Морской узел: как вязать морские узлы, как завязать схемы вязки

Основные Морские Узлы

Морские узлы – настоящее искусство, уходящее корнями к истокам зарождения мореплавания и до сих пор не утратившее своей актуальности. Навыками мастерства их правильного вязания и уместного использования в конкретных случаях должен обладать каждый, кто выходит на водные просторы на катере, яхте или лодке.

Любой морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого во многом зависит безопасность, и в то же время так, чтобы в любой момент его при необходимости можно было легко развязать.

Что стоит учесть новичкам перед обучением

Часто новичкам сложно разобраться в терминологии, которую применяют при пояснениях азов вязания морских узлов, поэтому изначально стоит усвоить несколько основных определений:

1) коренной конец – закреплённый неподвижно конец троса;
2) ходовой конец – свободный, т.е. незакреплённый конец, с которого начинают все движения при вязании любого из узлов.

В английской терминологии для морских узлов существует такая классификация:

1) knot – узлы, которые характеризуются как переплетение или связывание ходового конца с коренным;
2) bend – узлы, которые характеризуются как переплетение ходовых концов двух тросов для объединения в один;
3) hitch – узлы, которые характеризуются как прикрепление ходового конца к какому-то предмету.

Новичкам в морском деле важно освоить основные виды узлов, которые наиболее часто применяются на практике, и на базе которых уже легко понять принцип образования иных разновидностей.

Основные морские узлы

Беседочный узел/ булинь – один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку. Связывание двух тросов этим морским узлом считается наиболее надёжным. Существенный плюс – в возможности его применения для тросов любого диаметра и из любого материала. Он легко вяжется, не скользит по тросу, его легко развязать, но при этом сам он никогда не развязывается и особо надёжен.Из-за такой универсальности беседочный узел нередко называют королём морских узлов.

Как завязать беседочный узел:

1) создать с верха вниз петлю;
2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец;
3) затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле;
4) туго затянуть.

Хотя беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к немного ослабленному при этом коренному концу.

Восьмёрка – типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса.

Как завязать узел восьмёрка:

1) ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю;
2) пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же;
3) крепко затянуть.

Прямой узел – один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение – связывание двух тросов одного диаметра. Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел. Его главный недостаток в сползании по тросу и сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в таких случаях его лучше не использовать.

Завязывают прямой узел довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский» узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в разные стороны.

Простой полуштык и его более сложные вариации

Простой полуштык – широко распространённый простой не затягивающийся морской узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода. Для его получения необходимо ходовой конец обвести вокруг предмета, к которому будет крепиться трос, а затем обвести вокруг коренного конца, и пропустить через образовавшуюся петлю. Затем ходовой конец прикрепляют к коренному. Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично выдерживает сильную тягу.

Простой штык – более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка. Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками. Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты.

Читайте также:
Воблер Jaxon Esox

Простой штык со шлагом – морской узел, аналогичный простому штыку, только с одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных стоянках, поскольку надёжнее простого.

Рыбацкий штык/якорный узел – один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага, охватывающего предмет крепления.

Важно выработать настолько хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства.

Обсудить статью на форуме

Авторы статьи: Evgeny

Понравилась статья? Поделись со своими друзьями

  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте
  • Одноклассники
  • Google+
  • Мой мир

7 УЗЛОВ, КОТОРЫЕ ОБЛЕГЧАТ ЖИЗНЬ. https://www.youtube.com/watch?v=EcacgpctTQ0

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Login via FacebookLogin via VKLogin via GoogleLogin via Twitter

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ И СТАТЬИ

Всех нас объединяет любовь к воде, ветру, свободе и скорости. Именно эти стихии способны дать ощущение полёта над водой, доставить наслаждение от единения с природой и своей лодкой. Чтобы не омрачать светлое чувство, выработались правила этикета, определённые традиции и особенности поведения. Подробнее

Яхтинг – это не просто увлечение, а настоящий образ жизни. Избрав море в качестве своей родной стихии, стоит учитывать те правила, которые оно диктует, и сознательно подходить к освоению искусства управления яхтой, чтобы добиться успеха на его просторах. Подробнее

Укачивание: причины и способы лечения «морской болезни» Подробнее

Солнце, ветер и парус – три составляющие идеального дня для любителей и профессионалов яхтинга. Но даже шквалистый ветер и дождь не помеха спортсмену, если он правильно экипирован для выхода на воду. Подробнее

купить катер

Покупка или продажа яхт
Подборка статей – как выгодно продать или купить катер, яхту.

фильмы про яхтинг

Фильмы об яхтсменах
ТОП-5 лучших фильмов про яхтсменов и парусные гонки.

Rolex Sydney Hobart

Регата Rolex Sydney Hobart
Россияне в гонке Rolex Sydney Hobart. Интервью с яхтсменом-организатором.

Покраска катера необрастайкой

Покраска необрастайкой
Подготовка катера к весеннему сезону.

Тюнинг катеров и лодок

Тюнинг катеров и лодок
Пять основных направлений усовершенствования катеров.

Надувные лодки пвх

Тестирование лодок пвх
Чем отличаются ПВХ лодки. Какую выбрать.

Интересные фото и видео на морскую тему

Интересные фото и видео
Прикольные фото и видео на тему яхтинга, морских увлечений.

Jumanji diving

Place for those who seek to find a way to leave this world behind

Морские узлы для дайверов

Морские узлы для дайверов

Морские узлы… а для чего они, собственно нужны дайверу?

Вроде-бы существует достаточно широкий выбор карабинов, позволяющих прикрепить что угодно к чему угодно. Но вот возникает необходимость срочно прикрепить что-то под водой, подходящего карабина нет под рукой — и начинается веселье!
Неожиданно обнаруживается, что несмотря на то, что кое-кто из дайверов теоретически знает, как завязать булинь или восьмерку, под водой ими практически никто не пользуется. В лучшем случае вяжется прямой узел, а в худшем — создаваемые дайверами конструкции не поддаются описанию!

А ведь нет ничего проще, дешевле и надежнее правильно завязанного морского узла.
В этой статье приводятся основные схемы вязки морских узлов, которые могут пригодиться дайверу. Разумеется, это тоже только теория — для вязки морских узлов нужна регулярная практика — тогда, в случае необходимости, вы сможете пользоваться ими автоматически.

Схемы вязки морских узлов — Булинь

Другое его название «беседочный узел» — от корабельного приспособления для произведения покрасочных работ — петли с доской, на которой сидит человек. Булинь считается одним из наиболее древних и совершенных узлов. В Англии его называют «king of knots» — «король узлов».

Схема вязки булиня:

Булинь

морские узлы Формируем скрещенную петлю
морские узлы Поворачиваем петлю запястьем
морские узлы Обводим ходовой конец вокруг нагружаемой веревки
морские узлы Заправляем ходовой конец в скрещенную петлю
морские узлы Держите ходовую часть и боковые сторону петли, при этом потяните вверх коренной конец, чтобы затянуть узел. В зависимости от того, для какой цели вам нужен этот узел, может потребоваться поправить его части перед затягиванием
Читайте также:
Снасть на красноперку: описание и фото

Кроме того, можно завязать булинь одной рукой:

булинь одной рукой схемы вязки морских узлов морские узлы морские узлы
морские узлы схемы вязки морских узлов морские узлы морские узлы
морские узлы морские узлы морские узлы

Схемы вязки морских узлов — Восьмерка

Восьмёрка – морской узел, получивший название из-за своей формы. Его главное преимущество — лёгкость завязывания и развязывания, даже на мокром тросе.

Как завязать узел восьмёрка:

морские узлы

  • Ходовой конец обернуть вокруг основного, вытянуть поверх него, образовав петлю
  • Продеть ходовой конец в петлю
  • Крепко затянуть
  • Узел готов

Схемы вязки морских узлов — Прямой узел

Один из самых простых узлов.
К сожалению, на синтетических веревках под нагрузкой может скользить, поэтому считается ненадежным.

Прямой узел

Как завязать прямой узел:

Схемы вязки морских узлов — Ткацкий узел

Похож на прямой, но меньше изнашивает веревку и легче развязывается.

Ткацкий узел

Как завязать ткацкий узел:

Схемы вязки морских узлов — Полуштык

Простой полуштык широко применяется в морском деле и среди дайверов.
Его часто используют как завершающий узел для других морских узлов — он служит страховкой от развязывания основного узла.
Не имеет смысла завязывать более трех полуштыков последовательно — прочность узла в целом при большем числе полуштыков не увеличивается.
В быту узел можно применять в тех случаях, когда трос нужно на время прикрепить к какому-нибудь предмету для сильной тяги, например — буксировке автомобиля.
Как завязать узел простой полуштык:

Полуштык

  • Обносим конец веревки вокруг точки крепления
  • Оборачиваем конец веревки вокруг основного конца и продеваем в петлю
  • Затягиваем
  • Узел простой полуштык готов!

Схемы вязки морских узлов — Фламандская петля

Фламандская петля

Фламандская петля — прочная и легко развязываемая петля на конце троса. В дайвинге часто завязывается для пристегивания элементов снаряжения к карабину.
Как завязать узел фламандская петля:

  • Сложите конец троса вдвое
  • Завяжите на сдвоенной части троса восьерку
  • Фламандская петля готова

В заключении хочу напомнить — чтобы не попасть в неприятную или смешную ситуацию под водой учитесь вязать морские узлы на практике — и регулярно освежайте свои навыки!

Более подробно о морских узлах вы можете почитать в книге Л.Н.Скрягина «Морские узлы»

Как вязать узлы: виды морских узлов + схемы

Как-то я вычитал в одной книжке — все основные узлы, известные нам, использовал еще человек каменного века. С тех пор прошло много столетий, и даже тысячелетие минуло отнюдь не одно, число узлов, известных специалистам, достигло тысяч и, тем не менее, каких только чудес и изобретений не увидишь, когда возникает у современного человека необходимость соединить две веревочки или привязать веревочку за палочку или гвоздик! Напутывается веревки, больше, чем остается, и, тем не менее, все ползет и отваливается, а когда возникает потребность распутать то, что мы сами и наплели, то без топора задача оказывается крайне трудно решаемой, и мы прибегаем к известному способу, тоже не вчера родившемуся.

Но в мирной жизни, то есть нашей повседневной жизни, от качества спутанного нами клубка редко зависит жизнь наша, или жизнь товарища, иная картина в походе. Но, надеюсь, что человек попавший хоть раз в полевые условия, даже просто полевые, необходимость ликвидации своей безграмотности узловой осознает довольно быстро, возвращается к мирной жизни и начинает искать книжки. Проявив некоторую настойчивость, он их находит, как правило, это либо книги по морскому делу, либо книги связанные с альпинизмом. В любой из них, даже самой простенькой, под сотню самых разных узлов, по способам вязки по назначению и внешнему виду. Если берется несколько книг, то число названий узлов резко возрастает, число самих узлов, правда, больше может и не стать, так как каждый, почти, узелок имеет два, три, а иногда и больше названий.

Каждый автор отбирает те имена, которые ближе к его сердцу и разнообразие сочетаний стремится к бесконечности. Но даже не это самое главное, самое главное, что каждый создатель книги дает свои любимые узелки, называет их “объективно, самыми лучшими и надежными”. Таких оценок столько же, сколько и авторов. Простому смертному, впервые попавшему в это море названий и переплетений, разобраться с этим почти невозможно, так как завязать все узелки он, конечно же, сможет, если захочет, а вот испытать каждый.

Собственно, вот это разнообразие проблем и вызвало во мне желание написать то, что вы сейчас читаете. Я не могу себя причислить к крупным знатокам узлов, мои знания в этой области сводятся к пяти — шести прочитанным книгам, сам я распознаю около сотни узлов, вяжу, почти не задумываясь, около полусотни. Но однажды я сел и задумался: а сколько и каких узелков я использую в реальной, походной обстановке?

Читайте также:
Карп на спиннинговую снасть

Собственно, так и появился тот набор, который я предлагаю ниже. Он, естественно, может вызвать шквал совершенно заслуженной критики, там не хватает не только отдельных, очень популярных узлов, но нет даже целых классов узлов, таких как узлы укорачивания снасти, или штыков. Я приношу, конечно, свои извинения, но не пользуюсь я штыками! Ну, не приходилось мне за последние десять лет укорачивать веревку специальным узлом!

Вообще, мне хотелось бы, чтобы тот набор, который я здесь выложил, воспринимался, как стартовый, минимально необходимый. Я очень надеюсь, что человек освоивший этот десяток, как ребенок научившийся читать по слогам, встречая новые узлы, будет добавлять их в свою коллекцию и через некоторое время сможет сформулировать и представить список своих любимых узлов, который, скорее всего, будет серьезно отличаться от изложенного мной.

↑ Базовые названия

Итак, начнем. Первый вопрос, который нам необходимо решить это вопрос терминологии. Термины, за исключением некоторых общих для всех, очень сильно разнятся. Практически нельзя найти двух книг в которых бы они все совпадали, поэтому не удивляйтесь, встретив совсем другую азбуку в каком-то другом издании.

Первый существенный вопрос, концы веревки. Известно, что у веревки, как и у палки, два конца — один котором вы собираетесь вязать, второй либо где-то далеко, либо уже привязан, к чему-нибудь. Собственно этим они различаются. Соответственно, тот, который нам не доступен, или мы его назначили недоступным, будет называться коренным концом, а тот, который будет принимать участие в вязке назовем ходовым концом, так его назвали задолго до нас, это термин устоявшийся и привычный, не вижу смысла придумывать свой.

Далее, по терминам: что такое петля открытая, петля закрытая и полуузел хорошо видно из рисунка, на словах это объяснить существенно сложнее, поэтому постарайтесь, этот рисуночек все же скачать. Тем более, что уже здесь могут начаться разночтения с другими авторами.

Немного сложнее с элементами узла изображенными в правой части рисунка. Здесь уже все совсем разбредается, поэтому мы все-таки договоримся так :

    Обносом будем считать элемент узла когда ходовой конец обведен вокруг чего-либо, и концы его не перекрещиваются.

↑ Узел Марка

Марка, стадия 1

До того как мы начнем разбирать основные узлы мне хотелось представить вам сначала один специфичный узелок — Марка. Предназначен, в основном, для того, чтобы закрепить волокна на конце троса или скрепить концы веревок, против случайного развязывания. Марок, как и других узлов, вагон и маленькая тележка, вариант узла, который я вам представляю, видимо, простейший и в этом, видимо, ее главное достоинство, так как повышенной надежностью она не отличается, хотя вязочки для рамы с марочками на концах служат не в пример дольше, чем без таковых.

Завязать такую марку сложности не представляет. Первым этапом укладываем петлю вдоль кончика веревки петлей к концу, после чего накладываем с натягом шлаги вокруг веревки и поверх сформированной нами петли. Число витков не принципиально, в основном определяется толщиной нити, но, как правило, по длине марочка составляет полтора — два диаметра обрабатываемого конца. После того, как мы приблизились к кончику, закладываем ходовой конец в петлю и затягиваем его под наложенные витки. Перекрестье веревок должно быть приблизительно посредине марки, после чего торчащие концы ниток обрезаем.

↑ Узел Прямой, Рифовый, Затянутый рифовый

Первым из основных узлов рассмотрим узел Прямой. Если не считать восьмерки, с которой мы познакомимся ниже, это единственный узел, который не имеет второго имени. Уже у рифового есть какие-то другие названия, я их просто не помню, но встречал. Узел самый известный и, возможно поэтому, один из самых скандальных. Достоинство узла — его простота: два направленных навстречу друг другу полуузла, которые образуют две взаимно проникающие открытые петли.

Недостаток: ползет под нагрузкой, особенно на современных синтетических (читай — скользких) веревках, или если применен неправильно.

Назначение: стягивание двух концов веревки при необходимости что-то затянуть, например, притянуть рюкзак к раме, увязать какой-то сверток. Собственно отсюда появился

Читайте также:
Как поймать голубого краба в Средиземном море где и на что его ловить в Израиле

Рифовый узел. Его изначальное назначение увязывать часть паруса для уменьшения площади. Прямой, как и рифовый, с этой задачей справляется образцово, но паруса нужно не только увязывать (брать рифы), но и быстро отпускать при ослаблении ветра, поэтому у рифового, в отличие от прямого, появилась еще одна петля, что хорошо видно на рисунке. При формировании второго полуузла один из ходовых концов просто складывается вдвое, тогда получаем эффект бабушки Красной шапочки: дернешь за веревочку.

Но всегда ли это хорошо? За веревочку в походе может дернуть и веточка. Тогда и появилось следующее усовершенствование этого узла: ходовой конец, который не участвовал в образовании дополнительной петли, закладываем в эту самую петлю. Все стягиваем, и получаем маленький аккуратный узелок. Этого последнего узла я в литературе не встречал, поэтому правильного его названия не знаю, мы его называем Затянутый рифовый. Затянутый рифовый у нас применяется для подвязки гондол к раме, не один конечно, а в комплекте с другими узлами, но он завершающий.

↑ Узел Восьмерка

Следующий узел Восьмерка. Классика, вяжется намного проще, чем это можно описать. Изначальное назначение узла — утолщение троса, и работает он в этом назначении великолепно, но главное его достоинство конечно же не в этом, можно подобрать и другой узелок, который справится с задачей утолщения троса не хуже, его достоинство в том, что он является основой несметного числа других узлов самого разного назначения.

Например: Встречная восьмерка, применяемая для связывания двух тросов. К достоинствам можно отнести то, что узел получается относительно компактным, соединение двух тросов считается очень прочным, этот узел, даже будучи сильно затянут, не портит трос, и его сравнительно легко развязать. К недостаткам можно отнести то, что узел несколько “коряво” вяжется. Сначала на одном из концов вяжется восьмерка, потом вторым концом узел повторяется в обратном направлении, то есть, ходовой конец входит в восьмерку со стороны ходового конца первого троса, повторяет полностью путь первого троса, а заканчивает со стороны коренного конца первого троса.

Или второй пример Огон восьмеркой: Огоны, это класс узлов, образующих небольшие петли на конце веревки или троса. Достоинство узла в том, что вяжется очень просто — восьмерка завязанная петлей, если необходимо завязать огон вокруг, чего-либо, то сначала вяжется восьмерка, а потом она повторяется так же как во встречной восьмерке. Очень часто на огон накладывается марочка из ниток, для того чтобы узел случайно не развязался. Делается это только в том случае, если огон вяжется для постоянного использования. Я, например, задаю таковой на конце морковки, так как с огоном на конце частенько ее крепить оказывается проще, а завязать булинек или буксировочный и огон помешать не может.

↑ Узел Булинь

Следующий классический узелок — Булинь. Мне иногда кажется, что если человек знает три морских узла то, среди них обязательно будут прямой, восьмерка и булинь. Описывать как он вяжется по-моему не стоит по той простой причине, что способов его завязывания — “мильен”. Но суть узла от того, каким способом вы его завязали, не меняется, его работа тоже.

Единственное что существенно, это то, как узел будет выглядеть в готовом виде, а так как этот узел чаще всего применяется для обвязывания самого себя, любимого, когда надо как-то закрепиться, например, для страховки за веревку, то я и изобразил его несколько нетрадиционно.

Вообще-то булинь это представитель класса незатягивающихся петель, и саму петлю, которая уходит вам за спину, я рисовать не стал, все равно не видна. Зато узел в том положении, в котором вы будете на него смотреть, когда он будет готов после того, как вы обвяжетесь. Небольшой бесплатный совет: петля должна быть на вас затянута, как можно туже и поднята под самые подмышки, только в таком варианте она сможет помочь, если вам вдруг придется ее использовать для спасения своей драгоценной шкурки.

В целом, применение узла намного шире. Его применяют везде где не попадя, и почти везде он работает вполне достойно, но иногда отдает сдачу за неправильное применение. Как правило, состоит она в том, что при использовании под нагрузкой, превышающей оптимальную для данного диаметра веревки, булинь отказывается раздаваться. В случае если вы сорвались и узелок вам спас жизнь, то веревка уже все равно идет на списание и не так жалко, а вот если вы на этом булине на шестерке зачалили четверку, то есть рывков не было, веревка вполне годная, то резать ее будет обидно. Но здесь деваться некуда, это плата за простоту узла. Спасти веревочку, конечно, можно с помощью нока — специального деревянного или металлического стержня который особым образом ввязывается в узел, но это тема для отдельного разговора, которую сейчас затрагивать не хотелось бы.

Читайте также:
Ловля окуня зимой на живца, техника ловли

↑ Узел Выбленка, Констриктор, Киповый

Теперь следующий узелок из серии классики с огромным количеством развитий и продолжений, но узел, видимо, менее классический, чем, скажем, восьмерка или прямой, у тех по одному имени, а у этого их уже не менее двух Выбленочный или Стремя. Как большинство классических узлов, прост до безобразия: две направленные на встречу друг другу закрытые петли. Достоинства: прост, очень хорошо держит под постоянной нагрузкой, очень легко раздается, можно затянуть очень сильно, не портит веревку.

Недостаток — ползет под нагрузкой рывками. Я его чаще всего применяю при обвязке рамы, но, как говорилось выше, применений огромное количество, как и у всякого узла проверенного временем и.

Но главное, что, как восьмерка и прямой, он родоначальник целого семейства узлов. Например, стоит нам сформировать полуузел под обносом, охватывающим обе закрытые петли, и мы получаем узел под красивым и гордым иностранным именем Констриктор. Слово constrictor, в переводе с английского, имеет значение — удав обыкновенный, что полностью оправдано. Узел действительно затягивается насмерть, и развязать его почти невозможно. Кстати, есть еще один узел у которого одно из названий Удав, он очень мало отличается от констриктора, но, тем не менее, это все же другой узел. Очень удобно, когда что-то необходимо соединить насмерть, но стоит заложить ходовой конец в полуузел петлей и мы получаем новый узел с благородным иностранным названием Киповый, но если знать, что кипа это мешок, то узел сразу свое благородство теряет, зато приобретает назначение — завязывать мешки!

↑ Узел Шкотовый

Теперь перейдем к узлам, которые я использую для привязывания веревки к чему-нибудь, например надо завязать тесемочку к углу тента. Использую я для этого узел под названием Шкотовый.

Кстати, хотелось бы сразу обратить ваше внимание на сродство, похожесть некоторых узлов, сравните шкотовый и булинь и найдите сколько-то отличий, не думаю, что вам удастся найти их много, даже если у вас очень богатое воображение.

Легко можно догадаться, что узел изначально предназначался для крепления шкота к парусу, если, конечно, знать, что такое шкот. Но не всем выпало счастье ходить под парусом, о чем я искренне сожалею, поэтому стоит пояснить, что шкот, это та веревка, которая парусом управляет и его натягивает, то есть набивает. На углу паруса, находится петля-огон, за которую именно этим узлом веревка и крепится. С таким же успехом этот узелок будет работать и на любой другом огончике, но не только, этот узел — способ крепления за более объемный конец, держит настолько надежно, что шкотовый даже рекомендуют для связывания двух веревок разного диаметра. Но даже этим не исчерпываются его возможные применения. Я очень часто применяю его, когда мне необходимо закрепить веревку, например, за угол тента, либо за угол любой другой тряпки. Единственное условие надежной работы шкотового узла, это то, что тряпка должна образовать более объемный конец, чем веревка, которую мы собираемся закрепить.

↑ Плоский узел

Теперь, собственно, можно вернуться к тому, с чего мы начали, к узлам, для связывания двух веревок. Трудно найти узел, который бы удовлетворял всем условиям: был прост и надежен, при этом не портил бы веревку да еще бы легко раздавался, настолько трудно, что, на мой взгляд, просто невозможно! Поэтому для этих целей их я использую несколько. Один из них Плоский узел. В классическом виде он представлен на рисунке. Ситуация довольно стандартна, описать словами, как вяжется узел намного сложнее, чем понять это, глядя на рисунок.

Читайте также:
Приманки для спиннинга: виды и типы — приманки на щуку, окуня, судака

Способов его завязывания не меньше чем у булиня, а может и больше, так как переплетений в нем тоже больше. Узел скорее плетется, чем вяжется. Стоит отметить, что лучше всего он проявляет свои достоинства именно в том варианте, который представлен на рисунке, то есть с двумя марочками, которые прихватывают ходовые и коренные концы, в этом случае, прочность соединения не уступает самой веревке, некоторая сложность подготовки компенсируется сверхнадежностью. Если марки не положить, то он сформируется в небольшой узел, который не ползет ни под какой нагрузкой, но, в этом случае, он несколько ослабляет веревку. Относительная простота завязывания — взамен потеря надежности. Еще один момент, узел лучше всего работает на веревках близких по диаметру, что в реальной жизни встречается не каждый раз. Очень часто веревки приходится связывать какие придется.

Конечно же, можно воспользоваться встречной восьмеркой, что требует времени, или, скажем, шкотовым узлом, но если поторопишься и не до конца его сформируешь, может поползти и даже, хуже того, распасться. Но если больших нагрузок не предвидится, а веревки разного диаметра, или очень сильно отличаются по жесткости, либо очень скользкие, то можно воспользоваться Ткацким узлом.

Узел надежен и прост в завязывании, но серьезно ослабляет веревки, и он очень сильно затягивается.

↑ Буксировочный узел

Очень часто возникает задача завязать веревку, скажем, за веточку, колышек или за ствол дерева. Сформировать в этом случае петлю нам не удастся, особенно если это ствол дерева. Конечно, кто-то может быть и сумел бы это сделать, в этом мире нет ничего невозможного, но, думаю, стоит задуматься о затратах труда и времени, может быть легче освоить новый узелок?

Я для решения подобной задачи, как правило, использую узел под названием Буксировочный. К достоинствам узла можно отнести его потрясающую надежность и бережное отношение к веревке, кроме того, очень немаловажное достоинство, раздается под любой нагрузкой. В моей практике не один раз возникали ситуации, когда легкость развязывания узла спасала веревку от ножа.

По непонятным для меня причинам, при освоении этого узла, всегда возникает много проблем, хотя, на мой взгляд, это совершенно необъяснимо, ведь все так просто! Делаем полуштык, обносим ходовым концом коренной конец веревки, еще один полуштык в обратном направлении, теперь полуштык вокруг коренного конца, и в образовавшуюся у нас закрытую петлю (она образуется вокруг коренного конца) заводим сложенный вдвое ходовой конец! Все!

Честное слово, мне кажется, стоит какое-то время потренироваться и все же освоить эту премудрость, есть за что бороться. Небольшая справка, для того, чтобы не носить мешок с чалкой вокруг дерева, можно вязать узел петлей соответствующей длинны.

Собственно, основные узлы закончились, но в конце моего повествования мне хотелось бы поделиться парой узелков, которые мне частенько облегчают жизнь.

↑ Узел Пчелка

Для начала проводник — узел с небольшой петлей на средине веревки. Таких узлов много, и все они проводники, и, как вы видимо догадались, это тоже отдельный класс узлов. Проводники бывают крайне полезны, когда возникает необходимость, например, транспортировки вещей через переправу.

Выглядит этот узелок под названием Пчелка, так, как показано на рисунке, а вяжется очень просто: берем веревку за то место где, нам нужна петля, и проворачиваем дважды, чтобы у нас получилась фигура со следующего рисунка. Далее берем за верх петли и обносим веревку, как показано красной стрелочкой и продеваем через нижнюю петлю, затягиваем и получаем необходимый нам узелок который, готов трудиться на нас, как пчелка!

↑ Узел Удавка

И последний узелок, которым мне хотелось бы поделиться, это УДАВКА. Причем, удавка простейшая, но, наверное, за это я ее и люблю. Если нет каких-то специфичных требований по надежности, нагрузке, либо еще чего-либо, я использую ее. Например, надо на два метра поднять мешок, либо утянуть вязаночку хвороста, либо закрепить ненадолго веревку за дерево, либо подтянуть по воде, либо поставить вертикально, ствол того самого дерева и так далее, и тому подобное. Впрочем, применение вы найдете сами, если узелок будет у вас всегда под рукой, прошу прощения, в памяти.

Основные виды морских узлов и как их вязать

Основные виды морских узлов и как их вязать

Оснастка

Читайте также:
Как правильно хранить раков

Они появились задолго до мореплавания, но в среде моряков стали настоящим искусством и залогом выживания. Сейчас знание того, как вязать узлы, пригодится рыболовам, альпинистам, путешественникам.

Виды и применение

Умение вязать морской узел высоко ценилось во времена, когда в ходу были парусники. Для классификации распространена английская терминология. Она основана на особенностях крепежа, выделяют 3 группы:

  • Knot ‒ создается переплетением коренного с ходовым концом веревки с характерным утолщением.
  • Hitch ‒ служит для закрепления на опоре, которую обматывают ходовым концом.
  • Bend ‒ нужен для сцепления отдельных концов разных веревок.

Крепкие морские узлы, предназначенные для связывания парусов, такелажных снастей, сейчас применяются в рыболовстве. Это самый надежный способ закрепить порвавшуюся леску, привязать крючок или грузило.

Всего плетений, описанных в литературе, более 500. Из них сейчас применяется около 40 видов.

Схема вязки для начинающих

Чтобы научиться вязать морской узел, новичку нужно запомнить основные термины, без которых сложно понять схемы, правильно применять их.

Коренной конец

Основные понятия, используемые при обучении:

  • Коренной конец ‒ крайний неподвижный отрезок троса, опосредованно участвующий в вязании.
  • Ходовой конец ‒ подвижное окончание троса, с помощью которого завязывается узел.
  • Петля ‒ концевой отрезок троса, сложенный пополам.
  • Обнос ‒ действие, когда участок троса или лески обматывают вокруг опоры, не перекрещивая концов.

Тренироваться вязать узлы лучше на булине и восьмерке. Они простые, надежные, легкие в освоении.

Самые популярные приемы вязания

Начинающему с нуля вязать морские узлы схема вязки покажется запутанной. Но научиться по инструкциям, картинкам или онлайн-урокам несложно. Освоив основные элементы, можно легко перейти к двойным многокомпонентным плетениям. Удобнее учиться вязать узлы на веревке или толстом шнуре.

Прямой

Используется для вязания оборванной лески или двух канатов с разным диаметром. Его также называют рифовым, так как ранее применяли для рифления (сворачивания) парусов. Согласно морским книгам, способ появился в 1795 году.

Прямой узел схема вязания

Потребуется два каната, желательно разного цвета ‒ темный и светлый. Чтобы завязать этот морской узел, схема такова:

  1. Наложить темный канат на светлый, образовав крест.
  2. Ходовой конец темного каната оплести вокруг светлого.
  3. Поднять оба конца двух канатов вверх и накинуть темный на светлый. Оплести вокруг.
  4. Оба ходовых конца должны выходить сверху. Это основное отличие прямой вязки от похожих и основанных на ней вариантов.
  5. Затянуть.

Прямой тип легко развязывается при необходимости и выглядит элегантно. С его помощью к леске привязывают отрезок с крючком, так называемый поводок. Минус – в ненадежности, он скользит и заклинивает.

Булинь

Булинь умеет вязать каждый моряк, так как он универсальный и содержит элементы нескольких плетений. Это незатягивающаяся петля, которую делали на конце веревки. Она часто спасала жизнь человека, упавшего за борт.

Техника очень старая, большинство морских так или иначе представляют ее разновидности. Булинь научились делать еще древние египтяне, но по-прежнему используют туристы и моряки, именуя «королем». Булинь также называют беседочным. Ранее он использовался для привязывания беседки ‒ деревянной доски на канатах, с помощью которой людей поднимали на мачты или спускали за борт.

Булинь узел - схема вязания

Рыбакам, которые хотят с булиня научиться вязать морские узлы, схема вязки для начинающих понравится. Порядок прост:

  1. Взять веревку. Прочность плетения не зависит от ее материала или диаметра.
  2. Сформировать петлю ближе к концевому отрезку.
  3. Взять ходовой конец, пропустить его через петлю, делая это снизу вверх.
  4. Ходовым концом веревки сделать круг через коренной.
  5. Продеть его в петлю уже сверху вниз.
  6. Затянуть за коренной конец.

Если к веревке прикреплена беседка или есть нагрузка, булинь развязать невозможно. Минусом считают то, что при отсутствии давления он может распуститься самостоятельно.

Как завязывать морской узел

Как завязывать морской узел

Узлы петли

Многовековая история пребывания человека на воде дает возможности пользоваться их плодами достижений. Так сегодня применяются различные морские узлы под определенные цели.

Как завязать морской узел для соединения тросов, веревок, лески или для укрепления — создавая тросы, а может само затягивающийся узел или наоборот не затягивающийся. Схематично представлены основные группы морских узлов. Так что с вопросом как завязать морской узел проблем возникнуть не должно.

Виды морских узлов и схемы их вязания

Все многообразие морских узлов можно разделить, исходя из их задач и форм, на несколько основных групп:

  • узлы для соединения веревок;
  • узлы для утолщения веревки;
  • узлы-петли (само затягивающиеся и не затягивающиеся);
  • узлы для привязывания веревки к предмету (затягивающиеся узлы);
  • быстро развязывающиеся узлы;
Читайте также:
Daiwa Revros – безинерционные катушки среднего ценового ряда

Морской узел для соединения веревок

Как завязывать водяной морской узел

Этот морской узел применяется для соединения веревок одинакового диаметра и является усложненным вариантом простого узла. Он создает прочное соединение, хорошо выдерживающее рывковую нагрузку и не имеющее тенденцию к проскальзыванию и само развязыванию.

Особенно хорошо водяной узел ведет себя на веревках и тросах из природных материалов. Но, несмотря на все эти свойства, он не получил широкого распространения в морском деле. Такой узел моряки стараются применять только в тех случаях, где его не нужно будет развязывать после снятия нагрузки, так как он фактически не развязывается, особенно в случае намокания. Кроме того, этот плотный узел с большим количеством перегибов веревок приводит к их сильному повреждению и ослаблению.

Как завязывать морской узел

Как завязывать морской узел схема

Последовательность завязывания водяного морского узла

  1. Расположить ходовые концы веревок параллельно друг другу.
  2. Сформировать ходовыми концами замкнутую петлю, проведя ходовые концы веревок под их корневыми концами.
  3. Сделать три оборота ходовых концов веревок вокруг их корневых концов (необходимо следить, чтобы веревки в процессе завязывания сохраняли свою параллельность друг относительно друга).
  4. Затянуть узел, затягивая одновременно все четыре конца веревок.

Морской узел для утолщения веревки

Как завязывать морской узел «Многократная восьмерка»

Многократная восьмерка – крупный стопорный узел, хорошо выдерживающий сильную переменную нагрузку. В морской практике он используется редко, несмотря на большую надежность и легкое развязывание. Благодаря большому количеству оборотов многократная восьмерка перераспределяет нагрузку и почти не повреждает веревку. Вяжут такой узел в основном на веревках и тросах небольших диаметров.

Как завязать морской узел на веревке

Как завязать морской узел на веревке

Последовательность завязывания узла многократная восьмерка

  1. Отступив от края веревки, сформировать открытую петлю. Ходовым концом сделать оборот вокруг корневого конца веревки и провести его через петлю.
  2. Ходовым концом троса сделать два оборота вокруг двух сторон петли и вновь провести его через окончание петли.
  3. Подтянуть петли к середине и затянуть узел.

Морские узлы-петли

А сейчас рассмотрим узел, относящийся к затягивающимся узлам-петлям.

Как завязывать морской узел «Скользящая глухая петля»

Этот узел по своим задачам и свойствам идентичен предыдущему, единственное его отличие – при его вязании формируется двойная петля, что увеличивает надежность крепления.

Как завязывать морской узел

Последовательность завязывания узла скользящая глухая петля

  1. Ходовой конец троса сложить в форме открытой петли.
  2. Основание петли поднять и положить перпендикулярно основным концам троса, так, чтобы в результате образовались две закрытые петли. Ходовой и корневой концы троса провести через петли, делая обвод их внутренних сторон.
  3. Затянуть узел.

Морские не затягивающиеся петли

Как завязывать боцманский морской узел

Боцманский узел, входящий в группу не затягивающихся петель, появился несколько столетий назад в парусном флоте, где его применяли достаточно долгое время для крепления забортных досок-беседок при ремонтах корабля, для подъема-спуска человека при спасательных или высотных работах. Был известен под еще одним названием – испанский беседочный. Узел надежен, хорошо держит нагрузку, равномерно распределяя ее на две симметричные петли. В вязании узел достаточно сложен, но после прекращения работ он легко распускается.

Морской узел как завязать

Морской узел как завязать

Последовательность завязывания боцманского узла

  1. Ходовым концом троса сформировать открытую петлю.
  2. Закрытую часть петли развернуть на 180° вверх и завести снизу за ходовой и корневой концы троса так, чтобы получились две калышки.
  3. Часть закрытых петель развернуть навстречу друг другу на 180°, чтобы получились две восьмерки, и провести нижнее кольцо правой через нижнее кольцо левой восьмерки.
  4. Провести левый край верхней петли через левую нижнюю петлю, а правый – через правую петлю.
  5. Затянуть узел.

Морские узлы привязывания веревки к предмету (затягивающиеся)

Как завязывать битенговый морской узел

Битенговый узел используют для швартовки небольших судов, шлюпок за швартовочные устройства – пал, причальную тумбу, битенг. Узел надежный, хорошо выдерживает рывковую нагрузку, довольно просто вяжется и распускается.

Как завязать морской узел схема картинка

Как завязать морской узел схема картинка

Последовательность завязывания битенгового узла

  1. Ходовой конец троса обнести вокруг битенга или причальной тумбы, сложить свободный конец в форме открытой петли и завести под корневой конец.
  2. Сформированную закрытую петлю перекрутить на 180° и, обведя вокруг корневого троса, набросить сверху на битенг.
  3. Затянуть узел.
Читайте также:
Котлеты из судака рецепт

Быстро развязывающиеся морские узлы

Это особая группа узлов, которые выполняют две основные и в то же время противоречащие друг другу задачи: надежно удержать соединение и при необходимости быстро распустить его. Решение такого противоречия было найдено в простой петле на конце узла, которая при выдергивании разрушает все плетение. Такая хитрость позволяет с этой целью использовать многие из узлов, которые при обычной вязке считаются трудно развязываемыми.

Как завязывать пиратский морской узел

Пиратский узел более сложен в завязывании, чем ведерный, хотя имеет сходные с ним характеристики и задачи. Узел во флоте применяли для временной швартовки шлюпок и катеров.

Как правильно завязывать морской узе

Как правильно завязывать морской узел

Последовательность завязывания пиратского узла

  1. Позади опоры сформировать простую петлю. Корневой конец веревки сложить еще одной небольшой открытой петлей.
  2. Вторую открытую петлю, обведя опору спереди, завести в петлю 1.
  3. На ходовом конце веревки сформировать небольшую открытую петлю и, обведя корневой конец веревки, провести над петлей 1.
  4. Завести петлю 3 в петлю 2.
  5. Затянуть узел.

Видео

Как завязывать морские узлы видео

  1. 00:22 — Прямой Узел
  2. 01:09 — Рифовый Узел
  3. 02:12 — Узел Восьмерка
  4. 02:43 — Кровавый Узел
  5. 03:40 — Беседочный Узел
  6. 05:01 — Двойной Беседочный Узел
  7. 06:12 — Фламандская Петля
  8. 06:45 — Ездовая Петля
  9. 07:41 — Двойная Ездовая Петля
  10. 08:25 — Рыбацкий Узел
  11. 09:20 — Шкотовый Узел
  12. 10:05 — Брам-Шкотовый Узел
  13. 11:04 — Выбленочный Узел
  14. 12:16 — Штык
  15. 12:51 — Штык со Шлагом
  16. 13:26 — Рыбацкий Штык
  17. 14:11 — Плоский Узел
  18. 15:31 — Топовый Узел

Как вязать морской узел. Узел Восьмёрка видео

Морской узел восьмерка используется для соединения двух верёвок и создания утолщения на конце верёвки.

7 УЗЛОВ, КОТОРЫЕ ОБЛЕГЧАТ ЖИЗНЬ

8 основных способов вязки морских узлов

Чтобы правильно завязать морской узел, в первую очередь, нужно запомнить, что закрепленный конец каната называется коренным, а подвижный – ходовым. Существует несколько простых примеров вязки, которые пригодятся и в быту, и во время активного отдыха.

Как завязать морской узел Булинь

Его также называют беседочным и относят к основополагающим узлам. Он содержит в себе элементы нескольких схем, что придает ему универсальные свойства: крепление позволяет осуществлять швартовку, подстраховывать моряков, фиксировать канат к гаку. Булинь очень надежен, его можно использовать практически со всеми тросами вне зависимости от материала и толщины. Беседочный быстро завязывается и легко развязывается (но не самопроизвольно), он не скользит, при использовании в морских условиях проявляет высокую надежность.

Узел Булинь

Узел Булинь

Схема вязки морского узла для начинающих:

  1. Сформировать петлю по направлению сверху вниз.
  2. Пропустить через нее ходовой конец снизу вверх.
  3. Провести ходовой за коренным и снова пропустить в петлю.
  4. Когда ходовой конец будет заключен в образовавшуюся малую петлю, канат нужно туго затянуть.

Чтобы развязать булинь, достаточно немного сместить петлю по направлению от ходового к коренному концу.

Вязание морского узла восьмерка

Это типичная модификация, получившая свое название благодаря характерной форме. Восьмерку обычно выполняют для образования стопора или устойчивого крепления. Главный плюс – с ней легко иметь дело, даже если канат намок.

Узел восьмерка

Узел восьмерка

Как вязать морской узел:

  1. Обвести ходовым концом коренной, вытянуть первый сверху так, чтобы получилась петля.
  2. Проткнуть ходовым концом образовавшуюся петлю таким образом, чтобы затем его можно было завести за себя.
  3. Затянуть.

Образуется красивый узел с округлыми очертаниями восьмерки.

Схема вязки прямого морского узла

Одна из самых старых модификаций, в Древней Греции узел называли геркулесовым. С его помощью можно крепко соединить два каната, имеющих примерно одинаковый диаметр. Но схему нельзя назвать надежной: при больших нагрузках место стыка будет чрезмерно натягиваться, часто оно сползает по тросу. Его не рекомендуется использовать в ответственных ситуациях и тогда, когда запланирована деятельность с погружением в воду.

Прямой узел

Прямой узел

  1. Взять 2 ходовых конца тросов, один должен охватить второй.
  2. Второй конец образует открытую петлю.
  3. В эту петлю необходимо протянуть канат таким образом, чтобы первый конец тоже был оплетен.
  4. Затянуть обе веревки.

Существует подвид прямого узла – рифовый, он отличается возможностью быстрого развязывания.

Полуштык и штык

Полуштык не затягивается, для его выполнения ходовым концом оборачивают предмет, на котором планируется закрепить трос, обводят коренной и пропускают сквозь образованную петлю. Далее оба конца скрепляют вместе. Узел способен выдержать большой вес, отличается надежностью.

Читайте также:
Тушеная щука с луком и морковью: варианты и правила приготовления

Узел Штык

Узел Штык

С помощью штыка фиксируют швартовые концы и выполняют буксировку. В его основе лежит 3 полуштыка – этого количества достаточно для любых целей. Нельзя считать, что 4 или 5 полуштыков более крепкие, эффект при использовании будет тот же.

Как завязывать морской узел рыбацкий штык

Морской узел рыбацкий штык

Морской узел рыбацкий штык

Эта вариация имеет древние корни, до наших дней она дошла благодаря тому, что позволяет максимально крепко зафиксировать канат на якоре, приспособлена для всех видов манипуляций в условиях сильной тяги. Изначально нужно закрепить трос на предмете с помощью дополнительного шлага, затем можно приступать к формированию полуштыков. Первый из них должен захватить шлаг, опоясывающий базу.

Схема воровского морского узла

Схема воровского морского узла

Схема воровского морского узла

Если не видны концы веревки, внешне этот узел не отличить от прямого. Он получил свое название благодаря тому, что эта схожесть активно использовалась на кораблях с целью выявления факта воровства личного имущества моряков, провианта. Соединение используют преимущественно в бытовых целях, так как при натяжении узел может самопроизвольно развязаться.

  1. Ходовой конец первого каната складывают в петлю.
  2. Второй трос продевают в эту петлю таким образом, чтобы захватить коренной и ходовой концы, выводят в обратном направлении.
  3. Затягивают оба двойных конца.

Таким способом часто крепят ориентировочные шнуры.

Как завязывать бабий и тещин морской узел: простая схема

Вариации крайне схожи: это два ошибочных способа формирования воровского узла. Названия «бабий» и «тещин» имеют в основе бытовую специфику применения – их повсеместно используют для соединения веревок, но не учитывают ненадежность и даже некоторую опасность скользящего крепления.

Бабий узел

Бабий узел

Вязание морского узла не отличается сложностью: два ходовых конца пропускают друг через друга в разных направлениях и дублируют это действие в зеркальном отражении.

Профессионалы-моряки и приверженцы активного образа жизни демонстрируют бабий узел только в учебных целях, так как его применение в полевых условиях чревато травмами и порчей имущества.

Тещин узел отличается от бабьего тем, что здесь концы троса исходят из готовой комбинации в диагональном направлении. Модификация впервые была использована в европейских странах в судоходстве, но впоследствии ее заменили более практичными и крепкими вариантами вязки, не имеющими способности самопроизвольно развязываться. Теперь на практике ее можно встретить лишь в подсобном хозяйстве в качестве вспомогательного звена для упаковки сырья и продуктов питания.

Для выполнения тещиного узла следует:

  1. Образовать неполную петлю из ходового конца одной веревки.
  2. Второй конец провести в петлю по направлению сверху вниз, обогнуть первый канат и вывести наружу.

Даже если крепко затянуть, велика вероятность, что при дальнейшем натяжении связка раскроется.

Виды и способы выполнения узла удавка

Узел удавка может выполняться в прямой, плоской, рыбацкой вариациях. В первом случае образуется крепкое соединение, увеличивающее прочность при намокании.

Узел Удавка

Узел Удавка

  1. Образовать открытую петлю на веревке: придать ей форму буквы «s» и приступить к формированию витков, располагаемых максимально плотно по отношению друг к другу.
  2. Продеть ходовой конец в нижнее ушко, оставшееся после наматывания каната.
  3. Затянуть.

Карабинная удавка имеет узкую сферу использования – она популярна у профессиональных альпинистов. Здесь ходовой конец закрепляется на карабине 8-образным соединением, оставшаяся часть веревки при необходимости может быть пропущена сквозь карабин с охватом опоры, скажем, дерева.

Удавка на опоре вяжется следующим образом: канат охватывает опору, входит в петлю и оборачивается вокруг нее 3 раза, затем проходит в малую петлю. Даже если веревка мокрая, образуется устойчивое соединение, которое можно использовать и без опоры.

Все морские узлы, несмотря на характерное название категории, получили широкое распространение в повседневной жизни. Воровской, тещин и бабий – быстрая возможность перетянуть горловину мешка, удавка при умелом подходе помогает в работе с грузами и спорте. Все вариации штыков позволяют быстро зафиксировать канат на стационарной опоре. Нужно помнить, что прочность соединения зависит не только от мастерства завязывания, но и от крепости веревки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: