к втулке, на которой он расположен. Для этого хорошо воспользоваться водостойким маркером, чтобы нанести точки на втулку и на ротор. Это необходимо затем, чтобы при сборке ротор поместить в прежнее положение. Если этим советом пренебречь, тогда при вращении ротор может начать чиркать. После этого следует сдвинуть ротор вперед.

Для того, чтобы удалить пыль, которая находится с внутренней стороны ротора и с корпуса катушки следует воспользоваться зажатым в пинцете ватным тампоном. Оси роликов обгонной муфты смазываем жидкой смазкой. Следует заметить, что в обгонную муфту не следует лить много масла, так как она будет проскальзывать. Особенно актуально это, если катушка будет использоваться в зимний период. После того как обгонная муфта была смазана, ротор следует поставить с учетом пометок на место, и слегка пошевелить его, чтобы он принял старое положение. Затем завинчиваем гайку, стопорное кольцо устанавливаем на место и привинчиваем стопорный винт.

После этого следует снять ручку и снять крышку, закрывающую механизм катушки. У некоторых катушек для этого требуется снять фрикционный тормоз или разобрать другие узлы.

Снятие рукоятки

Снятие крышки корпуса

Перед тем, как вынуть ведущую шестерню, следует пометить взаимное расположение шестерней. Это можно сделать, используя несмываемый маркер. Пометки необходимы для того, чтобы при сборке, возможно было обеспечить взаимное исходное расположение шестерней, поскольку у зубьев шестерней индивидуальная пригонка. Если же нарушить расположение, катушка будет вращаться с затруднением, и будет издавать звук. Следует заметить, что сегодня в продаже появляются катушки, в которых применена специальная технология, позволяющая не прибегать вообще к процедуре совмещения зубьев.

После того, как были сделаны пометки, необходимо вынуть ведущую шестерню. Если же ведущая шестерня, хотя бы с одной стороны вращается на втулках, необходимо трущиеся поверхности втулок смазать густой смазкой.

Снятие ведущей шестерни

Внутри корпуса катушки другие трущиеся узлы также необходимо смазать густой смазкой. Переусердствовать не стоит, так как при нагреве катушки на солнце смазка потечет из щелей. После этого закрепляем на место ведущую шестерню, учитывая пометки, и закрываем корпус механизма катушки. Ручки ставим на место. Если трущийся узел рукоятки не на шарикоподшипниках, в таком случае его также смазываем густой смазкой. Шпулю также ставим на место. Густой смазкой смазываем оси вращения дужки и механизм возврата дужки.

Механизм возврата дужки

Смазывая узлы возврата дужки, следует соблюдать осторожность – там есть различные мелкие детали, которые могут выпрыгнуть, если пошевелить при снятой защитной крышке дужку. В таком случае после того, как сняли защитную крышку, необходимо сперва достать незакрепленные детали, а уже потом смазывать.

Несколько замечаний относительно смазочных материалов

Использовать лучше всего смазку той же фирмы, что и катушка. Если же Вы не нашли такую смазку, тогда можно воспользоваться смазкой для катушки другой фирмы, это намного лучше нежели смазка, которая вообще не предназначена для катушек. Специальные смазки разных фирм-производителей обычно смешиваются нормально, но лучше этого не делать, а если Вы сменили марку смазки, желательно сначала удалить старую.

Для катушек также иногда используют смазки силиконовые для оргтехники. Но прежде, чем наносить эту смазку необходимо удалить старую, так как такие смазки плохо смешиваются с синтетическими и минеральными, которые в большинстве случаев используются для катушек.

Некоторые используют вакуумные масла, так как они химически являются нейтральными. Как крайний случай в качестве густой смазки можно использовать Циатитм 203, а в качестве жидкой – масло для швейных машин.

Для смазки катушек не рекомендуется использовать жидкость WD-40 и моторные масла. Особенно это актуально для катушек, которые содержат большое число пластиковых деталей, так как жидкость WD-40 и присадки, которые применяются в моторных маслах, могут спровоцировать их разрушение.

Правильная эксплуатация и уход за безинерционной катушкой

Безинерционная катушка имеет очень простое техническое строение. Одним из важных компонентов катушки, является механизм подачи шпули. Эти механизмы бывают двух видов: локомотивный и червячный. Эти два механизма значительно отличаются по строению. Но описывать конструкцию катушек не мы не будем, так как посмотреть и сравнить их можно при покупке в магазине.

У продавца можно поинтересоваться, какой механизм подачи шпули у катушки. Стоит только заметить, что локомотивный механизм гораздо проще, так как детали делаются методом литья, а уже детали червячного механизма проходят дополнительную инструментальную обработку. По этой причине катушки с червячным механизмом стоят дороже, они долговечнее и надежнее в эксплуатации, а также имеют плавный ход.

В тормозной системе катушки предусмотрен мгновенный антиреверс, то есть мгновенный стопор обратного движения. Действие тормоза можно проверить наглядно, взяв катушку в руки и при включенной тормозной системе прокрутив ручку вперед и назад. Если ручка катушки при движении назад сразу остановилась, притом мягко без стука, то этот элемент присутствует.

Читайте также:
Обзор китайской рыболовной катушки SHARK XP30F

В случае если при движении ручки назад прокручивается хотя бы на 5-10 мм и слышно характерный стук, то в этом случае тормозная система обычная, а не мгновенная. Мгновенный антиреверс дает возможность повысить чувствительность и сделать мгновенную результативную подсечку.

Ролик лесоукладывателя может иметь обычную форму в виде правильного конуса, который не так эффективно оказывает сопротивление закручиванию лески. Поэтому лучше найти катушку с роликом вида Twist-Baster, который от обычного отличается другой формой в виде неправильного конуса, то есть одна сторона конуса – немного больше. Леска, проходя через ролик вида Twist-Baster, соприкасается с большей частью поверхности, чем в обычном ролике, вследствие чего успевает лучше распрямиться, что очень важно при ловле плетеным шнуром. Фактически тонкий шнур, да еще и закрученный, даже хорошо уложенный на шпулю все одно через какое-то время сбрасывает петли. Поэтому ролик вида Twist-Baster, позволит продлить срок службы лески или шнура, экономя средства и сберегая нервы рыбака.

Помимо этого ролик должен быть непременно покрыт нитридом титана это материал, который имеет высокую стойкость к механическому стиранию. Этот сплав золотистого цвета.

Безинерционная катушка, как и любой другой технически механизм требует правильного применения. Следует осторожно эксплуатировать катушку, поэтому необходимо знать несколько правил.

Отводить дужку лесоукладывателя надо плавно пальцами до окончательного фиксирующего момента. Рукой до первоначального положения нужно сбрасывать дужку так, чтобы дужка упиралась на большой палец. Таким образом, предотвращается раньше времени износ и устраняется непроизвольный сброс дужки при забросе.

Не следует затягивать фрикционный тормоз сильно туго, и в случае если зацепили блесну за водоросли или корягу, то к себе не тяните с большой силой, так как это ускорит износ механизмов. Лучше к этому месту подплыть на лодке или потихоньку подтягивать леску руками. Старайтесь при эксплуатации не намочить катушку, особенно в речной воде. А также избегайте падений, ударов и т.д. Если катушка упала в песок, не переворачивая, поднимите ее, чтобы песок не насыпался внутрь. Затем метелкой из травы обмахните ее. Отсоедините шпулю и проверьте, есть ли песок вокруг штока ротора. Если же есть, в таком случае использование катушки лучше всего прекратить, так как в противном случае песок затянется внутрь ротора и окажется на шестернях. Дома ее необходимо разобрать и тщательно протереть. Хотя вероятность того, что песок окажется внутри не так уж и велика, как у воды, поскольку конструкция безинерционных катушек по возможности старается предохранять их механизм от такой неприятности.

Другой разговор, если катушка была уронена в воду. Ни в коем случае нельзя вращать рукоятку, так как грязь из воды может попасть в подшипник. Одной из самых распространенных ошибок спиннингистов является попытка проверить все ли с катушкой после падения в воду в порядке. Ловлю этой катушкой необходимо прекратить. А эту следует привести домой, разобрать, вытряхнуть воду, удалить смазку, подшипник промыть в очищенном бензине, просушить феном, все собрать и нанести новую смазку. Катушки, которые относятся к высокому классу довольно дорогие, поэтому такой тщательный уход без сомнения себя окупит, так как таким образом Вы продлите ее работоспособное состояние.

Катушку храните и перевозите в хорошо закрытой коробке, чтобы уберечь от попадания пыли и влаги. Если правильно эксплуатировать катушку, то обслуживание катушек сводится, лишь к своевременному смазыванию.

Видео – ремонт безынерционной катушки:

Заключение!

Возможно, если Вы первый раз проводите техническое обслуживание безинерционной катушки, эта процедура покажется Вам довольно громоздкой и сложной. Это так и есть, но только в первый раз. С каждым последующим разом разборка и смазка катушки будет даваться Вам легче и легче, как говориться опыт приходит с практикой.

Чем и как смазывать рыболовную катушку для спиннинга

Спиннинговая катушка сложный и в то же время деликатный механизм, значительно упрощающий лов рыбы с использованием спиннинговых, матчевых и болонских удилищ. Изделие состоит из определённого количества деталей, взаимодействующих между собой посредством передачи энергии от вращения рукоятки механизма рыболовом. Девайс способствует смотке и подаче шнура, а также посредством тормоза нивелирует возникающие в процессе ловли и вываживания трофея излишние нагрузки.

Зачастую работа катушки проходит в весьма неблагоприятных условиях, связанных с воздействием на детали изделия воды и загрязнений от песка и пыли, что отражается на долговечности эксплуатации. Несомненно то, что механизм нуждается в обслуживании и одной из основных операций предупреждающих поломки и гарантирующих надёжную работу является смазка спиннинговых катушек. Именно об этом важном для девайса мероприятии пойдёт разговор в дальнейшем материале статьи.

Нюансы обработки мультипликаторных катушек

Рыболову стоит заострить внимание на обслуживании мультипликаторных катушек, которое должно производиться чаще и тщательней безынерционных вариантов механизмов. Ввиду конструктивных особенностей, детали мультипликатора находятся в корпусе, в который проще попасть загрязнениям и влаге, что может значительно снизить срок службы изделия.

Важно! Выбор смазки для спиннинговой катушки такого типа останавливают на водостойких и не подверженных быстрому высыханию составах.

К тому же в подшипниках должно постоянно находиться избыточное количество смазывающего вещества, препятствующего попаданию внутрь детали влаги и абразива. Недостаточно смазать катушку для спиннинга раз в сезон, мультипликатор подвергают осмотру и проверке наличия смазывающих веществ после каждой интенсивной рыбалки.

Читайте также:
Ловля жереха на спиннинг видео самые лучшие приманки

Уход и профилактика поломок

В течение рыболовного сезона любой механизм неоднократно подвергается вредному воздействию от избытка влаги и попадания внутрь корпуса песка, разрушающего рабочие поверхности взаимодействующих деталей. Избежать этих негативных воздействий не получится даже при самом щепетильном отношении к изделию. Профилактика поломок и уход за девайсом заключаются в смазке механизма и очистке внутренних и наружных поверхностей от загрязнений.

Чтобы катушка не вышла из строя, профилактические работы нужно производить не реже одного раза в год. Ведь даже нечасто задействованный механизм склонен к естественному высыханию смазок и коррозии металлических поверхностей рабочих деталей и соединительных элементов, возникающих от присутствия влаги в воздухе.

Когда необходима смазка

Кроме обязательного осмотра и обслуживания катушек перед началом нового рыболовного сезона механизмы требуют внештатной чистки и смазки при возникновении ряда ситуаций, которые могут в дальнейшем негативно повлиять на работоспособность изделия. К такого рода форс мажорам относят долговременное пребывание изделия в воде, когда велика вероятность наполнения корпуса влагой. Также попадание песка и грязи на рабочие части девайса и внутрь корпуса не поспособствует корректной работе катушки на следующей рыбалке.

Смазывать катушку спиннинга придётся и в случаях, когда велась интенсивная рыбалка, сопряжённая с силовым вываживанием рыбы и частой работой механизма вызванной динамичностью проводок, особенно тяжёлых приманок. Своевременное обслуживание позволит сохранить безынерционку в работоспособном состоянии на более длительный по времени срок.

Чем смазывать катушку спиннинга

В теории смазкой для катушек может служить обычное машинное масло и даже солидол, но на практике для сохранения оптимальной работоспособности и обеспечения эффективной защиты рабочих поверхностей трущихся деталей лучше применять специальные смазывающие составы. Эти составы разрабатываются производителями катушек. Практически каждый бренд имеет собственные наработки в смазывающих составах, предлагающиеся для обслуживания девайса при его покупке, чем и стоит пользоваться. По консистенции смазки бывают жидкие — для обработки роторов и валов катушки, а также густые — для смазки шестерён и подшипников.

Одной из особенностей смазки рыболовной катушки считается универсальность некоторых видов составов, которые предназначаются для обработки всего механизма в целом. В последнее время на рынке появились эффективные силиконовые смазки для безынерционок и мультов в виде аэрозолей, которыми гораздо удобней обслуживать механизмы.

Как разобрать катушку спиннинга

Для того чтобы разобрать катушку, рыболову потребуется определённый план действий и небольшой набор инструментов. Работу по разборке лучше всего выполнять на столе, покрытом чистым листом белой бумаги, на которой лучше видны детали изделия. Также необходимо хорошее освещение. Из инструментов будут востребованы: крестовая и плоская отвёртки, пинцет, круглогубцы, кисточка, большая швейная игла, старая зубная щётка и бытовой фен. А также стоит запастись кусочками мягкой ткани, для протирания деталей и корпуса от старых смазок и грязи. Для промывки составляющих девайса нужно иметь керосин или небольшое количество бензина.

Важно! Разборка ведётся с последовательным раскладыванием согласно очереди демонтажа снятых деталей — эти действия обеспечат безошибочную и точную сборку уже обслуженных и смазанных элементов.

Последовательность смазки

Работу начинаем неспешно, запоминая очерёдность и принципы снятия составляющих изделия. Изначально снимаем ручку и откручиваем зажим, удерживающий шпулю. Следом нужно вынуть втулку с подшипниками и набором регулировочных шайб. Осуществив данную операцию, приступают к демонтажу обгонной муфты. Извлечённые детали протирают тканью и при помощи иглы очищают от мусора, последовательно укладывая элементы механизма на стол. Далее откручивают пыльники, также подвергая их тщательной очистке от песчинок и иных загрязнений. Теперь рыболов добрался до сердца механизма, а именно до самой передаточной коробки. Коробка извлекается из корпуса при помощи пинцета.

Отметив, маркером, расположение относительно друг друга шестерён начинаем их извлечение. Достаём стопор каретки и саму каретку. Вынимаем ось и одну из шестерён главной пары. После данной манипуляции можно достаточно удобно чистить и обрабатывать смазкой все детали. Убрав остатки старой смазки и видимые засоры, детали отмывают в керосине или бензине, протирают тканью и просушивают феном. Высушив, подвергают смазке и приступают к обратной сборке девайса.

Густая смазка в подшипники и на валы наносится во время непосредственного соединения элементов механизма. Опытные рыболовы не раз сталкивавшиеся с обслуживанием катушек проделывают все вышеописанные операции в течение часа. Новичку понадобится гораздо больше времени и усердия для выполнения работы, а для точности сборки посоветуем сопровождать операции фотосъёмкой, чтобы облегчить обратный сборочный процесс и исключить ошибки монтажа.

Можно ли смазать катушку не прибегая к её полной разборке

Особенно часто начинающие рыболовы задаются вопросом — можно ли осуществить смазку катушки для спиннинга, не прибегая к её разборке. Вопрос актуален для новичка, так как каждая катушка отличается строением и конструктивными нюансами своей сборки и только специалист сможет грамотно обслужить механизм. Но, к сожалению, стоит отметить, что без вскрытия корпуса и извлечение составляющих элементов изделия очистить механизм и эффективно его обслужить не представляется возможным.

Важно! Аэрозольные спреи лишь частично снимают проблему по смазке, не устраняя последствий засорения шестерён и валов коробки.

Если рыболов неуверен в своих способностях грамотно произвести обслуживание девайса, лучшим вариантом станет довериться сервисным службам или более опытным в этом деле соратникам по рыболовному делу, которые выполняют работы качественно и без потерь работоспособности катушки.

Читайте также:
Сибирская плотва : описание рыбы, выбор снастей и наживки, особенности ловли

Как ухаживать за спиннингом, катушкой и приманками

После того, как закрылся сезон открытой воды, ответственные рыбаки занимаются обслуживанием и ремонтом своих снаряжений. Безинерционная катушка – довольно сложный механизм и для того, чтобы в решающий момент она не подвела, на рыбалке не доставляла неудобств и чтобы дольше прослужила, за ней необходим регулярный и грамотный уход.

Безинерционная катушка

Безинерционная катушка

Многие владельцы катушек подчас даже не имеют представления о том, как правильно должен производиться уход за безинерционной катушкой. Поэтому в этой статье хочется уделить внимание плановому техническому обслуживанию безинерционных катушек.

Обслуживание любой безинерционной катушки следует проводить не менее одного раза в год. Это позволит поддерживать ее эксплуатационный и технический ресурс на необходимом уровне. Если же катушку часто используют в неблагоприятной среде для ее механизма (песчаная пыль, соленая вода, грязь и т.д.), или же катушка была уронена в воду, тогда смазывать ее необходимо в течение сезона использования несколько раз. Лучше всего если будет проводиться полная замена во всем механизме смазочных материалов, а не простое нанесение новой смазки поверх старой. Ведь для большинства уже не секрет, что в той воде, в которой мы ловим рыбу, содержится довольно огромное количество различных твердых (абразивных) микроэлементов, а те при попадании внутрь механизма безинерционной катушки, остаются на поверхности именно смазанных деталей.

Уход за катушкой для спиннинга. Как смазать и очистить катушку

Уход за спиннинговой безынерционной катушкой. Смазка, очистка ролика Я – заядлый спиннингист. Естественно, уже многие годы имею дело со спиннинговой снастью, и одним из ее основных элементов – безынерционными катушками. Катушка – это высокотехнологичный, сложный механизм. Это значит, что она требует особого ухода, чтобы катушка прослужила своему владельцу как можно дольше. Сегодня я хочу поговорить о профилактическом уходе за спиннинговой катушкой.
Скажу сразу. Если у вас новая катушка высокого класса, то при аккуратном пользовании, первый сезон вообще нет смысла лезть в нее. Разве что вы уронили снасть в песок или грязь. Тогда придется произвести частичную или полную разборку катушки, смазку.

Читайте также: Ловля щуки поплавочной удочкой на живца: правильная оснастка на поплавок и лучший живец на щуку

Итак, самый простой профилактический осмотр и очистка. Нужно ослабить и полностью открутить винт фрикционного тормоза и извлечь шпулю.

Открутить винт фрикциона

Производим осмотр катушки. Удаляем пыль, песок, грязь с поверхностей катушки и шпули, при помощи мягкой тряпочки.

Тщательно удаляем песок со шпули Протираем шпулю изнутри

В первые сезон-два лучше не вмешиваться в смазочную систему катушки. Если ход затрудняется, то можно капнуть на ось шпули 1-2 капли жидкого машинного масла и прокрутить катушку несколько раз, чтобы смазка пошла в механизм.

Часто возникают проблемы с роликом лесоукладывателя безынерционной катушки. Нельзя допускать сбоев в его работе. Ролик должен исправно вращаться, иначе, он будет просто пропилен шнуром. Так что, периодически надо откручивать винт, который держит ролик.

Откручиваем винт ролика лесоукладователя

Аккуратно снимаем ролик. Протираем все от грязи и песка. Смазываем, если надо, и собираем обратно.

Также можно снять ручку катушки, чтобы очистить это соединение от грязи и песка.

Снимаем ручку катушки

Тут же можно произвести смазку двух подшипников, на которых установлена рукоять катушки.

В целом, я не рекомендую производить более глубокую разборку катушки, без крайней необходимости. В случае с качественными, дорогими катушками, необходимость в полной разборке и смазке непосредственно механизма возникает не ранее 3 сезона или не возникает вовсе… Вот есть у меня старая катушка Абу Гарсия. Так ей уже лет 7 и я ее ни разу не разбирал – ход идеальный! Так что, лишь бы лезть – лучше не лезьте.

Как ухаживать за катушкой спиннинга

Владельцы безынерционных катушек зачастую не имеют представления о том, каким должен быть хотя бы минимальный уход за катушкой, чтобы она не подвела на рыбалке, радовала своим мягким ходом и по возможности дольше прослужила. Между тем даже новая, недавно приобретенная катушка нуждается в подготовке ее к эксплуатации.

Перед рыбалкой

Прежде всего нужно установить катушку на спиннинговое удилище и намотать немного лески на шпулю. Желательно сымитировать нагрузку, возникающую при поимке рыбы, -для этого следует натянуть леску, одновременно подкручивая катушку. Таким образом вы сможете оценить реальные тяговые и скоростные характеристики вашей катушки, определить оптимальный режим ее эксплуатации. Катушка должна иметь “бархатный” ход и мягкий сброс дужки лесоукладывателя.

Затем вы наматываете на шпулю необходимое количество лески, выбранной вами для предстоящей рыбалки. Она должна заполнять шпулю целиком, не доходя 1-2 миллиметра до верхней кромки, тогда леска будет легко сходить при выполнении дальних забросов. Если лески не хватает, привяжите к ее концу отрезок более толстой лески (еще лучше – бэкинг) и дважды перемотайте ее на другие шпули, а в третий раз – на шпулю, которая будет стоять на вашей катушке во время рыбалки. При этом привязанный конец окажется внизу, а основная леска – сверху.

Читайте также:
Катушка Daiwa Exceler

Другой способ приподнять леску – установить внутри шпули специальный вкладыш, изготовленный из твердого пенопласта, пробки, пластмассы или дерева. Смастерить их нетрудно (рис.1).

Еще одно важное для безупречного схода лески условие – борт шпули должен быть абсолютно гладким, без малейших заусенцев. Исследуйте его самым тщательным образом и при необходимости отполируйте мелкой наждачной бумагой, а затем пастой ГОИ на кусочке фетра, войлока и т.п. (рис.2).


1. Шпули и вкладыши.

2. Справа шпуля со специально отполированным бортом, слева – без дополнительной обработки.

На рыбалке вам может понадобиться леска разных диаметров. Хорошо, если в комплект вашей катушки входит одна или несколько запасных шпуль – на них наматывают резервную леску. Если же вы их не купили, можно выточить на токарном станке или заказать нашпульники из фторопласта или нержавеющей стали – на рыбалке они дадут вам дополнительную свободу маневра (рис.3).

В катушке, долго пролежавшей без эксплуатации, механизм мог “слипнуться”, поэтому погоняйте ее на холостом ходу, проверьте работу всех узлов и постарайтесь их отрегулировать.

Если катушка издает нехарактерные звуки – пищит, визжит, шипит или вращается с усилием, попробуйте разобрать ее и найти причину. Для этого вам понадобится ремонтный набор: ключи, отвертки, пинцеты, а также чистая хлопчатобумажная вата или ветошь, смазки, очищенный бензин,спирт.


3. Фторопластовые нашпульники.

4. Снята шпуля.

Осматривайте катушку только на хорошо освещенном столе, покрытом плотной бумагой, и по возможности заглядывая в сборочный чертеж, если он был приложен к паспорту катушки. Сначала вы снимаете шпулю (рис.4) и рукоятку (рис.5).

Раньше катушки разбирались со стороны рукоятки – там располагалась крышка, сняв которую вы получали доступ к внутреннему механизму. Теперь большинство моделей сконструировано таким образом, что сразу крышку снять нельзя – сначала надо с помощью ключа отвинтить гайку ротора и передвинуть ротор вперед. Тогда появится возможность отвинтить внутренние винты и снять крышку корпуса.

Некоторые фирмы покрывают внешние винты темным декоративным лаком под цвет катушки, а внутренние остаются светлыми – тогда их легко отличить (рис.6).


5. Снята рукоятка.

6. Сдвинут ротор и снята крышка корпуса.

Удалив крышку, вы можете снять и главную шестерню, что открывает доступ к другим шестерням ротора и узлу раскладки лески. Если при осмотре внутреннего механизма вы заметили, что смазка в каком-то месте потемнела, это должно вас насторожить. Черный налет – продукт износа; кроме того, в узел могла попасть грязь извне либо грязной была сама прежняя смазка.

Надо плотно обернуть пинцет кусочком хлопчатобумажной ваты и аккуратно удалить всю старую смазку, провернуть ротор – откроется доступ к еще не очищенным местам (рис.7-10). После работы не забудьте маленьким пинцетом снять с механизма все волоски от ваты. Сухая вата лучше впитывает отработанную смазку, но если грязь застарела или слишком обильная, можно смочить вату в спирте.


7. Удаляется смазка с деталей главной передачи.

8. Удаляется смазка с главной шестерни.

Какую смазку предпочесть? Каждая фирма – производитель катушек выпускает также и смазку, и для каждой катушки лучше пользоваться “родным” маслом.


9. Удаляется грязь из труднодоступных мест.

10. Чистый внутренний механизм катушки.

Можно взять, конечно, и другое, но предварительно следует навести справки о его свойствах. В современных катушках много пластмассовых деталей, и даже очень хорошее масло, предназначенное для смягчения трения металла о металл, может разрушить эту катушку в два счета. Кроме того, возьмите себе за правило не пользоваться маслами, в которых вы лично не уверены. Масло с неизвестными присадками, грязные смазки или полученные в результате подозрительных химических опытов могут навсегда лишить вас любимой и весьма дорогостоящей катушки.

Прежде чем залить в катушку новую смазку (рис.11-12), надо тщательно удалить всю старую – иногда они бывают несовместимы.

11. Наружное смазывание катушки.
12. Смазывание внутреннего механизма.

Если в катушке зашипели подшипники, ее эксплуатацию надо немедленно прекратить. Наиболее уязвим подшипник узла лесоукладывателя — через его ролик проходит мокрая леска, которая несет с собой грязь, песок и т.д. Можно протереть подшипник сухой ваткой, но иногда требуется снять его с катушки (рис.13) и опустить пинцетом (или надев на коническую палочку) в чистую банку, куда налит очищенный бензин (для зажигалок или “Калоша”; автомобильный не годится – он содержит взвеси). Там подшипник надо слегка повращать (чтобы вся грязь и старая смазка растворились в бензине), протереть и поставить на место.

Смазка для катушек обычно выпускается двух видов – густая и жидкая. Тихоходные подшипники (на ручках) и внутренний механизм катушки требуют густой смазки, например Mitchell X3. Быстроходные подшипники (на дужке при подмотке, например, вращаются со скоростью около 1000 оборотов в минуту) нуждаются в жидкой смазке – типа Mitchell X7.

Читайте также:
Ловля хариуса весной – подходящие снасти и особенности тактики рыбалки

Для поездок на рыбалку рекомендуется сшить легкий капроновый чехол на синтепоне для катушки и пришить к нему специальный карман для походного ремонтного набора: инструментов, запчастей и тюбиков со смазкой (рис.14). Такой чехол удобен при хранении и транспортировке, а если и намокнет, то быстро высохнет.


13. Разобранный узел лесоукладывателя.

14. Чехол, катушка, запасные подшипники, инструменты для ремонта, тюбики со смазкой, спирт.

Если вы купили смазку не в тюбиках, а во флаконах, перелейте часть ее в использованный одноразовый шприц и наденьте на него иголку – с помощью такой масленки проще будет при необходимости “оживлять” подшипники или внутренний механизм.

На рыбалке

Чтобы рыбалка не превращалась в нервотрепку, советую, помимо основной, брать с собой еще и запасную катушку.

Перед самым началом эксплуатации погоняйте катушку на холостом ходу, отрегулируйте, подтяните где надо, чтобы она не подвела вас при первом же забросе. Если вы услышите хруст, визг, катушку заклинило или подшипник шипит, уберите ее в чехол и ловите запасной. Если же такой возможности нет, расстелите на земле тряпку или газету (главное, чтобы было чисто – ни песка, ни грязи) и проведите простейший техосмотр.

Причины “нештатного поведения” катушки могут быть разными. Если погода слишком холодная, смазка загустела и ход становится чересчур тугим, достаточно капнуть из тюбика или шприца свежей смазки. То же самое можно сделать с чуть попискивающим подшипником узла лесоукладывателя, если в него попала вода от мокрой лески, но предварительно надо, сняв шпулю, быстро повращать катушку вперед, тогда вода веером вылетит наружу вместе со старой смазкой.

Другое дело, если вы уронили катушку в воду. Ни в коем случае не вращайте рукоятку, иначе грязь из воды попадет в подшипник. Попытка проверить, все ли с катушкой в этом случае в порядке, – едва ли не самая распространенная ошибка спиннингистов. Ловите другой катушкой, а эту по приезде домой разберите, вытряхните воду, удалите смазку, просушите ветошью или феном, подшипник промойте в очищенном бензине, все соберите и заложите новую смазку.

Катушки высокого класса дороги, и столь тщательный уход себя окупит, потому что так вы продлеваете ее работоспособное состояние.

Если вы уронили катушку в песок, постарайтесь поднять ее не переворачивая, чтобы он не насыпался внутрь, и обмахните ее метелкой из травы. Снимите шпулю и проверьте, налип ли песок вокруг штока ротора. Если да, эксплуатацию катушки лучше прекратить, иначе песок затянется внутрь ротора и попадет на шестерни. Дома ее следует, разобрав, тщательно протереть. Но вероятность того, что песок попадет внутрь, не так велика, как у воды, – конструкция катушек по возможности предохраняет их механизм от этой неприятности.

Наиболее уязвимые узлы катушки

Ролик лесоукладывателя иногда издает при работе катушки нехарактерные звуки. В этом случае в зазоры надо капнуть смазку (рис.15).

Возвратная пружина механизма лесоукладывателя часто выходит из строя. Купить ее нельзя, но нетрудно сделать самому с помощью плоскогубцев, круглогубцев и бокорезов из стальной нержавеющей каленой проволоки, только диаметр рекомендую на 0,1 миллиметра меньше – тогда и пружина будет работать мягче (рис.16). В крайнем случае на рыбалке можно сделать пружину из английской булавки.


15. Смазывание ролика лесоукладывателя.

16. Запасная возвратная пружина дужки лесоукладывателя.

Ручка в месте ее крепления к корпусу разбалтывается, появляется люфт, который лучше устранить сразу. Для этого надо иметь набор регулировочных шайб, с помощью которых и “выбираются” люфты. В хороших катушках с торца подшипника всегда стоят шайбы – для точной регулировки зубчатого зацепления.

Пластмассовые втулки под главной шестерней обычно устанавливаются в относительно недорогих катушках (в дорогих – стоит подшипник). Они быстро изнашиваются, поэтому рекомендуется запастись более износостойкими втулками (рис.17), например тефлоновыми.


17. Запасные втулки-опоры главной шестерни.

Бывают ситуации, когда лучше ловить катушкой со втулками, нежели с подшипниками, – например в мутной воде, где много песка, который может быстро вывести катушку из строя. Втулки же песка не боятся, поскольку плотно охватывают опорные шейки.

После рыбалки

Приехав с рыбалки, тщательно протрите катушку. Она может быть в рыбьей слизи, земле, песке. Если в ней нет подшипников, то можно протереть влажным тампоном, а затем сухим полотенцем или быстро просушить феном.

Если катушка нормально работает, вы с ней аккуратно обращаетесь, то ее лучше лишний раз не разбирать. Открытые, доступные места можно протереть спиртом (он быстро улетучивается), капнуть смазки на ролик лесоукладывателя.

Но следует помнить, что чем ниже класс катушки, тем чаще в нее нужно заглядывать. Катушки с одним подшипником надо проверять дважды за сезон, катушки высокого класса могут уверенно проработать без “техухода” и два года. Как только “бархатный” ход пропал – пора ее проверить.

В конце рыболовного сезона проведите консервацию вашей катушки: удалите грязь, старую смазку, промойте подшипник в бензине (закрытые подшипники в удалении смазки не нуждаются), заправьте катушку свежей смазкой, погоняйте на холостом ходу и заложите на хранение.

Читайте также:
Недорогие катушки для спиннинга

Уход за безынерционной катушкой

Уход за безынерционной катушкой

Перед рыбалкой прежде всего нужно установить катушку на спиннинговое удилище и намотать немного лески на шпулю.

Желательно сымитировать нагрузку, возникающую при поимке рыбы, -для этого следует натянуть леску, одновременно подкручивая катушку. Таким образом вы сможете оценить реальные тяговые и скоростные характеристики вашей катушки, определить оптимальный режим ее эксплуатации. Катушка должна иметь “бархатный” ход и мягкий сброс дужки лесоукладывателя.

Затем наматываете на шпулю необходимое количество лески, выбранной вами для предстоящей рыбалки. Она должна заполнять шпулю целиком, не доходя 1-2 миллиметра до верхней кромки, тогда леска будет легко сходить при выполнении дальних забросов. Если лески не хватает, привяжите к ее концу отрезок более толстой лески (еще лучше – бэкинг) и дважды перемотайте ее на другие шпули, а в третий раз – на шпулю, которая будет стоять на вашей катушке во время рыбалки. При этом привязанный конец окажется внизу, а основная леска – сверху.

Другой способ приподнять леску – установить внутри шпули специальный вкладыш, изготовленный из твердого пенопласта, пробки, пластмассы или дерева. Смастерить их нетрудно (рис.1). Еще одно важное для безупречного схода лески условие – борт шпули должен быть абсолютно гладким, без малейших заусенцев. Исследуйте его самым тщательным образом и при необходимости отполируйте мелкой наждачной бумагой, а затем пастой ГОИ на кусочке фетра, войлока и т.п.

На рыбалке вам может понадобиться леска разных диаметров. Хорошо, если в комплект вашей катушки входит одна или несколько запасных шпуль – на них наматывают резервную леску. Если же вы их не купили, можно выточить на токарном станке или заказать нашпульники из фторопласта или нержавеющей стали – на рыбалке они дадут вам дополнительную свободу маневра.

В катушке, долго пролежавшей без эксплуатации, механизм мог “слипнуться”, поэтому погоняйте ее на холостом ходу, проверьте работу всех узлов и постарайтесь их отрегулировать. Если катушка издает нехарактерные звуки – пищит, визжит, шипит или вращается с усилием, попробуйте разобрать ее и найти причину. Для этого вам понадобится ремонтный набор: ключи, отвертки, пинцеты, а также чистая хлопчатобумажная вата или ветошь, смазки, очищенный бензин,спирт.

Осматривайте катушку только на хорошо освещенном столе, покрытом плотной бумагой, и по возможности заглядывая в сборочный чертеж, если он был приложен к паспорту катушки. Сначала снимаете шпулю и рукоятку.

Раньше катушки разбирались со стороны рукоятки – там располагалась крышка, сняв которую вы получали доступ к внутреннему механизму. Теперь большинство моделей сконструировано таким образом, что сразу крышку снять нельзя – сначала надо с помощью ключа отвинтить гайку ротора и передвинуть ротор вперед. Тогда появится возможность отвинтить внутренние винты и снять крышку корпуса. Некоторые фирмы покрывают внешние винты темным декоративным лаком под цвет катушки, а внутренние остаются светлыми – тогда их легко отличить.

Удалив крышку, можете снять и главную шестерню, что открывает доступ к другим шестерням ротора и узлу раскладки лески. Если при осмотре внутреннего механизма вы заметили, что смазка в каком-то месте потемнела, это должно вас насторожить. Черный налет – продукт износа; кроме того, в узел могла попасть грязь извне либо грязной была сама прежняя смазка. Надо плотно обернуть пинцет кусочком хлопчатобумажной ваты и аккуратно удалить всю старую смазку, провернуть ротор – откроется доступ к еще не очищенным местам. После работы не забудьте маленьким пинцетом снять с механизма все волоски от ваты. Сухая вата лучше впитывает отработанную смазку, но если грязь застарела или слишком обильная, можно смочить вату в спирте.

Каждая фирма – производитель катушек выпускает также и смазку, и для каждой катушки лучше пользоваться “родным” маслом. Можно взять, конечно, и другое, но предварительно следует навести справки о его свойствах. В современных катушках много пластмассовых деталей, и даже очень хорошее масло, предназначенное для смягчения трения металла о металл, может разрушить эту катушку в два счета. Кроме того, возьмите себе за правило не пользоваться маслами, в которых вы лично не уверены. Масло с неизвестными присадками, грязные смазки или полученные в результате подозрительных химических опытов могут навсегда лишить вас любимой и весьма дорогостоящей катушки. Прежде чем залить в катушку новую смазку, надо тщательно удалить всю старую – иногда они бывают несовместимы.

Если в катушке зашипели подшипники, ее эксплуатацию надо немедленно прекратить. Наиболее уязвим подшипник узла лесоукладывателя — через его ролик проходит мокрая леска, которая несет с собой грязь, песок и т.д. Можно протереть подшипник сухой ваткой, но иногда требуется снять его с катушки и опустить пинцетом (или надев на коническую палочку) в чистую банку, куда налит очищенный бензин (для зажигалок или “Калоша”; автомобильный не годится – он содержит взвеси). Там подшипник надо слегка повращать (чтобы вся грязь и старая смазка растворились в бензине), протереть и поставить на место.

Смазка для катушек обычно выпускается двух видов – густая и жидкая

Тихоходные подшипники (на ручках) и внутренний механизм катушки требуют густой смазки, например Mitchell X3. Быстроходные подшипники (на дужке при подмотке, например, вращаются со скоростью около 1000 оборотов в минуту) нуждаются в жидкой смазке – типа Mitchell X7. Для поездок на рыбалку рекомендуется сшить легкий капроновый чехол на синтепоне для катушки и пришить к нему специальный карман для походного ремонтного набора: инструментов, запчастей и тюбиков со смазкой. Такой чехол удобен при хранении и транспортировке, а если и намокнет, то быстро высохнет.

Читайте также:
Обзор китайской рыболовной катушки SHARK XP30F

Если вы купили смазку не в тюбиках, а во флаконах, перелейте часть ее в использованный одноразовый шприц и наденьте на него иголку – с помощью такой масленки проще будет при необходимости “оживлять” подшипники или внутренний механизм.

Чтобы рыбалка не превращалась в нервотрепку, советую, помимо основной, брать с собой еще и запасную катушку.

Перед самым началом эксплуатации погоняйте катушку на холостом ходу, отрегулируйте, подтяните где надо, чтобы она не подвела вас при первом же забросе. Если вы услышите хруст, визг, катушку заклинило или подшипник шипит, уберите ее в чехол и ловите запасной. Если же такой возможности нет, расстелите на земле тряпку или газету (главное, чтобы было чисто – ни песка, ни грязи) и проведите простейший техосмотр.

Причины “нештатного поведения” катушки могут быть разными. Если погода слишком холодная, смазка загустела и ход становится чересчур тугим, достаточно капнуть из тюбика или шприца свежей смазки. То же самое можно сделать с чуть попискивающим подшипником узла лесоукладывателя, если в него попала вода от мокрой лески, но предварительно надо, сняв шпулю, быстро повращать катушку вперед, тогда вода веером вылетит наружу вместе со старой смазкой.

Другое дело, если вы уронили катушку в воду. Ни в коем случае не вращайте рукоятку, иначе грязь из воды попадет в подшипник. Попытка проверить, все ли с катушкой в этом случае в порядке, – едва ли не самая распространенная ошибка спиннингистов. Ловите другой катушкой, а эту по приезде домой разберите, вытряхните воду, удалите смазку, просушите ветошью или феном, подшипник промойте в очищенном бензине, все соберите и заложите новую смазку. Катушки высокого класса дороги, и столь тщательный уход себя окупит, потому что так вы продлеваете ее работоспособное состояние.

Если вы уронили катушку в песок, постарайтесь поднять ее не переворачивая, чтобы он не насыпался внутрь, и обмахните ее метелкой из травы. Снимите шпулю и проверьте, налип ли песок вокруг штока ротора. Если да, эксплуатацию катушки лучше прекратить, иначе песок затянется внутрь ротора и попадет на шестерни. Дома ее следует, разобрав, тщательно протереть. Но вероятность того, что песок попадет внутрь, не так велика, как у воды, – конструкция катушек по возможности предохраняет их механизм от этой неприятности.

Наиболее уязвимые узлы катушки

Ролик лесоукладывателя иногда издает при работе катушки нехарактерные звуки. В этом случае в зазоры надо капнуть смазку.

Возвратная пружина механизма лесоукладывателя часто выходит из строя. Купить ее нельзя, но нетрудно сделать самому с помощью плоскогубцев, круглогубцев и бокорезов из стальной нержавеющей каленой проволоки, только диаметр рекомендую на 0,1 миллиметра меньше – тогда и пружина будет работать мягче. В крайнем случае на рыбалке можно сделать пружину из английской булавки.

Ручка в месте ее крепления к корпусу разбалтывается, появляется люфт, который лучше устранить сразу. Для этого надо иметь набор регулировочных шайб, с помощью которых и “выбираются” люфты. В хороших катушках с торца подшипника всегда стоят шайбы – для точной регулировки зубчатого зацепления. Пластмассовые втулки под главной шестерней обычно устанавливаются в относительно недорогих катушках (в дорогих – стоит подшипник). Они быстро изнашиваются, поэтому рекомендуется запастись более износостойкими втулками, например тефлоновыми.

Бывают ситуации, когда лучше ловить катушкой со втулками, нежели с подшипниками, – например в мутной воде, где много песка, который может быстро вывести катушку из строя. Втулки же песка не боятся, поскольку плотно охватывают опорные шейки.

Приехав с рыбалки, тщательно протрите катушку. Она может быть в рыбьей слизи, земле, песке. Если в ней нет подшипников, то можно протереть влажным тампоном, а затем сухим полотенцем или быстро просушить феном. Если катушка нормально работает, вы с ней аккуратно обращаетесь, то ее лучше лишний раз не разбирать. Открытые, доступные места можно протереть спиртом (он быстро улетучивается), капнуть смазки на ролик лесоукладывателя.

Но следует помнить, что чем ниже класс катушки, тем чаще в нее нужно заглядывать. Катушки с одним подшипником надо проверять дважды за сезон, катушки высокого класса могут уверенно проработать без “техухода” и два года. Как только “бархатный” ход пропал – пора ее проверить. В конце рыболовного сезона проведите консервацию вашей катушки: удалите грязь, старую смазку, промойте подшипник в бензине (закрытые подшипники в удалении смазки не нуждаются), заправьте катушку свежей смазкой, погоняйте на холостом ходу и заложите на хранение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: