Крейсерский швертбот «Морской еж». Оборудование швертбота

СКАТ” ШВЕРТБОТ КЛАССА Т2 *

1 ЛОДКА СВОИМИ РУКАМИ СКАТ” ШВЕРТБОТ КЛАССА Т2 * В. Чайкин Плавание на яхтах по внутренним водным путям имеет свою специфику. На реках яхтсменам приходится преодолевать встречное течение (порой довольно сильное), узкие и мелководные участки. Интенсивное движение грузовых и пассажирских судов заставляет прокладывать кур-, сы в основном за линией бакенов, ограждающих судовой ход. Лавировать зачастую приходится короткими галсами. Не редкость в подобных плаваниях такие операции, как про ход под мостами с уборкой мачты,’ шлюзование, съемка с мелей, швар- ‘ товки к необорудованному берегу. Все это создает немалые трудности, требует от яхтсменов не только : определенных навыков и опыта, на порой и значительных физических усилий. Зато какая ширь открывается не*! ред глазами, когда пройдена речная> часть пути и яхта выходит в большое озеро или водохранилище! Здесь свои особенности плавания, волна и ветер требуют и от экипажа, и от судна проявления уже чисто морских качеств. А если парусный поход совмещается с гонками, то несколько дней увлекательной спортивной борьбы, проверки гоночных качеств яхты, физической закалки и опыта экипажа становятся для каждого участники незабываемым событием. В региональных регатах на внут«, ренних водах Поволжской, Онежской, Днепровской и других ежегодно участвует большое количество самых разнообразных яхт от маленьких «Ассолей» до таких крупных, как Л6 и «Таурус». Большинству из них, прежде чем принять старт в этих соревнованиях, приходится пройти по рекам и каналам сотни километров. Думаю, что многие капитаны больших яхт и даже четвертьтонпиков не раз сожалели о том, что осадка их судов слишком -. ;. ш Серийный крейсерский швертбот типа v Цефей» класса Т2, построенный на Ленинградской экспериментальной су доверфи. Описание проекта было напечатано в «КЯ» 7L и

2 ШВЕРТБОТ «СКАТ» КЛАССА Т2 Теоретический чертеж корпуса и очертания рубки (по проекту). В верхней части рисунка проекции «бок» и «полуширота», справа проекция «корпус».

3 велика для подобных плаваний по рекам и озерам; немало проблем, особенно при вынужденной перевозке на речных судах, железной дорогой и автотранспортом, связано с большим весом этих судов. Можно избавиться от многих забот, расширить выбор маршрутов для^ походов и получить возможность участвовать в целом ряде региональных соревнований, если использовать для подобных целей крейсерско -гоночные швертботы классов Т2 и ТЗ, предусмотренных действующей классификацией спортивных парусных судов СССР. Удобство управления, удовлетворительные мореходные качества и комфортабельность крейсерских швертботов завоевали большое число сторонников. Правда, район плавания «тэшек» ограничивается их остойчивостью, существенно более низкой, чем у килевых яхт. Об остойчивости крейсерских швертботов следует поговорить особо. Опыт эксплуатации судов класса Т2 в восточной части Финского и Выборгского заливов, на Ладожском и Онежском озерах показал, что и на открытой воде, имея надежное устройство для закручивания стакселя на штаг и патент-риф, позволяющий за считанные секунды уменьшить площадь грота, намотав его на гик, можно плавать на швертботах Лодка своими руками без опасения за их остойчивость. Конечно, при должной квалификации экипажа. Важно, например, знать, что при встрече шквала следует поднять шверт, чтобы уменьшить опасную величину кренящего момента. Легкий шверт, вес которого обычно не превышает 8 9% водоизмещения швертбота, сам по себе остойчивости практически не прибавляет. Подъем шверта позволяет существенно сдвинуть вверх точку приложения силы сопротивления дрейфу. А поскольку расстояние между этой точкой и центром парусности является плечом кренящего момента, эта мера уменьшает его величину. Немаловажно и то, что с убранным швертом швертбот под действием шквала проскальзывает дрейфует под ветер. Применение на швертботах утяжеленных балластных швертов не имеет особого смысла, поскольку именно в те моменты, когда необходима большая остойчивость (например, в сильный ветер на курсе фордевинд), шверт чаще всего должен быть поднят. С точки зрения чисто гоночных качеств любая яхта с подъемным килем имеет большие преимущества перед яхтами килевыми имеющими постоянный киль. На полных курсах можно снизить сопротивление трения, подняв киль (шверт) в колодец. На острых курсах, выбирая или потравливая шверт, можно в значительных пределах изменять центрозку яхты в зависимости от курса относительно ветра и его силы. К сказанному надо добавить, что на швертботе можно использовать для плавания прибрежные зоны малых глубин, не удаляясь от пунктов укрытия; можно укрыться от шторма в устье небольшой речки, мелководной бухточке, в камышах или, наконец, вытащив судно на пляж. Наш опыт проектирования швертботов класса Т2 подсказывает, что многие качества этого типа яхт могут быть улучшены. Остойчивость, например, можно повысить за счет понижения центра тяжести и придания корпусу таких обводов и разадерений, которые способствуют повышению так называемой остойчивости формы. Для улучшения управляемости и ходкости важны оптимальная центровка швертбота и снижение аэродинамического сопротивления корпуса. Практически очень важно повысить надежность управления парусами и устройствами, швертбота с тем, чтобы большую часть операций мог выполнять рулевой со своего рабочего места. Немалую сложность представляет выбор главных размерений крейсер-

4 Общее расположение и план палубы. 1 рулевое устройство; 2 кокпит; 3 швертовая лебедка; 4 тент над входным люком; 5 крышка входного люка; 6″ форлюк; 7 сетка для личных вещей: 8 полочка для посуды; 9 камбуз; 10 дверь в гальюн; 11 рундук; 12 усиленный подмачтовый бимс; 13 столик; 14 бортовые полки (ниши); 15 парусный рундук; 16 шверт; 17 рундук для подвесного мотора; 18^ ахтерпик; 19 двуспальная койка; 20 платяной шкаф; 21 гальюн; 22 швертовый колодец; 23 койка; 24 удлинитель румпеля; 25 блок спинакер-брасов; 26′ шкотовая лебедка; 27 блок основного стакселя; 28 блок штормового стакселя; 29 степс мачты; 30 устройство для закрутки стакселя и носовой релинг; 31 стопора фалов. Г>7

Читайте также:
Тельное из рыбы технология приготовления

5 ШВЕРТБОТ ТИПА «СКАТ» Конструктивные чертежи корпуса швертбота для самостоятельной постройки: продольный разрез по ДП, план (левый борт со снятой палубой) и типовые узлы соединений. Обозначения позиций относятся к чертежу закладки и швецового колодца, приводимому на стр. 90. / настил кокпита, фанера 6 = 8; 2 настил палубы, фанера б – = 8; 3 переборка рубки, фанера 6=10; 4 комингс рубки, фанера б = 10; 5 пиллерс, 25 X 40; 6 переборка гальюна, фанера, 6 = 5; 7 крыша рубки, фанера 6=10; 8 мидельиейс, 15X50; 9 брештук, 15X250; 10 киль ламинированный, 200X65; 11 транец, бакфанера 6 = 7; 12 болт спец.. М8; 13 кноп. 40 X X 175 X 220; 14 заполнитель транца. 6 = 40; 15 накладка 25 X 50, дуб; 16 крышка люка; 17 резина 6 = 8; /8 комингс люка, 10X40; дуб; 19 накладка бимса, 25X40; 20 облицовка люка, 10X40; дуб; 21 крышка форлюка, фанера 6= 10; 22 обвязка форлюка, 25 X 25; дуб; 23 комингс люка. 20 X 50; дуб; 24 опора комингс рубки, 20X40; 25 облицовка люка, 10 X 120; 26 основание колодца, 32 X 75; дуб; 27 стенки колодца; бакфанера 6 = 7; 28 рейка 25 X 40; 29 ~ вкладыш 25 X 25; дуб; 30 планка 150 X 32; дуб; 31 болт спец., Мб; 32 форштевень 80 X 55; ламинированный. аз

7 по шпт Закладка и швертовый колодец. Швертовое устройство. / лебедка; 2 шкив 0 60; 3 шверт; 4 шверг-тали, канат стальной 0 4,5; 5 коуш; 6 резина на клее 88; 7 болт М16 X 120; 8 втулка. ско-гоночного швертбота. Главными критериями здесь должны быть уровень ходовых качеств и обитаемость судна. Вполне приемлемые условия для длительного пребывания экипажа из трех-четырех человек можно создать и на судне длиной до 5 6 м. Однако такая короткая, с тупыми образованиями оконечностей яхта неизбежно будет сильно терять ход на крутой и короткой волне, характерной для большинства закрытых водоемов. За рубежом, правда, выпускается значительное количество яхточек и каютных швертботов столь малых размерений для внутреннего и прибрежного морского плавания, однако, как правило, выбор размерений в этих случаях диктуется необходимостью обеспечить возможность транспортировки судна к месту отдыха на трейлере за легковой автомашиной. Рулевое устройство (а) и шверт (б). 1 перо руля, АМг 6 = 10; 2 болт М12 X 35; 3 серьга; 4 блок; 5 шайбе, АМг 6 = 3; 6 баллерная коробка, ст. нерж. 6 = 3; 7 сорлинь, капроновый шнур; 8 шкив 0 60; 9 оковка румпеля, черж. сталь 6 = 3; 10 румпель, ясень 40 X GO; // стопор сорлиня; J2 шверт, сталь 6 ** 10»

8 Явдка своими руками С учетом большой протяженности водных путей, а также разнообразия и сложности условий для крейсерских плаваний по ним под парусами, у нас необходимо более крупное и быстроходное судно. Для сравнения заметим, что для того, чтобы пересечь по каналам всю Францию от Средиземноморской Ривьеры до берегов Атлантики, нужно пройти меньшее расстояние, чем при плавании от Киева до Херсона по Днепру или от Казани до Волгограда ло Волге. С другой стороны, увеличение длины швертбота рассматриваемого класса свыше 7 7,5 м нецелесообразно. Например, швертбот класса ТЗ, имеющий длину всего на 1,2 м больше, чем 12, неизбежно оказывается в полтора раза тяжелее, тогда как условия обитаемости для экипажа практически одинаковы. А в дальнем походе случается, что приходится проводить яхту на руках через перекаты и отмели, иногда даже вытаскивать ее на берег; естественно, излишний вес оказывается недостатком. Не менее важна и стоимость судна, быстро возрастающая с увеличением размеров. Нам представляется, что оптимальными размерениями парусного судна для внутреннего плавания являются регламентированные правилами классификации размерения швертбота Т2. Чертежи такого швертбота, разработанные на основе анализа многолетнего опыта эксплуатации яхт типов «Дельфин» (см. «КЯ» М 20), «Т2-69» («КЯ» 30) и «Цефей» («КЯ» 71), и предлагаются вниманию судостроителей-любителей. Все три типа упомянутых швертботов испытаны временем и в целом заслужили положительную оценку экипажей. Хорошо изучено поведение их в различных условиях плавания, ходкость, мореходность, обитаемость. Это дало возможность достаточно объективно оцепить положительные и отрицательные качества каждого из трех проектов и учесть их в предлагаемых чертежах. Общими для всех этих типов швертбота Т2 недостатками являются не вполне удовлетворительная центровка и значительный дрейф на острых к ветру курсах. Нарушение центровки швертбота, снабженного каютой, обычно происходит из-за стремления конструкторов расположить швертовый колодец так, чтобы он меньше загромождал внутреннее помещение. В наибольшей степени этот минус проявляется на «Дельфине», секторный шверт которого оказался смещенным слишком далеко в нос от миделя. При усилении ветра этот швертбот трудно удержать от приведения к ветру; рулевому приходится прилагать большие усилия, перекладывая руль под ветер па значительный угол. Этот же недостаток, хотя и в несколько меньшей степени, обнаружился и на «Т2-69». «Цефей», имеющий «кормовое» расположение швертового колодца, наоборот, надо удерживать от уваливания под ветер. Большой угол дрейфа, снижающий эффективность лавировки, значительно портит впечатление от удобного и комфортабельного «Цефея». Причинами сильного дрейфа под ветер, кроме неудачной центровки, являются малая площадь шверта и излишне высокий надводный борт. Не случайно же многие капитаны швертботов этого типа предпочитают при встречном ветре отстаиваться в ожидании перемены его направления, чем лавировать, практически не продвигаясь на ветер, особенно если приходится идти против течения. Случаи опрокидывания грамотно спроектированных крейсерских швертботов крайне редки, а при умелом управлении практически могут быть исключены вообще; тем не менее в описываемом проекте приняты дополнительные меры для повышения остойчивости как главного критерия безопасности плавания. По сравнению с другими швертботами того же класса, «Скат» имеет увеличенный развал бортов для повышения максимальной ширины корпуса при сохранении умеренной ширины по КВЛ. Кроме того, применен внутренний балласт в виде металлических пластин или болванок, закрепленных у киля между шпангоутами. Проект «Ската» разработан с учетом возможностей, которыми располагает судостроитель-любитель. Конструкция и технология сборки корпуса мало отличаются от ранее рассмотренных в журнале при описании судов, имеющих корпуса с угловатыми шпангоутами и фанерной обшивкой. Швертовый колодец расположен в кормовой части каюты, но ему придана форма, создающая минимум неудобств для экипажа. Шверт поднимается и опускается при помощи швертовой лебедки, установленной под бимсом гика-шкота, около рулевого. Работать на лебедке может либо сам рулевой, либо один из членов экипажа; для этого ее рукоятку можно поставить как с передней, так и с задней стороны лебедки. Шверт имеет увеличенное плечо от оси вращения до основной плоскости швертбота. Продольное смещение центра бокового сопротивления швертбота можно регулировать в значительных пределах, выбирая шверт на различную величину. Швертбот оснащен шлюпом с топовым вооружением, удобным при обслуживании малочисленным экипажем в длительном крейсерском плавании. Для любителей гонок может быть рекомендовано более эффективное парусное вооружение типа 3/4 или 7/8 с гибкой мачтой и бакштагами. Для удобства работы с парусами швертбот оснащен устройством для закрутки стакселя вокруг штага и патент-рифом с фаловой лебедкой новой, совершенной конструкции. ‘ Обшивка корпуса выполнена из водостойкой фанеры на наборе из сосновых брусков и реек. По скулам стыки фанеры оклеены полосами стеклоткани в два слоя на эпоксидной смоле. При необходимости уточнения отдельных конструктивных узлов, а также вопросов технологии и выбора материалов для корпуса можно обратиться к подробной статье Д. И. Селезнева «Крейсерский швертбот «Морской еж» («КЯ» 90 92), в которой приводится ряд дополнительных сведений. 1 Конструкции этих устройств, применявшихся ранее, описаны в «КЯ» И, 52 и 92. Полезные мелочи «АВТОРУЛЕВОЙ» Стоящему на вахте рулевому иногда требуется на несколько минут оставить румпель, чтобы взглянуть на карту, что-нибудь поправить в такелаже и т. п. Чтобы яхта сохранила курс, в большинстве случаев достаточно на это время закрепить румпель в определенном положении. Одно из простейших приспособлений для этого показано на рисунке. На румпеле 1 закреплены два клиновых стопора 2 и два обушка 4, через которые проведен капроновый трос 3. Концы этого троса заложены за утки на комингсах кокпита. Установив румпель в нужном положении, трос выбирают втугую с обеих сторон румпеля и берут его на стопора.

Читайте также:
8 декабря, Вести с водоемов

9 Таблица ординат (мм) по теоретическим шпангоутам ши ТР Киль Высоты от ОП Скула Линия слома Борт Стрелки погиби Топтимберс Флортимберс Полушироты от ДП Скула Линия слома Борт ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ШВЕРТБОТА «СКАТ» Длина наибольшая, м. 6,995 Ширина наибольшая, м.. 2,70 Осадка по КВЛ, м: корпусом 0,25 швертом 1,35 Водоизмещение в обмерном состоянии, т С,885 Площади парусов, м2 : грот 10,2 генуя 16,2 стаксель 9,6 85

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

Крейсерский швертбот – выбор размерений и обводов.

Регион, в котором мы ходим – Белое море, в основном его Двинской залив. В течение 10 лет я имел возможность плавать с Михаилом Фальковским на его яхте, построенной им по проекту Д. А. Курбатова «Нерпа» (см. первое издание «15 проектов судов…»). Длина яхты габаритная – 5.7 м, длина по КВЛ – 4.8 м. Лодка вначале имела шверт, но впоследствии его заменили на длинный киль, что сделало невозможным посещение ряда мелководных районов.

«Нерпа» три раза была на Соловках, неоднократно пересекала беломорские сулои в районе о. Жижгин. Эти походы подтвердили пригодность ее обводов для неспокойного Белого моря: при нормальных погодных условиях и отсутствии волн длиной более 6 м двое человек могут совершать достаточно комфортное плавание продолжительностью более недели. За время эксплуатации удалось оптимизировать под наши требования планировку всех объемов.

Но при усилении волнения экипаж на борту испытывает «непередаваемые ощущения» из-за короткого корпуса. Поэтому мы пришли к выводу, что длина лодки должна быть около 7 м, чтобы длина по КВЛ была не менее 6 м. (Кстати, именно поэтому все поморские лодки строились длиной не менее 7 м.) О плюсах и минусах обводов шарпи написано много, поэтому повторяться не стоит.

При анализе существующих проектов, удовлетворяющих поставленным целям, наиболее подходящим оказался проект крейсерского швертбота «Морской еж» («КиЯ» № 90 за 1981 г.), однако после более тщательного рассмотрения этого проекта пришлось отказаться от него по следующим причинам: из-за недостаточного для предполагаемых походов водоизмещения и очень узкой ватерлинии в носовой части, а также отличия параметров гидростатики и внутреннего устройства каюты.

Мы сами взялись за разработку нового проекта. Задача была такой: построить мореходный корпус для походов по мелководным районам Белого моря продолжительностью до месяца в составе трех человек и при необходимости «обсыхания» на осушках. Время походов – май–октябрь.

В качестве движителей должны использоваться парус, подвесной двигатель, весла. В целесообразности такого комплекта мы неоднократно убеждались во время прежних походов. В каюте обязательно должны были быть печка (на дровах) и выгороженный гальюн.

Корпус проектировался с учетом рекомендаций по выбору формы ВЛ и батоксов, изложенных в уже упоминавшемся справочнике «15 проектов…».

Первоначальная идея единой линии надстройки и фальшборта кокпита не получила воплощения, так как плохо вставали весла на фальшборт в кокпите, а без них, как показала практика, в море лучше не выходить.

Доработанный проект получил название «Фиард 680». Его корпус спроектирован в программе Rhinoceros, все поверхности разворачиваются на плоскость (по крайней мере, в Rhino), т.е. могут быть обшиты фанерой.

Читайте также:
Волжанка 57 Фиш: особенности лодки, технические характеристики, отзывы

Использование компьютера для разработки проекта требует отдельного изложения. Мой первый опыт проектирования, правда, только надстройки, состоялся при строительстве пластикового «Бостонского китобоя». Было это давно, и выполнялось на миллиметровке вручную, так что со всеми «прелестями» этого способа я знаком. Работа с этим проектом, точнее разработка внутреннего размещения, была начата уже на персональном компьютере, правда в программе ACAD и в двухмерном изображении. Работа облегчалась тем, что по роду производственной деятельности уже были освоены ACAD и Excel.

Но, когда появились вопросы о согласовании проекций и получении разверток и изображений шпангоутов в произвольных сечениях и особенно выполнения гидростатических расчетов, пришлось заняться поисками требуемой программы. Неоценимую услугу в этот момент оказали участники форума «Кают-компания» на сайте http://www.katera.ru.

В принципе, выбор программ был большой, но решающим оказалось наличие в интернете хороших методических пособий и описаний программы Rhinoceros (Rhino). Пробовал и SolidWorks, но что-то он у меня не хотел работать, как полагается. Конечно, требуется время на освоение программы, и, чем больше у нее возможностей, тем дольше ее приходится изучать, но результат стоит затраченных усилий. Например, в свое время программа Carene была освоена за считанные часы, но ее возможностей для проектирования «Фиарда» оказалось недостаточно.

Итак, что мне дало использование специализированной программы при работе с этим проектом? На мой взгляд, самое главное – возможность достаточно быстро «проиграть» большое количество различных вариантов обводов корпуса с выполнением для каждого варианта необходимых гидростатических расчетов, результаты которых и были критериями этих вариантов. Количество рассмотренных вариантов – более 20. Расчет весовой нагрузки выполнялся в Excel по данным программы Rhino.

Хочется отметить удобство использования двух мониторов при подобных работах – на одном мониторе открыта Rhino, на другом – Excel, при этом расчетные данные с Rhino без ее сворачивания сразу вносятся (конечно, вручную) в Excel.

Использование ПК не ограничивалось чисто проектными работами. Сначала был поиск подходящего проекта в интернете и обсуждение в «Кают-компании» основных характеристик корпуса и их влияния на мореходность. Для этого 11 мая 2005 г. на форуме была открыта тема «Мореходная туристская яхта». Затем последовало обсуждение конкретных компоновочных решений (тема «Туристский швертбот для Белого моря», появившаяся 15 декабря 2005 г.). И, наконец, состоялось обсуждение готового проекта в теме «Туристский швертбот «Фиард 680» от 2 декабря 2007 г.

Естественно, все это приносило определенные плоды: в одних случаях мною что-то менялось в проекте, в других – лишний раз убеждался в правильности уже принятых решений. Конечно, анализировались отдельные элементы и в беседах с коллегами по лодочной стоянке, но аудиторию на форуме сайта «КиЯ» не заменить ни по количеству участников обсуждения, ни по их квалификации.

Корпус собирается по традиционной технологии на поперечном наборе. Киль и форштевень – ламинированные. Для обшивки днища использовалась бакелитовая фанера толщиной 8 мм, а борта и надстройки – ФСФ толщиной 6 мм.

Следует заметить, что возможна также обшивка днища фанерой ФСФ толщиной 8 мм, что приведет к снижению веса корпуса, некоторому подъему его центра тяжести и, соответственно, к уменьшению метацентрической высоты. Для обеспечения ровного положения при обсыхании на отливах предусмотрены небольшие скеги, не выступающие за уровень киля.

Особенность корпуса – наличие слома борта, что позволило: понизить центр тяжести экипажа, находящегося в кокпите, и высоту транца (это обеспечило нормальную работу с подвесным двигателем), а также увеличить развал борта, за счет чего удалось сделать просторный проход в каюте и оборудовать бортовые ниши.

Двигатель установлен на откидном кронштейне, позволяющем поднимать его на палубу без демонтажа с кронштейна. Для использования парусов предусмотрен внутренний балласт массой 100 кг. Угол заката диаграммы остойчивости получился не менее 60°.

Корпус швертбота разделен кормовой переборкой каюты (шп. 8) на два несообщающихся отсека – каюту и багажный отсек (кокпит). Длина кокпита – 2 м, ширина кокпита на транце – 2.0З м, у переборки – 2.3 м, ширина прохода кокпита – 0.8 м. Весь объем под рундуками кокпита представляет собой багажный отсек. Вода из кокпита сливается через отверстия в транце. В рундуках предусмотрены по два люка с каждого борта размерами 490×420 и 490×900 мм. Меньшие по размеру люки обеспечивают быстрый доступ к канистрам с бензином, которые размещаются в металлическом ящике. Расходная канистра ставится у транца. Газовые баллоны установлены под этими люками в отдельных выгородках, имеющих слив за борт: расходный – на правом борту, запасной – на левом. Люки размерами 490×900 мм предназначены для размещения багажа и двигателя в межпоходный период.

У входа в каюту по правому борту установлен камбузный столик длиной 0.7 м, ограниченный на шп. 7 перегородкой до подволока, под ним – «мини-гроб», по левому борту – выгородка гальюна размерами 990×820 мм. На камбузном столике имеются газовая плита и полки с мелкой посудой и кухонным инвентарем. Расстояние от рабочей поверхности газовой плиты до подволока – 520 мм. Поскольку камбуз находится в районе входного люка, все выделяющееся тепло будет уходить за борт.

Ширина прохода в каюте в районе швертового колодца

– 770 мм, ширина прохода на уровне пайол в этом районе

– 485 мм, что позволяет коку стоять лицом к камбузному столику. По правому борту от шп. 8 до шп. 5 оборудовано спальное место длиной 1970 мм, от шп. 5 до шп. 2 по обоим бортам – два спальных места длиной 1950 мм. Вдоль них, на уровне слома борта, сделаны бортовые ниши.

На шп. 5 по ДП установлен пиллерс, служащий для подкрепления подмачтового бруса и крепления подъемного столика. Место по левому борту длиной 1010 мм, от выгородки гальюна до спального места, предназначено для размещения печки, посуды, снаряжения, а все объемы под рундуками – для багажа. Если необходимости в гальюне и печки нет, то вместо них можно организовать дополнительное спальное место.

Читайте также:
Как сделать черта на окуня

На перегородке камбузного столика с передней стороны предусмотрен откидной столик для работы с картами или с ноутбуком. В районе шп. 2 установлена форпиковая перегородка. Пространство за ней разделено горизонтальной полкой на два отсека, предназначенных для хранения парусов (верхний) и личных, повседневных, вещей экипажа (нижний). Для выхода из каюты на палубу между шп. 2 и шп. 3 предусмотрен люк размерами 510×700 мм. Носовая палуба, ограниченная фальшбортом, оборудована для работы при швартовке и с якорем от шп. 2 до форштевня.

Электрощит установлен в нише продольной переборки выгородки гальюна, аккумулятор – в выгородке гальюна у продольной переборки. Швертбот «Фиард 680» по размерам близок к швертботу «Морской еж», поэтому возможно использование парусного вооружения, предназначенного для него. Мы на первых порах использовали имеющееся парусное вооружение швертбота «470», яхты «Ассоль», а также геннакер от «Нерпы».

яхта из фанеры своими руками

Проекты яхт, лодок, катеров для самостоятельной постройки. Яхта своими руками. Как сделать лодку

яхта из фанеры своими руками

Фанерная яхта со скуловыми килями. Как выстроить яхту из фанеры В данном проекте поведаем, как сделать маленькую яхту из фанеры своими руками. Конструкция фанерной яхты рассчитана на любительскую постройку. Яхточка создана для плавания в закрытых водах: по рекам, малым озерам и водохранилищам. Яхта не имеет балластного фальшкиля, но благодаря большой ширине, обводам типа «шарпи» и высочайшему надводному борту остойчивость лодки достаточна для плавания в закрытых водах. далее>>>

яхта из фанеры своими руками

Мини-яхта «Морской конек» Этот проект яхты адресован яхтсменам, которые всем видам парусного спорта предпочитают далекие спортивные плавания. Спортивное плавание отличает от туристического большая напряженность (нужно уложиться в жесткие сроки!), нередко приходится вступать в борьбу с ветром и волной в тех случаях, когда обыденные туристы предпочитают отстаиваться в тихих бухтах. Потому «Морскому коньку» мы попытались придать усовершенствованные лавировочные и ходовые свойства, может быть, даже с вредом для комфортабельности. далее>>>

яхта из фанеры своими руками

Постройка яхты. Крейсерская яхта «Лоцман» для озерного и прибрежного морского плавания Яхта «Лоцман» создана для плавания по озерам и открытым морским заливам, где глубины позволяют проходить килевой яхте с осадкой 1,0 м. Конструкция яхты рассчитана на любительскую постройку, а ее оборудование допускает размещение 4 человек в походе и 6 — при прогулочных выходах. Теоретический чертеж предугадывает внедрение для обшивки корпуса бакелизированной фанеры и построен способом композиции конических и цилиндрических поверхностей. далее>>>

яхта из фанеры своими руками

Четвертьтонник «Курьер-III». Чертежи для самостоятельной постройки яхты Возрастающая популярность крейсерских гонок принуждает серьезнее задуматься над неуввязками проектирования и строительства новых крейсерско-гоночных яхт. Предлагаемый читателям новый проект — «Курьер-III» может быть реализован без помощи других как спортивными коллективами компаний (либо в мастерских при яхт-клубах), так и отдельными любителями. далее>>>

яхта из фанеры своими руками

Самодельная яхта из фанеры. Постройка яхты с радиусной скулой из фанеры. Проект Дадли Дикса Я замыслил сделать проект круглоскулой 12-метровой фанерной яхты, которую любитель мог бы выстроить из листовой фанеры с применением эпоксидных смол. Не хотелось проектировать корпус шарпи со скруглением скулы малым радиусом, как было уже в части моих проектов и у других дизайнеров, не хотелось и резать листы фанеры на полосы и делать двухслойную диагональную обшивку. Смысл использования листового материала в данном случае терялся. далее>>>

яхта из фанеры своими руками

Швертбот «Дельфин» класса «Т-2» В конструкции этой яхты учтен опыт эксплуатации маленький серии швертботов данного класса, выпущенной верфью в 1963—1965 гг. А именно, приняты меры для увеличения мореходных свойств и комфортабельности, что позволит использовать судно для плаваний не только лишь по рекам и озерам, да и в прибрежных районах морей и на огромных водохранилищах. Увеличены ширина корпуса, наклон форштевня и высота борта; днищевые ветки шпангоутов в носовой части скруглены. далее>>>

яхта из фанеры своими руками

Крейсерский швертбот «Морской еж» Энтузиазм многих любителей отдыха под парусами к крейсерским швертботам разъясняется тем, что большая часть акваторий, на которых совершаются плавания, имеют мелководные подходы к берегам. Килевая яхта, рассчитанная на размещение трех-четырех человек, при длине 6,5—7 м безизбежно будет иметь осадку около 1 м, что ограничивает выбор района плавания и делает определенные трудности при посадке на необорудованный сберегал. У швертбота тех же размерений осадка (с избранным швертом) не превзойдет 0,3 м. далее>>>

яхта из фанеры своими руками

Проект трейлерного круизно-гоночного швертбота Крейсерско-гоночный швертбот четвертьтонного класса с фанерным корпусом шарпи и шириной корпуса 2,5 метра, что позволяет перевозить его по автодорогам на трейлере. Принципиальные свойства яхты — мобильность на суше и независимость места хранения, на фоне подорожания клубных стоянок, больше завлекают яхтсменов-туристов и спортсменов. При относительно маленьких размерах швертбот имеет, все же, все нужное для комфортного и неопасного домашнего круизинга по рекам, озерам, водохранилищам и прибрежным зонам морей. далее>>>

яхта из фанеры своими руками

Мотолодка «Север 520». Проект мотолодки для самостоятельной постройки Проект рассчитан на постройку своими руками в стандартном гараже длиной 6 м, исходя из чего и была выбрана длина катера; при всем этом сразу учитывалось, что в рубке на ночь должны расположиться два человека, а в кокпите под тентом – еще четыре-пять человек. Корпус делается по обыкновенной для судостроителей-любителей технологии из водостойкой фанеры марки ФСФ. Если такая фанера недосягаема, можно использовать фанеру ФК. далее>>>

яхта из фанеры своими руками

Крейсерская яхта «Викинг-32». Постройка 10-метровой яхты своими руками При проектировании перед создателем стояла задачка – сделать свою яхту сначала надежной и комфортной, просто управляемой, без претензий на гоночную жизнь. Были выполнены три эскизных проекта обычных яхт, вооруженных лучшим шлюпом, с разными размерениями и вариациями планировки, и только 3-ий вариант был принят за базу. далее>>>

Читайте также:
Ловля рыбы сетями: какой штраф предусмотрен?

яхта из фанеры своими руками

Водометный катер «Стиль-2500». Чертежи для самостоятельной постройки водометного катера Проектируя описываемый катер, мы стремились при ограниченной мощности авто мотора «ГАЗ-24» выстроить быстроходное судно с достаточной грузоподъемностью, владеющее комфортным ходом на волнении. Этим разъясняется выбор обводов корпуса с переменной килеватостью днища: 18° на транце и 26° на миделе. далее>>>

яхта из фанеры своими руками

Проект скоростной мотолодки «Винни-Пух» Предлагаемая для самостоятельной постройки легкая скоростная мотолодка «Винни-Пух» может быть применена как в качестве прогулочной — для отдыха на воде в теплое время лета, так и для маршрутных гонок в классах Т-500, Т-350; с фуррором она может служить и картоп-лодкой автомобилистов. далее>>>

яхта из фанеры своими руками

Два варианта переоборудования яхты «Звездного класса» в мини-крейсер. Крейсерская яхта из «Звездника» Работы по переоборудованию яхты класса «Звездный» в мини-крейсер были выполнены нашей командой из 3-х человек в период с апреля 1988 г. по июль 1989 г. Все это время яхта стояла на открытом воздухе и нам пришлось сделать перерыв на семь месяцев. далее>>>

яхта из фанеры своими руками

Катер из спасательной шлюпки. Переоборудование серийной шлюпки Потребность любителей отдыха на воде в водоизмещающих судах, применимых для многодневных туристических походов, к огорчению, пока не удовлетворяется нашей индустрией. Жителям морских портовых городов рекомендую приспосабливать для этой цели отслужившие спасательные шлюпки и ялы. После соответственной доработки они полностью применимы для эксплуатации на внутренних водоемах и в прибрежной полосе моря. далее>>>

яхта из фанеры своими руками

«Бриз-42» — лодка из фанеры для прогулок, рыбной ловли, охоты, хозяйственных целей «Бриз-42» рассчитана на четырех. Средства передвижения — две пары весел и навесной мотор мощностью до 8 л. с. (т. е. «Ветерок»). Более мощнейший мотор не нужен: лодка приобретет значимый ходовой дифферент, а существенного выигрыша в скорости не получится. Лодку комфортно использовать не только лишь для прогулок, да и для рыбной ловли либо охоты, также для хозяйственных целей. В нехорошую погоду и при устройстве ночлега можно установить в подуключины дюралевые опорные рамки и натянуть тент. Фактически на ходу достаточно нередко растягивается только носовая его часть, защищающая пассажира. далее>>>

Моторно-парусная мини-яхта «Дюгонь»

Эта статья ставит задачу описать в принципе устройство типичной крейсерской парусной яхты, которую предоставляют в аренду без экипажа, то есть в чартер.

Поскольку современная парусная яхта — это довольно сложный продукт целого ряда технологий, описание яхты структурировано. Устройство яхты в статье рассматривается поэтапно, то есть по частям. После ознакомления с различными системами яхт, мы рассчитываем на то, что у читателя появится хоть и не исчерпывающее, но достаточно компетентное представление о предмете.

  • Система безопасности
  • Электрическая система
  • Водяная система
  • Топливная система
  • Навигационная система
  • Обеспечение плавания
  • Двигатель
  • Бытовая система

Основные части яхты

Килевая крейсерская парусная яхта состоит из:

  1. Корпуса.
  2. Парусного вооружения.
  3. Перо руля. Иногда их два. Функция пера – удерживать яхту на курсе.
  4. Плавник. (Подводное крыло, которое противодействует дрейфу, то есть боковому сносу и создает подъемную силу). Плавник может быть тяжёлым, в нём размещают балластный груз, и тогда он выполняет вторую функцию – противодействует опрокидыванию. Также плавник может быть легким, то есть не иметь балласта. В этом случае он, как правило, убирается в корпус для уменьшения осадки. Такой плавник называют «шверт». У много корпусников длинные узкие корпуса могут выполнять роль плавников, тогда их попросту нет (См. подробнее классификацию).

Назначение корпуса (или корпусов, если яхта многокорпусная) — создать водоизмещение и предоставить все остальным частям яхты точки крепления, то есть необходимую жесткость.

Рассмотрим несколько подробнее основные части яхты.

Корпус. (Однокорпусная яхта)

Состоит из бортов, палубы и транца.

Борта. Левый и правый. Состоят из надводной и подводной части. Примерно в месте соединения этих частей, где борта изогнуты несколько больше, образуется выступ. Этот выступ называют «скула».

Транец – это часть корпуса, соединяющая борта сзади. Транец, как правило, изготавливают таким, что бы он выполнял несколько функций. Например, часто на нем устанавливают трап, площадки для купания, рундуки, и пр.

Передняя часть корпуса называется носом, задняя — кормой. Сверху корпус закрывается палубой, предохраняющей судно от попадания воды внутрь. Палуба — это вообще всякий настил, прикрывающий какое-либо расположенное ниже помещение. Носовая часть палубы называется баком, кормовая — ютом. В палубе для размещения экипажа делаются углубления — кокпиты. Кокпиты бывают открытыми, когда они не отгорожены от подпалубного пространства, и закрытыми. В последнем случае они представляют собой ящик, вставленный в вырез палубы и изолированный от под-палубного пространства. Закрытый кокпит обычно делают самоотливным, располагая его пол выше ватерлинии и оборудуя сливными трубами или просто отверстиями в транце, прорезанными на уровне глухого пола кокпита. Через эти трубы или отверстия в транце вода, попавшая в кокпит с палубы, сливается за борт.

Надстройка над палубой называется «рубка». Крейсерские яхты обладают развитыми, большими рубками, гоночные яхты строятся с уменьшенными рубками, для облегчения веса, увеличения пространства на палубе и уменьшения сопротивления ветру. Боковые стенки рубки называют «комингсы» в них устанавливают герметичные окна («иллюминаторы») Поперечными переборками (стенками) корпус яхты делится на помещения — отсеки. Их несколько, часть отсеков жилые, там размещается экипаж, часть – нежилые, предназначенные для хранения запасов или для установки оборудования.

Жилые помещения на яхте называются каютами; общая большая каюта, расположенная под баком, называется «салон». В салоне есть зоны для камбуза и для штурманского места. Также в салоне расположен стол и диваны для обедов всей командой, из него можно попасть в носовые и кормовые каюты.

Читайте также:
Рецепт приготовления ухи из щуки в мультиварке: в домашних условиях

Либо из салона, либо из кают, а иногда оттуда и оттуда можно пройти в морской туалет («гальюн»). Количество гальюнов на яхтах разное. Часто в гальюнах устанавливают и душ.

Кроме жилых помещений есть нежилые – двигательный отсек, крайние носовой отсек («форпик») и кормовой «ахтерпик». Форпик используют для хранения якоря, якорной цепи, ахтерпики – в качестве рундука – ящика для различных вещей, швартовов, кранцев (мягких емкостей, предотвращающих жесткое касание соседних бортов при парковке или на стоянке), запасов топлива, масла и прочих вещей.

Пространство, расположенное под полом кают, называется трюмом. Трюм закрывается настилом, который носит название сланей или пайол.

Рис 2. Внутренние помещения килевой яхты:

  1. форпик,
  2. носовой релинг,
  3. переборка,
  4. диван в салоне,
  5. комингс рубки,
  6. камбуз,
  7. пайолы,
  8. Дверь в кормовую каюту,
  9. газовая плита с духовкой,
  10. кормовой рундук,
  11. газовый баллон,
  12. двигатель,
  13. кормовая каюта,
  14. продольная переборка,
  15. навигационные карты,
  16. штурманский стол,
  17. картплоттер,
  18. электрический щиток,
  19. степс,
  20. кингстон гальюна,
  21. гальюн,
  22. форлюк,
  23. носовая каюта,
  24. носовая переборка,
  25. якорная цепь,
  26. форштевень.

Отверстия в палубе для сообщения с подпалубным пространством называют люками. Различают входные и световые (светлые) люки, крышки которых обычно застеклены.

Перо руля

Для управления яхтой служит руль, поворачиваемый румпелем. Часть руля, к которой крепится румпель (или другой рулевой привод), называется головкой руля.

Парусное вооружение

Парусное вооружение предназначено для создания тяги, то есть для того, что бы, используя ветер, двигать яхту в нужную экипажу сторону.

Основных частей парусного вооружения яхты три:

Паруса — основной движитель яхты. Есть в крейсерской яхте и вспомогательный движитель – винт с приводом от дизеля. Его предназначение – двигать яхту в безветрии, при встречном ветре, когда надо держать заданный курс, при маневрах в порту, в акваториях, где запрещено идти под парусом и во всех других случаях, когда паруса или невозможно или сложно использовать.

Обычно паруса делятся на три комплекта: основные (или лавировочные), дополнительные и штормовые паруса. Основные паруса яхта несет в обычных плаваниях. Эти же паруса определяют обмерную площадь парусности яхты.

Участие в гонках требует особых парусов, увеличивающих площадь парусности в некоторых ситуациях, возникающих на дистанции (например, при попутных ветрах). Такие паруса называют дополнительными.

Совокупность всех деревянных или металлических частей вооружения, служащих для крепления и несения парусов, называется «рангоутом». Рангоут – это система балок.

  • мачта
  • гик
  • спинакер – гик,
  • гафели, реи, краспицы и т.д.

Это все снасти, раскрепляющие рангоут и управляющие парусами. Его изготавливают из синтетического, растительного или стального троса. Такеллаж подразделяют на «стоячий» и «бегучий».

Стоячий такелаж служит для раскрепления и поддержания в рабочем положении рангоута. К нему относятся – ванты, фор штаг, ахтер штаг, беби штаг и некоторые другие.

– снасти предназначенные для поперечного раскрепления мачты, делятся на «основные» ванты (точка крепления которых к мачте самая нижняя) и «верхние», точка крепления которых выше основных вант.

Бегучий такелаж

– предназначен для постановки и уборки парусов, иногда и рангоута, управления парусами их настройка, для подъема и спуска флагов, сигналов.

Общий вид и парусность яхты «Дюгонь»

Детали парусного вооружения и некоторые палубные дельные вещи можно изготовить по чертежам швертбота «Морской еж». Мачта устанавливается в степсе на крыше рубки; ее конструкцию необходимо подкрепить дополнительным усиленным бимсом на шп. 3. Руководством для постройки корпуса может служить книга «15 проектов судов для любительской постройки» (Л., «Судостроение», 1974 и 1976 гг.). Конструкция корпуса практически идентична катеру «Тюлень».

Лучше всего строить яхту «Дюгонь» с реечной обшивкой по гнуто-клеенным или гнутым шпангоутам (см. спецификацию набора) с последующей оклейкой корпуса снаружи одним-двумя слоями стеклоткани на эпоксидной или полиэфирной смоле. Для повышения остойчивости парусника в носовой части наружного киля крепится балластный фальшкиль массой 150 кг, который можно изготовить из железобетона. Наружный слой бетона упрочняется при этом тонкой стальной сеткой, а после монтажа на корпус фальшкиль оклеивается слоем стеклоткани. Для крепления фальшкиля к корпусу достаточно четырех шпилек диаметром 10 мм, пропущенных сквозь усиленные флоры шп. 3-5. Шпильки можно согнуть попарно из одного прутка в виде буквы П, к «перекладине» которой желательно приварить пластинки или стальные прутки, замоноличиваемые бетоном.

Спецификация деталей корпуса:

Киль: сечение в средней части — 120х25; в носу и корме — 80х25; резенкиль — 160х25 (120х25); Внутренний привальный брус — 25х60; Скуловой стрингер (при гнутых шпангоутах)- 25х40; Буртики — 25х25, дуб; штапики — δ=22, дуб; Карленгсы рубки и кокпита — 25х40; Шпангоуты гнуто-клеенные — 25х40; шпация — 535; Шпангоуты гнутые (дуб) — 16х30; шпация — около 300; Обшивка — рейка 20х60 или доски толщиной 18; заготовки сделать на 2-3 мм толще для окончательной строжки корпуса; Настил палубы, комингсы рубки и транец — водостойкая фанера δ=8; Крыша рубки и переборки — фанера δ=6; Обвязка рубки — рейки 24X40; Перо руля — наборное из досок толщиной 28; Пайолы — фанера δ=8 или доски толщиной 14.

Автор проекта: Д. Антонов.
Назад в раздел

Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки

Подписаться
Автомобильная моторная лодка Основные данные моторной лодки Длина наибольшая (без плит, мм 3310 Длина габаритная, мм 3500 Ширина по скуле, мм 1170 Ширина габаритная, мм 1400 Высота борта (нос/мидель/транец, мм 545/560/430 Грузоподъемность полезная, кг до 350 Нормальная пассажировместимость, чел. 3 Мощность подвесного мотора, л. с. 12-23 Теоретический чертеж обводов Схема общего расположения 1 — рым-утка; 2 — резиновый коврик; 3 — поручни; 4 — фара; 5 — стекло лобовое съемное; 6 — зеркало; 7 — ДУ; 8 — кресл…

Читайте также:
Буй для подводной охоты – сигнальный помощник подвоха

2020-04-14 12:16:00 + Комментировать

Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки

Подписаться
Лодка-долбленка — самодельная лодка из цельного дерева На наш взгляд, незаслуженно забыт еще один тип маломерного судна. Речь идет о долбленой лодке. За ее кажущейся простотой и скрыты и рациональность конструкции, и отличные ходовые качества. Отсутствие дефицитных материалов и минимальный набор требуемых инструментов позволяют изготовить такую лодку-долбленку непосредственно на берегу, вдали от населенных пунктов, в местах охоты или рыбалки. На протяжении многих десятилетий секреты мастеро…

2016-08-23 13:58:49 + Комментировать

Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки

Подписаться
Проект двухсекционной разборной моторной лодки Секционная лодка под мотор средней мощности Идея постройки такой секционной прогулочной лодки родилась еще в 1979 году , когда в СССР были популярны дальние походы на моторных судах по внутренним водным путям. Эскиз общего вида разборной лодки Основные данные двухсекционной моторной лодки Длина габаритная, м 4,2 Ширина габаритная, м 1,54 Высота борта на миделе, м 0,55 Угол килеватости днища, град 12 Длина и вес носовой секции, м (кг) 2,2 (45) Длина и вес кормо…

2019-09-16 12:58:17 + Комментировать

Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки

Подписаться
Два проекта амфибий — конструкция, чертежи и постройка своими руками Многим любителям отдыха на воде хорошо знакомы затруднения, обычно возникающие при транспортировке судна к береговой линии и спуске его на воду, обеспечении охраняемой стоянкой в летнее время и при зимнем хранении. Кроме того большие, а часто и непреодолимые сложности представляет для водномоторников проблема переброски лодки из одного бассейна в другой через водоразделы при прохождении сложных маршрутов. транспортное средст…

2017-09-18 16:52:06 + Комментировать

Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки

Подписаться
Лодка тузик — компактная разборная одноместная картоп-лодка Этот тузик построен в клубе юных моряков в г. Электросталь. Поскольку лодка предназначалась для хранения на палубе небольшой яхты, ее корпус сделан разборной конструкции. В походном положении поплавки укладываются внутрь средней части корпуса и в таком положении тузик крепится к палубе. Компактный одноместный тузик 1 — линь (брага); 2 — пенопластовый поплавок; 3 — средняя часть корпуса из фанеры; 4 — петли для соединения поплавков со …

2018-03-19 10:35:33 + Комментировать

Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки

Подписаться
Мини-тримаран Моторная лодка глиссирует с одним водителем со скоростью около 50 км/ч. При разработке проекта я задался целью создать надежную скоростную мини-мотолодку под мотор 20-25 л. с. Основные данные мини-тримарана Длина, м 2,75 Ширина, м 1,28 Высота борта, м 0,52 Мощность подвесного мотора, кВт (л. с) 14,9-18,5 (20-25) Пассажировместимость, чел. 2 Суда с тримаранными обводами , в принципе, отличаются высокой устойчивостью хода, просторностью кокпита и могут эксплуатироваться под…

2017-02-20 11:07:45 + Комментировать

Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки

2021-04-12 11:05:30 + Комментировать

Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки

Подписаться
Рыболовная мотолодка Подошла очередь публикации проекта <�Рыба-5,4, тем более что и в наших условиях стали доступными подвесные моторы необходимой мощности. Основные данные мотолодки Длина, м 5,4 Ширина, м 2,1 Высота, м 0,95 Высота габаритная, м 1,65 Вес корпуса, кг ок. 220 Водоизмещение, т 1,1 Осадка по КВЛ, м 0,22 Число рабочих мест, чел. 2-4 Мотор, л. с. 90 Скорость, км/ч 62 Боковой вид и эскиз обводов, вид на днище и палуба мотолодки В этом проекте соединены особенности рыболовной …

Морской еж

Морской еж

Морской еж (Echinoidea) – уникальное по своему внешнему виду животное, обитающее в глубинах соленых вод морей и океанов. Большинство из его видов, несмотря на устрашающую «колючую» наружность, абсолютно безопасны для человека. Некоторых даже можно брать в руки, не боясь пораниться острыми иглами. Другие же имеют столь мелкие колючки, что кажутся бархатистыми на ощупь, но существуют и ядовитые представители этих морских обитателей. Это полезный объект с точки зрения кулинарии и медицины, а также популярен он и в косметических целях. Особенно полезной и ценной считается икра морского ежа [1] .

Описание и среда обитания

Морские ежи имеют округлое тело, достигающее в размерах до 30 см. Сверху оно покрыто известковым панцирем или скорлупой, которая позволяет изменять форму тела [2] . По своему строению морские ежи делятся на правильных и неправильных. Правильные имеют почти идеально круглое тело и пятилучевую симметрию, а неправильные – более плоское тело с различимыми передними и задними концами [3] .

С панцирем морского ежа подвижно соединены разнообразной длины иглы, что и делает его похожим на сухопутного родственника или дикобраза. Иглы в основном служат для защиты, передвижения и питания [4] . Также на поверхности панциря ежей находятся педицеллярии и специальные органы необходимые для равновесия – сферидии.

Некоторые виды иглокожих снабжены ядовитыми железами, и встреча с такими представителями может закончиться плачевно. Обитают они в основном в тропических и субтропических районах Тихого, Индийского и Атлантического океанов.

Рот морского ежа находится в верхней части туловища. Он имеет специальный жевательный аппарат, позволяющий соскребать водоросли с камней, а также служащий опорой для передвижения животного. Такое строение характерно для правильных морских ежей, а неправильные, питающиеся детритом, такого аппарата не имеют.

Кишечник представляет собой спиральную трубку, проходящую внутри тела. Для дыхания еж использует наружные жабры, амбулакральную систему и придаточную кишку. Органы осязания и обоняния развиты слабо. Помимо сферидий и амбулакральных ножек, у ежа на верхней стороне туловища имеются маленькие глазки.

Читайте также:
Как сделать мокрую мушку

Морские ежи широко распространены в довольно соленых морях и океанах. Обитают они на глубине до 7 км. Часто можно встретить их на коралловых рифах и отмелях, а также в прибрежной зоне. Они селятся в скалах и глубоких расщелинах, вырывая себе норы даже в твердом граните. Неправильные ежи предпочитают мягкий песчаный грунт, в который они также с успехом зарываются. Не встретишь морских ежей в слабосоленых водах Черного, Каспийского и Балтийского морей.

Питание и образ жизни

Echinoidea

В основном, морские ежи всеядные животные. Они питаются водорослями, разнообразными морскими организмами, моллюсками, морскими звездами и даже поедать себе подобных. Те виды, которые селятся в песчаных норах, могут заглатывать песок и поедают попавших вместе с ним мелких организмов.

Прячась в иглах морских ежей, некоторые морские микроорганизмы тем самым создают себе уютную защиту от хищников. Является еж и легкой добычей для паразитирующих моллюсков, которые просверливают его скорлупу и питаются нежными тканями.

Страшным врагом морского ежа считается калан – хищная морская выдра. Он настолько увлекается поеданием этих животных, что даже их кости окрашиваются в фиолетовый цвет пигментами ежей. Калан либо разбивает ежей камнями, либо сначала долго вертит в лапах, обернув водорослями, чтобы примять иголки, а потом впивается в него зубами. Также небезопасны для ежей омары, морские звезды, рыбы, птицы и морские котики.

Ежи раздельнополые животные, которые размножаются икрой, откладывая ее на мелководье или прибрежных скалах.

Средняя продолжительность жизни морских ежей составляет примерно 15 лет. Существуют легенды, повествующие о бессмертии ежей, согласно которым у взрослых особей не возникало никаких изменений и признаков старения.

Состав и полезные свойства

Морской еж ценится своим богатым витаминным и минеральным составом. Он питается полезными морскими водорослями, тем самым накапливая в себе все ценные вещества и микроэлементы, которые присутствуют в его икре.

В икре морского ежа содержатся такие полезные минералы, как:

Витамины

Присутствуют в большом количестве витамины А, Е, D, витамины группы В (тиамин, рибофлавин, и другие). Это богатый источник жирных кислот омега-6 и омега-3, а также заменимых и незаменимых аминокислот (фенилаланин, глутаминовая кислота, глицин) [5] .

Калорийность продукта составляет порядка 86 ккал на 100 грамм. Содержание белков составляет примерно 13,8 грамм, на долю жиров приходится 4,3 грамма, а углеводов – 2,5 грамм [6] .

Регулярное употребление икры морских ежей принесет неоценимую пользу для организма человека. Входящий в ее состав лецитин оказывает положительное влияние на работу печени, головного мозга, помогает избавиться от вредных и опасных токсинов, шлаков, снижает уровень холестерина [7] . Содержащиеся в ней омега жирные кислоты зарядят энергией и бодростью, помогут справиться с депрессией, вернут жизнерадостность и оптимизм. Большое содержание йода способствует стабильной работе эндокринной системы и является профилактикой заболеваний щитовидной железы. Икра морских ежей обладает свойством выводить из организма токсины, радионуклиды и вредные вещества, способствует восстановлению организма после химиотерапии и лучевой болезни. Этот продукт довольно часто входил в рацион японцев после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.

Применение в медицине

Лечебные свойства икры морских ежей были замечены и оценены довольно давно. Этот продукт содержит в себе столько полезных веществ, витаминов и минералов, что часто используется для лечения и профилактики различных заболеваний [8] . Исследования ученых в области онкологических заболеваний показали, что некоторые вещества, содержащиеся в икре морских ежей, способны поражать раковые клетки, при этом здоровые клетки проходят своеобразную очистку [9] , [10] .

Регулярное употребление икры этих животных способствует:

  • нормализации кровяного давления;
  • повышению потенции;
  • выведению вредных веществ, радионуклидов и токсинов из организма;
  • повышению иммунитета и улучшению защитной функции организма;
  • улучшению работы щитовидной железы и половой функции;
  • нормализации работы сердечно-сосудистой системы;
  • восстановлению организма после лучевой и химиотерапии;
  • профилактике гастритов, язв, болезней желудочно-кишечного тракта [11] , [12] .

Икра морского ежа

Российские ученые из центра космических исследований разработали специальные таблетки на основе лечебных свойств икры морского ежа, применяющиеся при экстремальных физических нагрузках. Эти таблетки помогают космонавтам избежать физического и нервного истощения во время космических перелетов.

Ученые-диетологи Приморского края создали крепкую настойку на спирту на основе икры морского ежа. Этот продукт широко применяется в медицине в качестве гомеопатического общеукрепляющего средства. Лекарство способствует повышению сексуального влечения, улучшает иммунитет и повышает защитные свойства организма. Настойка может помочь избежать алкогольной интоксикации. Для этого нужно принимать ее до и после распития спиртных напитков.

Рецепт настойки из икры морских ежей

Рецепт приготовления этой настойки предельно прост. Следует отсортировать икру, хорошо промыть ее теплой морской водой и залить подогретым спиртовым раствором крепостью до 70% в соотношении 1:25. Полученный продукт оставляют настаиваться в темном месте в течение 4 дней при комнатной температуре. Затем раствор фильтруют и отстаивают. В такой настойке все полезные свойства икры сохраняются, и целебный напиток приобретает их в полном объеме.

Применение в кулинарии

Икру морских ежей используют для приготовления суши, салатов и других холодных блюд. Часто в пищу ее употребляют в свежем виде. Если икра горькая, в нее можно добавить несколько капель лимонного сока или соевого соуса. В европейской кухне икра проходит тепловую обработку: ее жарят и запекают. Из нее можно приготовить:

  • итальянскую пасту или спагетти;
  • паштеты;
  • различные соусы;
  • специи.

В Италии морских ежей подают и к десертным блюдам. Большим спросом пользуется мороженое граните, которое готовят из фруктового сока смешанного с алкоголем. Часто для этого используют шампанское, которое хорошо сочетается с икрой этих морских обитателей.

Читайте также:
Спиннинг тревел - предназначение, особенности, плюсы и минусы

Как выбрать и хранить

При выборе деликатеса нужно обращать внимание на цвет, запах и внешний вид продукта. Иголки у свежего ежа должны торчать в разные стороны, а не прилегать к телу. Цвет икры должен быть оранжевым и не иметь неприятного запаха.

Хранить икру лучше всего в консервированном виде. Свежий продукт лучше не подвергать хранению, а съедать сразу. В холодильнике или при замораживании продукт теряет свои полезные свойства, приобретает горький привкус, теряет упругость и качество.

Использование в косметологии

Именно с употреблением в пищу икры морских ежей связывают большую продолжительность жизни японцев. В Японии есть национальный праздник, который проводится один раз в год. В этот день обязательно нужно купить морского ежа и, вскрыв его панцирь, выпить содержащуюся в нем жидкость и съесть кусочек икры. Такой ритуал позволяет полностью омолодить и освежить организм.

Икра морского ежа считается эликсиром молодости и красоты. Сходные с ним по действию свойства имеют также кунжут, шафран, нони, трепанг, перга и ярсагумба.

Иммунная система этих морских представителей способствует их долголетию и бессмертию [13] . Они могут прожить до 35 лет (иногда 200 лет) не старея и не теряя способности к продолжению рода [14] . Недавно американские ученые установили, что их ДНК на 70% совпадает с ДНК человека, поэтому употребление этого продукта дарит возможность омолаживать организм, повышать физические и умственные способности.

Вред и опасные свойства морских ежей

Тонкие и острые иглы ежей таят в себе опасность для человека. Наступив на них можно серьезно травмироваться, так как иглы обычно ломаются, оставляя в стопе мелкие элементы. Некоторые из ежей бывают сильно ядовитыми. Попав в организм человека, яд негативно воздействует на нервную систему, вызывает паралич, замедляет работу сердца и затрудняет дыхание.

Иглы морского ежа

Пострадавшему нужно немедленно оказать первую помощь, вытащив элементы иглы и педицеллярии, и обработав ужаленный участок антисептическим раствором. Рекомендуют также подержать пораженный участок в максимально горячей воде, которую только может выдержать человек, так как считается, что при термическом воздействии яд распадается. Желательно как можно скорее доставить пострадавшего в больницу, где он будет находиться под постоянным наблюдением.

Даже без яда, попадание иглы под кожу чревато неприятными последствиями, так как бактерии, находящиеся на концах игл, вызывают нагноение раны.

Выводы

Морской еж считается изысканным деликатесом в Японии и некоторых восточных странах. Полезные и лечебные свойства обусловлены тем, что в его ежедневный рацион входят водоросли, благодаря чему его икра имеет исключительный состав минералов, витаминов и других веществ необходимых для организма человека. На ее основе готовят медицинские препараты, используют как источник молодости и красоты в косметологии, готовят утонченные блюда, но больше всего любят употреблять в сыром виде. В Японии считают, что именно такое применение этого продукта способно продлевать жизнь, и улучшать самочувствие. Последние исследования ученых доказали исключительную пользу морских ежей в борьбе с раковыми клетками. Ежедневное употребление икры способно восстановить организм после лучевой терапии и химиотерапии и вывести опасные токсины, шлаки и радионуклиды. Противопоказаний против употребления морских ежей в пищу нет, кроме индивидуальной непереносимости или аллергических реакций на рыбу и морепродукты.

    California Sea Urchin Commission. – About sea urchin. FoodPrint public project. – Real Food Encyclopedia. Sea Urchin. Интернет-ресурс Sciencedirect. – Sea urchin. Arizona State University website. – Ask a biologist: sea urchin research. Интернет-ресурс Sciencedirect. – Gonadal traits and nutrient compositions of novel sea urchin hybrids of Hemicentrotus pulcherrimus and Strongylocentrotus intermedius. SeaFoodSource. – Sea urchin. U.S. National Library of Medicine. – Nutritive value of protein from sea urchin, and its effects on intestinal leucine aminopeptidase and intestinal and hepatic gamma-glutamyltranspeptidase. Science, research, and technology news service Science X. – Sea urchins could contain the genetic key to curing some diseases. U.S. National Library of Medicine. – Inspired by Sea Urchins: Warburg Effect Mediated Selectivity of Novel Synthetic Non-Glycoside 1,4-Naphthoquinone-6S-Glucose Conjugates in Prostate Cancer. Royal Society of Chemistry. – Base excision DNA repair in the embryonic development of the sea urchin. Cоциальная сеть для ученых ResearchGate. – Traditional Chinese medicine – Sea urchin. Institute for the promotion and preservation of the diversity of chemical compounds, Molecular Diversity Preservation International (MDPI). – Polysaccharide constituents of three types of sea urchin shells and their anti-inflammatory activities. SpringerLink website. – Dead urchin walking: resilience of an arctic Strongylocentrotus to severe skeletal damage. Wiley online library. – Maintenance of somatic tissue regeneration with age in short- and long-lived species of sea urchins.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Специальность: переводчик, преподаватель английского, немецкого языков и зарубежной литературы .

Общий стаж: 18 лет .

Образование: Горловский государственный педагогический институт иностранных языков .

Крейсерский швертбот «Морской еж». Оборудование швертбота

Eclipse

Eclipse («Затмение») – моторная яхта (на журналистском лексиконе «мега-яхта», «гига-яхта»). Спроектирована в дизайнерской фирме Atabeyki Design Development (ADD), дизайн интерьера – Terence Disdale Design Ltd (Лондон). Построена на верфи Blohm + Voss (Гамбург, проект № 978).

Судно спущено на воду в Гамбурге 12 июня 2009 года. Передано заказчику после доработки и ходовых испытаний 9 декабря 2010 г.

Яхта построена по заказу российского предпринимателя Романа Абрамовича.

На момент спуска яхта являлась самым большим частным моторным судном в мире.

Читайте также:
Рыбалка на Урале - где ловить рыбу и какие приманки использовать

Чтобы в очередной раз подчеркнуть свой статус, Роман Абрамович заказал у фирмы Atabeyki Design Development яхту, которая должна была стать самой большой в мире. Ее дизайн разрабатывали англичане из Terence Disdale Design Ltd, а постройкой занималась немецкая верфь Blohm + Voss.

Яхта-Эклипс-1024x768.jpg

blohm_voss_978_eclipse_023.jpg

В ходе постройки проект носил обозначение Sigma и являлся родственным проекту Platinum, по которому построена яхта Dubai. Владельцем яхты стал российский предприниматель Роман Абрамович.

С 2011 года яхта зарегистрирована как чартерная. По мнению экспертов издания Motor Boat and Yacht, это было сделано для снижения стоимости эксплуатации, налоговой нагрузки (чартерные яхты не облагаются налогом на имущество) и получения льгот при стоянке в европейских маринах.

О внутреннем убранстве и оснащении яхты известно крайне мало. Обычно частные суда такого класса оснащаются несколькими гидроциклами, тендерами, катерами и другим развлекательным оборудованием. Доподлинно известно, что яхта имеет концертный зал, три столовые, кинотеатр, винный погреб, два бассейна, один из которых может быть конвертирован в танцевальную площадку, камины и так далее[1]. Из техники – 2 вертолета, 4 катера, 20 скутеров, подлодка на 12 мест.

Эксперты называют минимальную сумму постройки яхты в размере 300 миллионов долларов. Полная стоимость яхты вместе с оснащением, согласно одной из оценок, составляет 1,2 миллиарда долларов.

В 2009 году судно торжественно спустили на воду. По итогам независимой экспертизы она действительно оказалась самой большой, дорогой и роскошной среди всех частных плавательных средств, обогнав даже Dubai, построенную по заказу шейха Дубай.
Спустя два года после постройки Абрамович принимает решение перерегистрировать яхту. Она становится чартерной и теперь ходит под флагом Бермуд.

Цена яхты Затмение (eclipse с английского переводится именно так) доподлинно не известна. Отечественные источники называют сумму в 800 000 миллионов долларов, европейские издания пишут, что она обошлась Абрамовичу в 1 200 000 миллиона. Некоторые свободные источники в сети называют еще большую цифру в 1 500 000 миллиона. Нельзя оспорить только один факт – это до сих пор самое дорогое частное судно в мире.

Разработка, строительство и оборудование обошлось приблизительно в 600 000 миллионов. Остальная часть суммы приходится на внутренне убранство яхты Eclipse. По роскоши аналогов она не имеет.

Для того, чтобы представить себе размах, с которым конструкторы подошли к проекту, нужно оценить технические характеристики яхты:
•длинна 162,5 м;
•ширина 21,5 м;
•общее количество палуб – 9;
•объемное водоизмещение – 13 000 т;
•два двигателя с валами и гребными винтами;
•стандартная скорость 22 узла, максимальная до 38;
•обшивка корпуса и переборки изготовлены из стали, надстройка – из алюминия.

На сегодняшний день это судно превосходит только Azzam с длинной 180 м, который принадлежит одному из принцев Саудовской Аравии. Тем не менее, королевич решил сэкономить и заказ свою яхту на верфи Lürssen Werft, поэтому ее цена всего 600 000 долларов.

Eclipse яхта в первую очередь впечатляет даже не размерами, а оригинальным дизайном. Шесть палуб располагаются над поверхностью воды. Нижняя полностью закрыта, следующие четыре имеют открытую часть в виде небольшого патио на корме и коридоров по периметру, а последняя полностью открыта и позволяет взглянуть на окружающий морской пейзаж. На ней, также, располагается навигационное оборудование и труба котельной.

Цвет корпуса – белый. Иллюминаторы выполнены в двух вариантах:
•большие прямоугольники, вытянутые по вертикали;
•стандартные круги.

Форма достаточно агрессивна. Четкие линии подчеркивают строгий стиль. Достаточно интересно оформлена ватерлиния, на корме она имеет продолжение в виде небольшого трапа. Это делает работу винтов максимально незаметной.

Внутри Эклипс – это целый город развлечений. Только каюта хозяина имеет площадь в 5 000 кв. м. Кроме нее есть еще 30 достаточно больших помещений, которые представляют собой отдельные особняки.

Кроме жилых отсеков здесь находятся СПА-центры, казино, бары, бассейны и ресторан. На каждой палубе располагаются многочисленные залы отдыха, уютные кожаные кресла и журнальные столики. Интерьер выполнен английскими дизайнерами из Лондона, поэтому можно сказать, что в целом все выглядит достаточно строго, но по-королевски роскошно.

Яхта Eclipse, описание всех предметов декора и кают которой займет не одну страницу, знаменита не только внутренним богатством, но и великолепными техническими решениями.

blohm_voss_978_eclipse_010.jpg

Общие данные были описаны выше, тем коротко их анализируем. При незначительной ширине и внушительной длине, яхта Eclipse напоминает стрелу. Такая геометрия влияет на скорость судна и на уменьшение сопротивления воды.

blohm_voss_978_eclipse_009.jpg

Конструкторам удалось значительно увеличить силу инерции, это позволяет поддерживать достаточно высокую крейсерскую скорость, а при необходимости показывать результаты военных фрегатов, которые могут ходить на 30 узлах. Это позволяет записать Eclipse в тройку самых быстроходных яхт мира.

blohm_voss_978_eclipse_008.jpg

Кроме того, стоит отметить комплектацию:
•2 вертолетные площадки;
•парк гидроциклов;
•несколько парусных тендеров;
•и самое интересное, система противоракетной обороны.

blohm_voss_978_eclipse_007.jpg

Яхта Eclipse, характеристики которой действительно впечатляет, по факту проигрывает только Рустаму Тарико, принадлежащему Андрею Мельниченко. Здесь речь идет исключительно о безопасности и скорости. По всем остальным параметрам Затмение – это №1 в мире.

blohm_voss_978_eclipse_006.jpg

Содержание судна обходится Роману Абрамовичу в приличную сумму. Например, заправка топливных баков стоит около 600 000 тысяч долларов. Чтобы минимизировать расходы, он сдает яхту в аренду.

Сумма достаточно символическая, один месяц – 2 000 000 долларов. Этого достаточно, чтобы свести расходы на обслуживание к нулю.

blohm_voss_978_eclipse_003.jpg

blohm_voss_978_eclipse_002.jpg

blohm_voss_978_eclipse_001.jpg

Как то так сегодня,
до встречи!
И семь футов под килем!
Увидимся.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: