Катер Аист: описание, технические характеристики, цена, отзывы

Вопрос про Аист

Почему то не удается размещать фото последовательно с текстом. Ну да ладно.

Вот так, как на фото, закончились работы в прошлом году. Это все происходило под Питером, в Ломоносове. Удалось, несмотря на бешеное сопротивление организации, которая взялась выполнять нам некоторые работы смонтировать двигатель с его системами, водомет, систему управления и даже провести первые ходовые.

Все проблемы конструкции и технологии решали на месте, хорошо что сами (мы вдвоем с товарищем) с руками и головами)))

Теперь вот везем это чудо на трейлере в Москву, будем здесь доделывать и надеемся в этом году уже открыть сезон.

Алексей С.
Коломенский водномоторник
Коллега

Доброго времени суток, Алексей!
Если не вдаваться в технические подробности, то катер зарегистрирован в областном ГИМСе (МО) как морской прогулочный, в соответствии со своим проектом. Регистрация вообще оказалась достаточно безпроблемной исходя из того, что практически корпус полностью соответствует чертежу. на замену двигателя просто не обратили внимания.

N0nSt0p
Новичок
Коллега

А вот понятия не имею )))
Собственно, для нашего региона (Москва) это и не актуально. У нас тут от берега удалиться на 10 миль затруднительно.
Для Вас, в Одессе, конечно дело другое. но стоит ли.
Не такой уж он и мореходный, плоскодонный и довольно валкий, даже судя по нашему очень небольшому опыту.

Рейдер
Старожил форума

ходовые испытания.
Я имел ввиду не касательно состояния – я вообще еще не рассматриваю какой то конкретный катер.
Вопрос о концепции – корпус АМГ, водомет, двигло 3Д20, глиссер.

Как скорость, расход топлива? Давно смотрю на “Аист”, заменить водомёт на винт в тунеле, катер стал бы на порядок лучше по ряду показателей.
Концепция винт, экономичный дизель будет на порядок улучшена.
Владею катером “Стриж” пр.1390. Оставил на нём открытый винт(ОВ). Из соображений как раз экокомичности, а следовательно автономности хода по топливу. Расход составляет 0,4, максимум 0,5л/км(максимум – в волну и в грузу, порожнем не хожу, не знаю). Скорость 24км/ч с новым дизелем(д-245) можно разогнать до 33 и даже 36км/ч, но на этих скоростях катер начинает глиссировать и становится неуправляемым. В общем 24км/ч вполне хватает. Про “попить чаю на ходу”, верно..не попьёшь..да и зачем? Пива попить-очень даже ничего зажарить шашлык/вскипятить чаю – всегда можно сначала дойти до желаемых мест, и остановиться, при чём совсем не обязательно подходить к берегу.
Можно тащить за собой мотолодку типоразмера “прогресс”, не замечая ни по расходу, ни по скорости(с водомётом этот номер не пройдёт)..

Вложения
Коллега

Как скорость, расход топлива? Давно смотрю на “Аист”, заменить водомёт на винт в тунеле, катер стал бы на порядок лучше по ряду показателей.
Концепция винт, экономичный дизель будет на порядок улучшена.
Владею катером “Стриж” пр.1390. Оставил на нём открытый винт(ОВ). Из соображений как раз экокомичности, а следовательно автономности хода по топливу. Расход составляет 0,4, максимум 0,5л/км(максимум – в волну и в грузу, порожнем не хожу, не знаю). Скорость 24км/ч с новым дизелем(д-245) можно разогнать до 33 и даже 36км/ч, но на этих скоростях катер начинает глиссировать и становится неуправляемым. В общем 24км/ч вполне хватает. Про “попить чаю на ходу”, верно..не попьёшь..да и зачем? Пива попить-очень даже ничего зажарить шашлык/вскипятить чаю – всегда можно сначала дойти до желаемых мест, и остановиться, при чём совсем не обязательно подходить к берегу.
Можно тащить за собой мотолодку типоразмера “прогресс”, не замечая ни по расходу, ни по скорости(с водомётом этот номер не пройдёт)..

Читайте также:
Какая рыба лучше нерка или кижуч

Со скоростью и расходом топлива дело обстоит так: К сожалению при покупке катера мы доверились “специалистам” фирмы продавца в Ломоносове и поручили собрать водомет им. Т.к. своего опыта никакого не было, то приняли работу как есть, да еще за совершенно невменяемые деньги, и увезли катер в Москву. Потом уже, по мере накопления опыта поняли, что те ребята сильно схалтурили, поставив нам совершенно убитый винт((( с огромным зазором по трубе водомета. В том виде как мы его получили, скорость с двигателем D2366 при 2200 об/мин – это максимальные составила по GPS порядка 24-25 км/час. Что, конечно, смешно. Расход солярки не мерили, но он нас особо и не интересует, в тех масштабах, сколько ее вообще может сожрать этот дизель это не важно))) Запас дт на борту около 0,8 т.
Выйти на глиссер в прошлом году тоже не удалось, но и не удивительно с таким винтом. Сейчас винт снят, мы его выправили, отформовали лопасти, немного “утяжелив” как будет время наварим кромки для подгонки диаметра. В следующую навигацию посмотрим, что получиться))) Двигатель ведет себя очень хорошо, не капризный, очень удачная автоматика защиты от “сухой” работы (контроль давления масла в ТНВД). Вот победим винт и течь в гидравлике и все буде ок)))

Еще в Питере нам сразу предлагали переварить его под винт – варианты винт в насадке или полутоннель, но в любом случае цена работ полностью лишала смысла этот проект((( Сейчас, правда сами осваиваем сварку в аргоне, но до мастерства пока далеко))) А как достигнем мастерства, посмотрим. Но похоже, мы из Аиста уже выросли. Маловат, смотрю вот на Ярославцы)))

Характеристики катера Аист

Алексей Рудченко 6 min read 24.04.2020 Добавить комментарий

Катер «Аист» отличается высокими быстроходными качествами и предназначается для пограничного контроля на различных акваториях. Благодаря корпусу из алюминиево-магниевого сплава лодка может эксплуатироваться в реках, озёрах и на море при условии величины волнения до 3 баллов. Изготовление катеров проводилось ограниченной серией.

Общее описание катера «Аист»

В конструкции используется водомётный тип движителя, позволяющий катеру проходить даже по засорённым и неглубоким рекам. Для поддержания температуры мотора используется система охлаждения, она имеет герметичный тип и обладает холодильником. Достоинством конструкции является особая система охлаждения. Она абсолютно исключает риски проникновения в систему частичек грязи, песка, водорослей и остального мусора. Вода циркулирует исключительно в замкнутом кругу. Для охлаждения используется 3 коробчатых канала, которые сварены с обшивной на днище.

В норме катер «Аист» может эксплуатироваться с пассажирами в количестве 6 человек, при снижении комфорта в кокпит помещается 10 человек. Характеристики катера «Аист» позволяют проводить прогулки без дозаправки на расстояния порядка 200 км.

Катер «Аист»

Обводы корпуса имеют остроскулый тип, они позволяют быстро переходить на глиссирование. В области кормы днище относительно плоское, это сделано с целью формирования гидродинамической силы выталкивания воды. Конструкция днища обеспечивает снижение дифферента, который всегда сопровождает движение переходного типа. В носу шпангоуты имеют большую килеватость, а в области палубы устроен развал. Не снижая скорости движения, на катере можно преодолеть волнение до 1,5 м.

Читайте также:
Плавающий костюм-поплавок для зимней рыбалки: описание, отзывы

С помощью переборок катер разделяется на 5 отсеков. Часть из них используется для обеспечения непотопляемости судна, а именно:

  • герметичный форпик;
  • пространство вдоль бортов.

В качестве наполнителя используется пенопласт, который в случае затопления позволяет катеру оставаться над уровнем воды. Остойчивость конструкции сохраняется даже при затоплении одного из отсеков.

В носовой части расположен трюм, он предназначается для транспортировки различного рода груза, который должен оставаться сухим. В трюме находится большая часть всего снабжения.

Палуба лодки оборудована каютой, в ней устроен мягкий диван, столик (типа шкаф), вешалки для верхней одежды и подобное. Для попадания в каюту нужно пройти ходовую рубку. Сверху водительских кресел и второго переднего сидения имеется вырез с люком, он используется для управления судном в положении стоя. В области кормы кокпит открыт, но может закрываться с помощью тента. На кокпите располагается диван и 2 сидения, которые могут откидываться.

Лодка Аист

В основе корпуса используются алюминиево-магниевые листы. Для укрепления конструкции устроен поперечный набор, состоящий из шпангоутов, они изготавливаются из профиля фасонного типа. В дополнение устроены прочные флоры (толщина 3 мм). Для связки шпангоутов используется 2 стрингера из листа в 4 мм. Внешняя обшивка корпуса состоит из 4 мм листов, а в области киля прочность увеличена за счёт толщины в 6 мм. Материалом переборок является тот же АМг5 с толщиной в 3 мм. Для соединения используется аргонодуговая сварка.

Для изготовления палубы применяется фанера бакелизированного типа (толщина 5 мм), она фиксируется на бимсы из алюминия. Сверху фанеры укладываются рейки из ясеня толщиной 1,2 см. Они приклеиваются сплошным слоем и формируют удобный и красивый настил. В фальшборте, рубке и надстройке используется 3 слоя материалов:

  • снаружи – авиационная фанера 2 мм;
  • второй слой – пенопластовый наполнитель 16 мм;
  • изнутри – такая же фанера.

В движение судно приводится посредством дизельного двигателя 3Д20, он способен развивать предельную мощность в 260 л. с. и 2270 об./мин. При эксплуатации в штатном режиме мощность составляет 235 л. с. и 2200 об./мин. Имеет спаренный тип с водомётом. Маховик в моторе скрепляется с помощью муфты с гребным валом. Для изоляции внешней части вала используется стеклопластик.

На первых моделях монтировались 2-ступенчатые типы водомётов для исключения рисков кавитации с 1-ступенчатым движителем. В конструкции имеется 2 ротора, у каждого по 4 лопасти с диаметром в 348 мм. После проведения испытаний опасения не оправдались и стали устанавливать 1 ротор, которого оказалось достаточно для получения приемлемых результатов.

Катер Аист

Для перехода в реверсивное движение используется закрытие сопла с помощью заслонки. Вода отражается от стенки и спрямляется в 2 трубы в обратном направлении. Холостой ход движителя также может достигаться за счёт устройства разгрузки, оно открывает заслонку для проникновения воздуха в сектор для забора воды. Для поворота катера используется специальное сопло. Оно имеет прямоугольную форму и располагается рядом с местом выпуска струи.

На борту имеется электросеть с постоянным током (24 В). Для питания электроэнергией устанавливается генератор ГСК-1500-жт, который монтируется на мотор. В статическом положении электричество поступает от 2 аккумуляторов 6 СТК-180-М.

На приборной доске имеется:

  • пульт для дистанционного управления насосом в системе подачи масла. Им рекомендуется пользоваться до старта двигателя;
  • кнопка запуска стартера;
  • педаль, корректирующая ток горючего;
  • рукоятка для механического управления заслонкой на водомётной установке;
  • педаль для воздействия на разгрузочный клапан;
  • компас, работающий по принципу магнита;
  • различные приборы для измерения и контроля состояния двигателя и других характеристик.
Читайте также:
Место для рыбалки на реке Иордан в Израиле Most Pkak - как проехать, что клюет, на какие наживки - описание места

Для фиксации катера используется якорь, его вес около 10 кг. Якорь соединяется с помощью каната из капрона в длину 30 м. На корме и носу приварены утки для швартовки и буксировки и леерное устройство. За рым-утки осуществляется подъём катера.

Судно Аист

Во время испытаний были проявлены оптимальные показатели манёвренности. Циркуляция при максимальной скорости составляет 5 величин длины при правом повороте и 8 при левом. При прикрытии заслонок реверсивного движения снижается циркуляции до 3 и 2 величин.

Тесты показали, что катер может остановиться с полного хода за 3 секунды, за это время пройдёт дистанцию 9 м. Лодка сохраняет устойчивость в равной мере как при обычном ходе, так и при реверсивном.

Технические характеристики катера «Аист»

Судно используется для проведения длительных прогулок, спасательных целей и береговой охраны. Имеет комфортные габариты кокпита и каюты, их достаточно для укрытия от непогоды или отдыха.

В сети много фото катера «Аист» и чертежей, они позволят, при должных усилиях, создать конструкцию вручную или изменить существующий корпус.

Технические характеристики катера «Аист»:

  • длина по габаритам – 9,1 м;
  • габаритная ширина – 2,6 м;
  • высотность борта в области миделя – 1,22 м;
  • водоизмещение при отсутствии нагрузки – 3,55 т;
  • водоизмещение загруженного катера – 4,75 т;
  • максимальная осадка – 0,46 м;
  • скорость при движении в водоизмещающем режиме – 35 км/час;
  • тип двигателя – стационарный 3Д20, работает на дизеле;
  • максимальная мощность мотора – 260 л. с.;
  • материал основания – АМг5;
  • метод соединения – сварной.

Какая цена

Из-за ограниченного тиража судна в сети немного предложений по продаже катера, но преимущественно стоимость колеблется от $7 до 14 тысяч.

Отзывы владельцев

На форумах много упоминаний о катере «Аист», и большинство из них положительные.

Александр:

«Доводилось кататься на катере в 90-х годах на протяжении 6 месяцев, друг давал на пользование. Отличное судно, 2 каюты помогают разместиться с компанией. Недостатком могу отметить относительную тихоходность при перемещении в водоизмещающем режиме. В целом судно стильное и качественное, но я бы предпочёл установить двигатель ЯМ3240 турбированого типа».

Сергей:

«Приобрёл „Аист“ из ностальгии, так как в своё время служил на таком катере на Амуре. Двигатель аналогичный БМП, работает на основании водомёта. Судно может взять на борт порядка 15 человек благодаря габаритам каюты. Осадка даже при большой нагрузке незначительная, её достаточно для причаливания к любому типу берегов».

Николай:

«Рекомендуют использовать катер для проведения длительных прогулок, разъездов по делам или для несения патруля. Сам использую на речке, у нас есть места с небольшой глубиной, соответственно, принципиально важна проходимость. „Аист“ может проплывать на глубине до 0,8 м. Палуба устроена из дерева, оно стоит неплохо, но местами гниёт, в остальном судном доволен».

Пограничный катер “Аист”

Производство пограничного катера «Аист» было начато с целью использования его для охраны границы Советского Союза в Финском заливе. Катера “Аист” отличаются выносливостью, качественной сборкой, отличными мореходными качествами. Основа катера – легкая алюминиевая конструкция с водометным движителем, особенности которой обеспечивают хорошую проходимость по мелководью и в заросших водоемах. В следующей статье будут приведены характеристики и подробное описание пограничных катеров «Аист».

Читайте также:
Изготовление поводков

Общие сведения о катере «Аист»

Быстроходный разъездной катер “Аист” предназначен для эксплуатации на реках, озерах и в прибрежных районах морей при волнении до 3 баллов.

аист

Быстроходный разъездной катер “Аист” предназначен для эксплуатации на реках, озерах и в прибрежных районах морей при волнении до 3 баллов

Для возможности плавания в засоренных водоемах с малыми глубинами на нем установлен водометный движитель, а двигатель оборудован изолированной замкнутой системой охлаждения с донными холодильниками. Нормальная пассажировместимость катера — 6 человек, максимальная — 10.

Дальность плавания — около 200 км. Остроскулые обводы корпуса рассчитаны на движение в переходном к глиссированию режиме при Fr = 1,1-1.3. Относительно плоская кормовая часть днища обеспечивает образование здесь гидродинамической подъемной силы, достаточной для того, чтобы не допустить чрезмерного дифферента на корму, характерного для переходного режима. В носовой части шпангоутам придана значительная килеватость с развалом при палубе.

Без снижения скорости катер проходит волну высотой до 1,5 м. Катер разделен переборками па пять отсеков. Герметизация форпика и заполнение узких отсеков вдоль бортов легким пенопластом обеспечивают необходимый аварийный запас плавучести. Имея пробоину, катер остается на плаву и сохраняет остойчивость при затоплении любого одного отсека. Носовой трюм предназначен для перевозки груза и размещения основной части снабжения.

Основное назначение при конструировании — пограничная или курьерская служба. Последняя модификация (13982) была разработана для отдыха на воде, но произведено данных судов было мало. Из-за высокой надежности и простоты в эксплуатации, а особенно из-за феноменальной живучести, списанные катера активно выкупаются. Из-за ограниченного тиража судна в сети немного предложений по продаже катера, но преимущественно стоимость колеблется от $7 до 14 тысяч.

Описание катера «Аист»

Каюта оборудована мягкими диванами, столиком-шкафом, вешалками для одежды и т. п. Вход в каюту из ходовой рубки. Над креслами водителя и наблюдателя в крыше рубки прорезаны люки, чтобы при швартовке или проходе узкостей можно было управлять судном стоя. Кормовая палуба может быть закрыта тентом; на ней установлены диван и два откидных сиденья.

Корпус катера, изготовленным из алюминиево-магниевого сплава, имеет поперечную систему набора со шпангоутами из фасонного профиля и флорами из листа толщиной 3 мм. Продольными связями служат два стрингера из 4-мнллиметрового листа. Толщина наружной обшивки — 4 мм (горизонтального киля — 6 мм), переборок — 3 мм. Все соединения корпуса выполнены аргоно-дуговой сваркой.

Палуба изготовлена из бакелизированной фанеры толщиной 5 мм, уложенной на алюминиевые бимсы. Поверх фанеры сплошным слоем наклеены ясеневые рейки толщиной 12 мм, образующие красивый и практичный настил. Надстройка, рубка и фальшборт имеют трехслойную конструкцию: наружные слои из березовой авиационной фанеры толщиной 2 мм, внутренний — из листов легкого пенопласта толщиной 16 мм.

Дизель “3Д20” (максимальная мощность 260 л. с. при 2270 об/мин; эксплуатационная 235 л. с. при 2200 об/мин) спарен напрямую с водометным движителем. Маховик двигателя соединяется с гребным валом через эластичную муфту. Наружная часть вала изолирована стеклопластиком. Система охлаждения двигателя выполнена таким образом, что полностью исключается опасность ее засорения илом, водорослями пли песком.

Читайте также:
Спиннинг для мормышинга, его возможности и свойства

Циркулирующая в замкнутой системе пресная вода охлаждается в трех коробчатых каналах, приваренных изнутри к обшивке днища. На первых катерах были установлены двухступенчатые водометы, так как расчеты показывали возможность возникновения кавитации при одноступенчатом движителе.

Общее сведения о катере «Аист»

Два четырехлопастных ротора диаметром 348 мм с дисковым отношением A/Ad = 0,87 давали суммарную спрямленную площадь лопастей 0,17 м 2 , что позволяло избежать кавитации. Однако при испытании судна с одним ротором также удалось получить удовлетворительные результаты, поэтому в дальнейшем будут устанавливаться более компактные и простые по конструкции одноступенчатые движители.

Реверс осуществляется за счет перекрывания сопла заслонками, которые направляют струю в две трубы заднего хода, выведенные к бортам. Холостой ход движителя при работающем двигателе обеспечивается с помощью разгрузочного устройства, открывающего доступ воздуха в водозаборник. Управление поворотом катера осуществляется поворотным соплом прямоугольного сечения на выходе струи из движителя.

На пульте дистанционного управления установлены включатель насоса прокачки двигателя маслом перед пуском, включатель стартера, ножная педаль подачи топлива, рукоятки управления заслонками водомета, педаль привода/ управления разгрузочным клапаном, а также другое оборудование и контрольно-измерительные приборы, обеспечивающие эксплуатацию катера. Установлен магнитный компас типа КИ-13.

Источниками электроэнергии в сети постоянного тока напряжением 24 в являются: генератор типа ГСК-1500-жт, навешенный на двигатель, и две соединенные последовательно аккумуляторные батареи 6 СТК-180-М (емкость 180 а-часов).

Катер “Аист” оборудован якорным устройством, состоящим из якоря весом 10 кг и капронового каната длиной 30 м; швартовными и буксирными утками, леерным устройством. Носовые и кормовые рым-утки служат и для подъема катера краном. На испытаниях катер показал хорошие маневренные качества. Диаметр циркуляции на полном ходу составляет 5 длин корпуса при повороте вправо и 8 влево.

С прикрытыми заслонками заднего хода циркуляция уменьшается соответственно до 3 и 2 длин корпуса. Катер останавливается с полного переднего хода за 3 сек., проходя всего 9 м (одна длина корпуса). Хорошая управляемость обеспечивается и на заднем ходу — уже при скорости 3,3 км/час судно можно держать под контролем. Строительство катеров типа “Аист” ведется небольшой серией.

Технические характеристики катера «Аист»

Судно используется для проведения длительных прогулок, спасательных целей и береговой охраны.

аист

Имеет комфортные габариты кокпита и каюты, их достаточно для укрытия от непогоды или отдыха. В сети много фото катера «Аист» и чертежей, они позволят, при должных усилиях, создать конструкцию вручную или изменить существующий корпус.

Технические характеристики катера «Аист»:

  • длина по габаритам – 9,1 м;
  • габаритная ширина – 2,6 м;
  • высотность борта в области миделя – 1,22 м;
  • водоизмещение при отсутствии нагрузки – 3,55 т;
  • водоизмещение загруженного катера – 4,75 т;
  • максимальная осадка – 0,46 м;
  • скорость при движении в водоизмещающем режиме – 35 км/час;
  • тип двигателя – стационарный 3Д20, работает на дизеле;
  • максимальная мощность мотора – 260 л. с.;
  • материал основания – АМг5; метод соединения – сварной.

Пограничный катер «Аист»

Пограничный катер проекта 1398 «Аист» был по существу первым послевоен­ным рейдовым катером, спроектированным и построенным специально для погранич­ных войск с учётом всех требований, вытекающих из специфики их службы.

Читайте также:
Ловля язя на поплавочную удочку

Нужен был специальный катер для охраны государственной границы на реках Амур в средней полосе, Уссури с притоками, Дунай, Амударья, на озере Ханка и озёрах Карельского перешейка, в прибрежных районах Финского залива.

Служба катера должна была заключаться в патрулировании акваторий, пере­возке пограничных нарядов с боевым снаряжением и собаками на фланги охраняе­мых участков, доставке грузов на заставы и для деловых разъездов в пределах задан­ного района эксплуатации.И такой катер был сделан.

Это был катер из лёгкого сплава с одновальной дизельной установкой и двухсту­пенчатым водомётным движителем. Системы и агрегаты двигателя были разработа­ны с учётом эксплуатации катера в засорённых водоёмах. Например, система охлаж­дения двигателя пресной водой была одноконтурная, теплообмен которой осуществ­лялся забортной водой в специальных каналах в днищевой части корпуса катера.

Гребной вал имел упорный подшипник, работающий в масле, и опорный подшипник из капролона. Такие конструктивные мероприятия позволяли эксплуатировать катер в акваториях с песчаными отмелями, взвешенными частицами песка и ила в воде, мно­гочисленными протоками и берегами, заросшими осокой, камышом и кустарниками.

аист

Пограничный катер проекта 1398 «Аист» был по существу первым послевоен­ным рейдовым катером, спроектированным и построенным специально для погранич­ных войск

В соответствии с техническим заданием катер принимал на борт шесть пассажи­ров, а при необходимости 10 человек или 500 кг груза, имел мореходность 3 балла. Ввиду того, что собаки чувствовали себя не комфортно на металлической палубе, пришлось для изготовления палубы и рубки применить дерево.

В сентябре 1967 года был построен и прошёл испытания головной катер, кото­рый в том же году был передан в эксплуатацию по прямому назначению. После завершения постройки головных катеров их серийная постройка была поручена феодосийскому судостроительному заводу «Море».

Катера проекта 1398 стали поступать в пограничные войска для прохождения так называемого установочного периода эксплуатации. В этот период они подтверди­ли своё соответствие климатическим и природным требованиям при выполнении всех возложенных на них задач. Эти катера стали поступать на все участки границ Советского Союза и вскоре стали весьма популярны в морских и речных пограничных частях.

Водометный пограничный катер “аист”, проект 1398Б

Катер предназначен для несения службы на пограничных заставах по охране государственной границы на реках, озерах и в прибрежных районах морей. Корпус изготовлен из алюминиевого сплава АМг-5. Состоит из одновальной дизельной установки и водометного движителя, каюты, рубки и кокпита.

Катер разделен по длине четырьмя водонепроницаемыми переборками на пять отсеков. Мореходность – 3 балла. Крайне неприхотлив в эксплуатации и прост в обслуживании.
Спуск на воду и подъем на зиму не требует ни какой подготовки и консервации и занимает 5 минут, т.к. в системе охлаждения залит тосол.

Технические характеристики :

  • двигатель MERCEDES OM501 LA;
  • длина – 9,10 метров;
  • ширина – 2,60 метра;
  • осадка – 40 см.

Отзывы владельцев катера «Аист»

На форумах много упоминаний о катере «Аист», и большинство из них положительные.

Александр: «Доводилось кататься на катере в 90-х годах на протяжении 6 месяцев, друг давал на пользование. Отличное судно, 2 каюты помогают разместиться с компанией. Недостатком могу отметить относительную тихоходность при перемещении в водоизмещающем режиме. В целом судно стильное и качественное, но я бы предпочёл установить двигатель ЯМ3240 турбированого типа».

Читайте также:
Краткий курс молодого бойца по ловле окуня

аист

Сергей: «Приобрёл „Аист“ из ностальгии, так как в своё время служил на таком катере на Амуре. Двигатель аналогичный БМП, работает на основании водомёта. Судно может взять на борт порядка 15 человек благодаря габаритам каюты. Осадка даже при большой нагрузке незначительная, её достаточно для причаливания к любому типу берегов».

Николай: «Рекомендуют использовать катер для проведения длительных прогулок, разъездов по делам или для несения патруля. Сам использую на речке, у нас есть места с небольшой глубиной, соответственно, принципиально важна проходимость. „Аист“ может проплывать на глубине до 0,8 м. Палуба устроена из дерева, оно стоит неплохо, но местами гниёт, в остальном судном доволен».

Катер “Аист”

катер Аист

Быстроходный разъездной катер “Аист” предназначен для эксплуатации на реках, озерах и в прибрежных районах морей при волнении до 3 баллов. Для возможности плавания в засоренных водоемах с малыми глубинами на нем установлен водометный движитель, а двигатель оборудован изолированной замкнутой системой охлаждения с донными холодильниками. Нормальная пассажировместимость катера — 6 человек, максимальная — 10. Дальность плавания — около 200 км.

Остроскулые обводы корпуса рассчитаны на движение в переходном к глиссированию режиме при Fr = 1,1-1.3. Относительно плоская кормовая часть днища обеспечивает образование здесь гидродинамической подъемной силы, достаточной для того, чтобы не допустить чрезмерного дифферента на корму, характерного для переходного режима. В носовой части шпангоутам придана значительная килеватость с развалом при палубе. Без снижения скорости катер проходит волну высотой до 1,5 м.

Схема общего расположения

Схема общего расположения катера Аист

Катер разделен переборками па пять отсеков. Герметизация форпика и заполнение узких отсеков вдоль бортов легким пенопластом обеспечивают необходимый аварийный запас плавучести. Имея пробоину, катер остается на плаву и сохраняет остойчивость при затоплении любого одного отсека.

Носовой трюм предназначен для перевозки груза и размещения основной части снабжения.

Каюта оборудована мягкими диванами, столиком-шкафом, вешалками для одежды и т. п. Вход в каюту из ходовой рубки. Над креслами водителя и наблюдателя в крыше рубки прорезаны люки, чтобы при швартовке или проходе узкостей можно было управлять судном стоя.

Кормовая палуба может быть закрыта тентом; на ней установлены диван и два откидных сиденья.

Корпус катера, изготовленным из алюминиево-магниевого сплава, имеет поперечную систему набора со шпангоутами из фасонного профиля и флорами из листа толщиной 3 мм. Продольными связями служат два стрингера из 4-мнллиметрового листа. Толщина наружной обшивки — 4 мм (горизонтального киля — 6 мм), переборок — 3 мм. Все соединения корпуса выполнены аргоно-дуговой сваркой.

Палуба изготовлена из бакелизированной фанеры толщиной 5 мм, уложенной на алюминиевые бимсы. Поверх фанеры сплошным слоем наклеены ясеневые рейки толщиной 12 мм, образующие красивый и практичный настил. Надстройка, рубка и фальшборт имеют трехслойную конструкцию: наружные слои из березовой авиационной фанеры толщиной 2 мм, внутренний — из листов легкого пенопласта толщиной 16 мм.

Дизель “3Д20” (максимальная мощность 260 л. с. при 2270 об/мин; эксплуатационная 235 л. с. при 2200 об/мин) спарен напрямую с водометным движителем. Маховик двигателя соединяется с гребным валом через эластичную муфту. Наружная часть вала изолирована стеклопластиком.

Система охлаждения двигателя выполнена таким образом, что полностью исключается опасность ее засорения илом, водорослями пли песком. Циркулирующая в замкнутой системе пресная вода охлаждается в трех коробчатых каналах, приваренных изнутри к обшивке днища. На первых катерах были установлены двухступенчатые водометы, так как расчеты показывали возможность возникновения кавитации при одноступенчатом движителе. Два четырехлопастных ротора диаметром 348 мм с дисковым отношением A/Ad = 0,87 давали суммарную спрямленную площадь лопастей 0,17 м 2 , что позволяло избежать кавитации. Однако при испытании судна с одним ротором также удалось получить удовлетворительные результаты, поэтому в дальнейшем будут устанавливаться более компактные и простые по конструкции одноступенчатые движители.

Читайте также:
Ловля на резинку хищной рыбы

катер Аист

Реверс осуществляется за счет перекрывания сопла заслонками, которые направляют струю в две трубы заднего хода, выведенные к бортам. Холостой ход движителя при работающем двигателе обеспечивается с помощью разгрузочного устройства, открывающего доступ воздуха в водозаборник.

Управление поворотом катера осуществляется поворотным соплом прямоугольного сечения на выходе струи из движителя.

Источниками электроэнергии в сети постоянного тока напряжением 24 в являются: генератор типа ГСК-1500-жт, навешенный на двигатель, и две соединенные последовательно аккумуляторные батареи 6 СТК-180-М (емкость 180 а-часов).

На пульте дистанционного управления установлены включатель насоса прокачки двигателя маслом перед пуском, включатель стартера, ножная педаль подачи топлива, рукоятки управления заслонками водомета, педаль привода/ управления разгрузочным клапаном, а также другое оборудование и контрольно-измерительные приборы, обеспечивающие эксплуатацию катера. Установлен магнитный компас типа КИ-13.

Катер “Аист” оборудован якорным устройством, состоящим из якоря весом 10 кг и капронового каната длиной 30 м; швартовными и буксирными утками, леерным устройством. Носовые и кормовые рым-утки служат и для подъема катера краном.

На испытаниях катер показал хорошие маневренные качества. Диаметр циркуляции на полном ходу составляет 5 длин корпуса при повороте вправо и 8 влево. С прикрытыми заслонками заднего хода циркуляция уменьшается соответственно до 3 и 2 длин корпуса. Катер останавливается с полного переднего хода за 3 сек., проходя всего 9 м (одна длина корпуса). Хорошая управляемость обеспечивается и на заднем ходу — уже при скорости 3,3 км/час судно можно держать под контролем.

Строительство катеров типа “Аист” ведется небольшой серией.

Е.В.Захаров, Катера и Яхты, №30 1971 год

Фотографии катера “Аист”

катер Аист

катер Аист

катер Аист

катер Аист

катер Аист

Катер Аист

Катер Аист

Катер Аист

Катер Аист

Катер Аист

Катер Аист

Катер Аист

Катер Аист

Катер Аист

Катер Аист

Катер Аист

Катер Аист

Катер Аист

Катер Аист

Катер “Аист” на видео

Катер “Аист”: описание модели, технические характеристики, отзывы

Характеристики катера “Аист”
Длина наибольшая, мм 9100
Ширина наибольшая, мм 2600
Высота борта на миделе, мм 1220
Водоизмещение порожнем, кг 3550
Водоизмещение полное, кг 4750
Осадка при полном водоизмещении, мм 460
Скорость при полном водоизмещении, км/ч около 35
Стационарный дизель “3Д20”, л.с. 260
Материал корпуса АМг
Технология соединения сварка
Описание
Быстроходный разъездной катер “Аист” предназначен для эксплуатации на реках, озерах и в прибрежных районах морей при волнении до 3 баллов. Для возможности плавания в засоренных водоемах с малыми глубинами на нем установлен водометный движитель, а двигатель оборудован изолированной замкнутой системой охлаждения с донными холодильниками. Нормальная пассажировместимость катера — 6 человек, максимальная — 10. Дальность плавания — около 200 км.

Остроскулые обводы корпуса рассчитаны на движение в переходном к глиссированию режиме при Fr = 1,1-1.3. Относительно плоская кормовая часть днища обеспечивает образование здесь гидродинамической подъемной силы, достаточной для того, чтобы не допустить чрезмерного дифферента на корму, характерного для переходного режима. В носовой части шпангоутам придана значительная килеватость с развалом при палубе. Без снижения скорости катер проходит волну высотой до 1,5 м.
Катер разделен переборками па пять отсеков. Герметизация форпика и заполнение узких отсеков вдоль бортов легким пенопластом обеспечивают необходимый аварийный запас плавучести. Имея пробоину, катер остается на плаву и сохраняет остойчивость при затоплении любого одного отсека.

Читайте также:
Рыба европейский хариус: описание, внешний вид и ареал обитания

Носовой трюм предназначен для перевозки груза и размещения основной части снабжения.

Каюта оборудована мягкими диванами, столиком-шкафом, вешалками для одежды и т. п. Вход в каюту из ходовой рубки. Над креслами водителя и наблюдателя в крыше рубки прорезаны люки, чтобы при швартовке или проходе узкостей можно было управлять судном стоя.

Кормовая палуба может быть закрыта тентом; на ней установлены диван и два откидных сиденья.

Корпус катера, изготовленным из алюминиево-магниевого сплава, имеет поперечную систему набора со шпангоутами из фасонного профиля и флорами из листа толщиной 3 мм. Продольными связями служат два стрингера из 4-мнллиметрового листа. Толщина наружной обшивки — 4 мм (горизонтального киля — 6 мм), переборок — 3 мм. Все соединения корпуса выполнены аргоно-дуговой сваркой.

Палуба изготовлена из бакелизированной фанеры толщиной 5 мм, уложенной на алюминиевые бимсы. Поверх фанеры сплошным слоем наклеены ясеневые рейки толщиной 12 мм, образующие красивый и практичный настил. Надстройка, рубка и фальшборт имеют трехслойную конструкцию: наружные слои из березовой авиационной фанеры толщиной 2 мм, внутренний — из листов легкого пенопласта толщиной 16 мм.

Дизель “3Д20” (максимальная мощность 260 л. с. при 2270 об/мин; эксплуатационная 235 л. с. при 2200 об/мин) спарен напрямую с водометным движителем. Маховик двигателя соединяется с гребным валом через эластичную муфту. Наружная часть вала изолирована стеклопластиком.

Система охлаждения двигателя выполнена таким образом, что полностью исключается опасность ее засорения илом, водорослями пли песком. Циркулирующая в замкнутой системе пресная вода охлаждается в трех коробчатых каналах, приваренных изнутри к обшивке днища. На первых катерах были установлены двухступенчатые водометы, так как расчеты показывали возможность возникновения кавитации при одноступенчатом движителе. Два четырехлопастных ротора диаметром 348 мм с дисковым отношением A/Ad = 0,87 давали суммарную спрямленную площадь лопастей 0,17 м2, что позволяло избежать кавитации. Однако при испытании судна с одним ротором также удалось получить удовлетворительные результаты, поэтому в дальнейшем будут устанавливаться более компактные и простые по конструкции одноступенчатые движители.
Реверс осуществляется за счет перекрывания сопла заслонками, которые направляют струю в две трубы заднего хода, выведенные к бортам. Холостой ход движителя при работающем двигателе обеспечивается с помощью разгрузочного устройства, открывающего доступ воздуха в водозаборник.

Управление поворотом катера осуществляется поворотным соплом прямоугольного сечения на выходе струи из движителя.

Источниками электроэнергии в сети постоянного тока напряжением 24 в являются: генератор типа ГСК-1500-жт, навешенный на двигатель, и две соединенные последовательно аккумуляторные батареи 6 СТК-180-М (емкость 180 а-часов).

На пульте дистанционного управления установлены включатель насоса прокачки двигателя маслом перед пуском, включатель стартера, ножная педаль подачи топлива, рукоятки управления заслонками водомета, педаль привода/ управления разгрузочным клапаном, а также другое оборудование и контрольно-измерительные приборы, обеспечивающие эксплуатацию катера. Установлен магнитный компас типа КИ-13.

Катер “Аист” оборудован якорным устройством, состоящим из якоря весом 10 кг и капронового каната длиной 30 м; швартовными и буксирными утками, леерным устройством. Носовые и кормовые рым-утки служат и для подъема катера краном.

Читайте также:
Ловля на резинку хищной рыбы

Пограничный катер пр.1398, шифр “Аист”

Вы используете Internet Explorer устаревшей и не поддерживаемой более версии. Чтобы не было проблем с отображением сайтов или форумов обновите его до версии 7.0 или более новой. Ещё лучше – поставьте браузер Opera или Mozilla Firefox.

Обсудить и задать вопросы можно в этой теме.

Вованыч_1977
Местный

Интересуют, публиковались ли где-нибудь чертежи по этим катерам? Может, статья где печаталась?
А то я в сети только это нашёл – у пограничников _http://forum.pogranichnik.ru/lofiversion/index.php/t1981.html

Aist.jpg (скачать) [50 кБ]

Схемка.jpg (скачать) [21 кБ]

tramp_
дёгтевозик

Здесь есть – book.ru Электронная библиотека – 3 стр. текста., 1 небольшая схема – разрез по ДП, 4-5 фото.

Badman
новичок

scan0002.jpg (скачать) [290 кБ]

Badman
новичок

scan0003.jpg (скачать) [270 кБ]

Badman
новичок

scan0004.jpg (скачать) [295 кБ]

Badman
новичок

scan0005.jpg (скачать) [334 кБ]

Вованыч_1977
Местный

2 Badman: Просто ОГРОМНОЕ спасибо. Не ожидал, что так оперативно решится вопрос.
Badman>. Есть свежие фотографии катеров, если будет интересно – выложу.
Конечно же, интерес есть. Я так понимаю, что строились катерки бА-А-Альшой серией (кстати, кто в курсе, – сколько?), и отличия имелись, да и размерениями наверное различались. Фото будут в самый раз.

2 tramp_: Спасибо за ссылку. Книгу бы взял, да интересует всего пару проектов (сразу же шкурный вопрос – а пр.14081 “Сайгак” там есть?). Но в любом случае – буду иметь в виду.

Badman
новичок

Судя по книге, катера разных выпусков отличались лишь внутренним устройством, да и то незначительно (люки, отделка и т.п.). Внешние размерения вроде у всех одинаковые.

P1010001.JPG (скачать) [380 кБ]

Badman
новичок

P1010004.JPG (скачать) [381 кБ]

Badman
новичок

P1010001.JPG (скачать) [356 кБ]

Badman
новичок

P10100014.JPG (скачать) [368 кБ]

Джи-джи
опытный
tramp_
дёгтевозик

Вованыч_1977> 2 tramp_: Спасибо за ссылку. Книгу бы взял, да интересует всего пару проектов (сразу же шкурный вопрос – а пр.14081 “Сайгак” там есть?). Но в любом случае – буду иметь в виду.
Есть пр.1408 и 14081, но книга специфична – по каждому проекту (а их у Редана изрядно) – 2-4, ну 6 (если проект с развитием) стр. общего описания разработки, схемы маленькие, на четвертинку листа, такие же фото, и все. Это книга одного автора-конструктора, а не целого КБ, к сожалению. Но в целом она достаточно интересна, охватывает большой временной промежуток жизни известного КБ.

ЗЫ В принципе попробую своим фотиком снять нужные страницы.

Джи-джи
опытный
tramp_
дёгтевозик
Вованыч_1977
Местный

2 Badman:
Спасибо, эти фото (кроме вида на водомет) у меня есть (правда, не в таком размере) – скачал с объявления о продаже “Аиста” (уж не Вы ли продавец ). А “боевые” фотографии катера имеются?

2 tramp_:
Буду признателен за статьи и графику по “Сайгакам” и “Аистам”.

Badman
новичок

Боевых фоток нет. Катера почти не ходят, все у причальной стенки стоят, воевать вроде не с кем
Сейчас их вообще потихоньку снимают с вооружения, вместо “Аистов” будут простые катера.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: