Нептун-23Э. Руководство по уходу и эксплуатации

Планета Нептун все факты и описание.

Лодочные моторы Нептун с 1967 года по 2008 год выпускал московский . Это подвесные двухтактные модели, обладающие:

Конструкторы завода постарались разработать моторы, превосходящие по параметрам другие отечественные силовые агрегаты для лодок. Они были неоднократно модернизированы и до сих пор пользуются спросом не только в России, но и за рубежом.

О компании

Завод Красный Октябрь появился в 1932 году на базе мастерских, которые занимались ремонтом авиационных двигателей. В годы Великой Отечественной войны предприятие эвакуировалось в Казань, где изготавливало двигатели для самолетов и торпедных катеров. В 1947 году его продукция пополнилась турбореактивными агрегатами, собранными на основе изделий Роллс-Ройса. Затем в ассортимент вошли лодочные моторы.

Сегодня завод превратился в акционерное общество и называется предприятием Чернышова. Это успешная организация, экспортирующая свое оборудование во многие страны. Ее основное направление деятельности – двигатели для истребителей, военных вертолетов и спортивных самолетов, их ремонт и сборка. В линейки лодочных моделей вошли моторы Нептун и Москва.

Модельный ряд

В линейке представлены четыре основные серии, отличающиеся только некоторыми элементами конструкции и техническими характеристиками. Это:

• Моторы Нептун 18. Это первое поколение, которое впоследствии было усовершенствовано.

• Моторы Нептун М. Они обладают усиленным редуктором, коленвалом, более высокой, чем у предшественников, мощностью.

• Моторы Нептун 23. В моделях снижен расход топлива и установлен новый гребной винт.

• Моторы Нептун 25. Они дополнены подшипником, имеют обновленные поршни.

Нептун-23

Основные характеристики

  • Двухцилиндровый двухтактный карбюраторный двигатель с водяным охлаждением российского производства (московский ).
  • Мощность двигателя при оборотах коленчатого вала примерно 5000 об./мин должна соответствовать примерно 23 л.с. при рабочем объеме цилиндров — примерно 350 см³.

Дополнительные характеристики

  • Масса — 44 кг.
  • Расход топлива — не более 8, 7 кг/ч (в качестве топлива используется смесь бензина А-76 с маслом типа М-12ТП).

Некоторые особенности двигателя

  • Зажигание контактное (МН-1 с выносными трансформаторами ТЛМ).
  • Топливный насос — унифицированный с «Вихрем» и «Приветом».
  • Трёхканальная возвратно-петлевая схема продувки цилиндров.
  • Тяга реверса — разъёмная, что позволяет легко снимать редуктор.
  • Изо всех отечественных моторов сравнимой мощности «Нептун-23» самый «тихий» за счет того, что двигатель крепится к подвеске через резиновые амортизаторы и таким образом отсутствует прямой металлический контакт двигателя с корпусом лодки, служащий проводником звука от остальных лодочных моторов.

Основные недостатки «Нептун — 23» 70-х годов

Недостатков у «Нептуна-23» семидесятых годов выпуска было немного

  • Между поддоном и дейдвудом был кольцевой зазор, через который на большой волне свечи заливались водой. Любители закрывали этот зазор специально вырезанной резиновой накладкой.
  • Латунная втулка резиновой крыльчатки помпы охлаждения имела совершенно гладкую цилиндрическую поверхность, к которой приваривалась резина. Это приводило к тому, что чрезмерно «зажатая» крыльчатка проворачивалась на втулке, что приводило к отказу системы охлаждения. Этот недостаток устранялся выполнением в крыльчатке трёх резьбовых отверстий между лопастями и дополнительным креплением резины к втулке тремя винтами.
  • Нижняя цапфа коленвала и уплотнительные манжеты были плохо защищены от воздействия смеси выхлопных газов и воды, выходящей из системы охлаждения, что постепенно приводило к проникновению воды в картер, ухудшению запуска и коррозии нижнего коренного подшипника. Особенно сказывался этот неприятный конструктивный недостаток при эксплуатации в морской воде. Для борьбы с этим явлением владельцы устанавливали в дейдвуд перегородки (аналогично конструкции «Ветерков»), либо, что сложнее, специальную втулку на резьбе, защищающую манжеты.

Покупка и обслуживание

Сегодня моторы Нептун найти в специализированных магазинах сложно. Покупать их надо с рук или на интернет-ресурсах, торгующих таким оборудованием. Перед тем, как эксплуатировать двигатель, его нужно обкатать в течение 10 часов, переключая обороты с больших на малые частоты.

Читайте также: Пароходофф: Обзоры водной техники и сопутствующих услуг. Быстроходная плавучая дача Руководство по эксплуатации прицепа дачи амфибии

Чтобы продлить срок службы двигателей, надо придерживаться таких рекомендаций. Поверхность агрегата необходимо регулярно чистить от грязи, масла и бензина. Это убережет корпус от коррозии. Через каждые 500 часов работы следует проводить полный техосмотр оборудования, промывать все детали бензином. Через каждые 25 часов эксплуатации нужно менять масло в редукторе.

Состояние топливного бака должно проверяться регулярно. При появлении в нем течи необходимо сразу его запаять после промывки емкости горячей водой. Когда процесс пайки закончится, бак обрабатывают чистым бензином. Топливо в двигатель заливают только после того, как он будет установлен на транец.

Карбюратор регулируется с помощью двух винтов, расположенных на нем. Смазка оси подвески, всех трущихся элементов конструкции меняется через каждые 100 часов работы.

Перед отправкой двигателя на длительное хранение с него сливают весь бензин и масло. Оставлять агрегат нужно в сухом закрытом помещении. Если такой возможности нет, на него надевают водонепроницаемый защитный чехол.

Уран и Нептун

Валерия Сирота «Квантик» и №10, 2017

Они похожи почти как близнецы: практически одинаковые размеры, очень близкие массы и периоды вращения, очень похожий состав, тонкие и слабые кольца… Есть и ещё одна вещь, которая их связывает — история их открытия.

Меркурий или Сатурн были известны людям с доисторических времён, в древнем Египте жрецы уже с лёгкостью предсказывали время и место их следующего появления. А вот Уран, хоть его вполне можно разглядеть невооружённым глазом в ясную ночь, никто не замечал. Из-за большого периода обращения он слишком медленно движется относительно звёзд, чтобы кто-то обратил на него внимание. Более того, со времени изобретения телескопа в 1610 году его по крайней мере 20 раз наблюдали астрономы, записывали его координаты, зарисовывали на карты — и всё равно не замечали движения. И только в 1781 году Уильям Гершель увидел «туманную звезду» и стал следить за ней, проверяя, не комета ли это. Так была впервые открыта новая планета — Уран, и скоро Пьер Симон Лаплас вычислил её орбиту, так что можно было предсказать её движение на много лет вперёд.

Уран Нептун
Масса в массах Земли 15 17
Радиус в радиусах Земли 4,0 3,9
Расстояние до Солнца 19 а. е. 30 а. е.
Период обращения вокруг Солнца 84 года 165 лет
Период вращения вокруг оси 17 часов 16 часов
Известные спутники 27 14, крупный — Тритон

Но прошло ещё полвека, и оказалось, что Уран отклоняется от этой орбиты! Адамс в Англии и Леверье во Франции независимо друг от друга предположили, что это ещё одна неизвестная планета притягивает его и «сбивает с пути». Они вычислили, где искать эту невидимку, но Адамс и вычислил не так точно, и не настаивал на своих результатах. А Леверье, который сам астрономом не был, ходил от одного наблюдателя к другому, уговаривая проверить то место на небе, которое он укажет. И в конце концов Галле, у которого была недавно нарисованная карта этого участка неба, взялся сравнить её с тем, что видно в телескоп — и в первый же час нашёл сдвинувшуюся с места «звезду». Это и был Нептун — первая планета, которую сначала предсказали теоретически и только потом нашли. Оказывается, и Нептун люди видели раньше — сам Галилей несколько раз наблюдал его в свой телескоп! — но тоже не заметили, что это планета, а не звезда.

Читайте также:
Рыбалка в Калининградской Области. Карта Рыболовных Мест

По сравнению с Юпитером и Сатурном Уран и Нептун какие-то «гиганты-маломерки». Это потому, что газа им там, вдали от Солнца, не хватило — пока они неспешно набирали массу, весь газ «расхватали» другие планеты-гиганты, а остатки разлетелись вдаль. Так что водорода и гелия на Уране и Нептуне всего процентов 10–20, что составляет 1–2 массы Земли — а не 200 или 80, как на Юпитере или Сатурне. Зато на них вполне хватило льда — похоже, тут им ещё Юпитер помог, «подбрасывая куски» из более близкой к центру и густо заполненной области. (Юпитер ведь уже тогда хулиганил и разбрасывал всё куда попало.) Причём лёд не только обычный, водяной, но и аммиачный (NH3), и метановый (CH4). Так что их иногда называют ледяными гигантами

. Но тут надо иметь в виду, что термин этот обманчив: какой уж там лёд при таком давлении и при температуре внутри планеты несколько тысяч градусов! Это не лёд, а то, во что он давно превратился со времени падения на протопланету — очень горячая и очень плотная жидкость, похожая на земную магму, только состоящая из более лёгких молекул, которая плавно — как и на «водородных» гигантах — переходит в газ по мере приближения к поверхности.

Итак, ядро этих планет (из смеси металла и камня, а не металлическое, как на Земле, и не из металлического водорода, как на Юпитере и Сатурне) составляет по разным оценкам от 0,5 до 3 масс Земли и занимает место от центра до 1/5 радиуса, атмосфера из водорода и гелия — ещё 0,5–1,5 массы Земли и ту же 1/5 радиуса, но с внешнего края; всё остальное — мантия из «льдов». Голубой цвет обеих планет объясняется, как предполагают, присутствием в верхнем слое атмосферы примеси метана, который поглощает красные и отражает синие солнечные лучи.

Задача

Если и ядро, и атмосфера имеют одинаковую массу (по одной массе Земли) и «занимают» по 1/5 радиуса, что же — у них, значит, одинаковые плотности?
Ответ

Конечно, нет! Ведь объём сферического слоя зависит не только от его толщины, но и от радиуса — например, на большой воздушный шар нужно больше резины, даже если толщина шарика одна и та же. (По той же причине, например, на большую коробку потратится больше картона, чем на маленькую коробочку из картона той же толщины.) Можно сравнить объёмы атмосферы и ядра: объём шара пропорционален его радиусу в кубе. Значит, объём ядра равен (1/5)3 = 1/125 от объёма планеты, а объём атмосферы 1 − (4/5)3 = (125 − 64)/125 ≈ 1/2 объёма планеты, примерно в 60 раз больше. Если массы равны, то плотность атмосферы во столько же раз меньше.

Уран. Снимок с «Вояджера-2», сделанный во время солнцестояния

Но между Ураном и Нептуном есть и различия. Главное — это направление вращения. В отличие от «нормально», то есть слегка наклонённого Нептуна, Уран «ходит лёжа на боку»: его ось вращения лежит почти ровно в плоскости орбиты. Поэтому практически на всей планете полгода (то есть 42 наших года!) длится полярный день и полгода — полярная ночь (почему так — см. «Квантик» № 6 и № 7 за 2016 год). От такого равномерного и постепенного прогрева и охлаждения погода на Уране очень скучная: ни штормов, ни ураганов, ни даже разноцветных полос вдоль экватора… Когда там пролетал «Вояджер-2» — единственный до сих пор космический аппарат, приближавшийся к Урану и Нептуну, — был как раз разгар полярного лета, и ему не удалось увидеть ничего интересного. Лишь весной и осенью там хоть что-то происходит: вот недавно (равноденствие как раз только что прошло) появилось яркое облачное колечко (см. фото) и хоть какие-то пятна-вихри.

Читайте также:
Какая рыба клюет в октябре и на что

Уран. Виден белый пояс облаков и яркое облачко в другом полушарии. Снимок сделан космическим телескопом «Хаббл» сразу после равноденствия

Отчего же ось Урана так наклонилась? Никто не знает. Ведь в облаке, из которого образовались планеты, всё крутилось вокруг Солнца в одну и ту же сторону — против часовой стрелки. Вот и растущие в нём комки-планеты закручивались так же. А Уран (и ещё Венера) — нет. Как всегда в таких случаях, «ищут виноватого»: может, Уран столкнулся с чем-нибудь крупным, и это — последствия соударения. Но Венера после такого удара почти перестала вращаться, а Уран крутится быстро, только не в той плоскости. Непонятно, когда он мог так покалечиться: если это случилось, когда Уран сам ещё был небольшим, то при дальнейшем наборе массы он должен был сильно замедлить вращение — ведь всё, что на него падало, вращалось не так, как он. А если это случилось поздно, когда Уран уже был большим, то какой же это гигант должен был в него врезаться?!

А ещё Уран — самая холодная планета, холоднее даже Нептуна, который на треть дальше от Солнца: температура на поверхности опускается до 50 градусов Кельвина (примерно −225°C). И в центре, как думают астрономы, она тоже ниже, чем у всех планет-гигантов: всего 5000 К. (Да, это почти как на краю Солнца — там 6000 К. Но не думайте, что это очень много — на Сатурне, например, температура внутри достигает 12 тысяч градусов.) Даже Нептун внутри горячее: он излучает в космос в 2,5 раза больше тепла, чем получает от Солнца. Откуда берётся излишек? Может, от распада радиоактивных элементов, а может, от просачивания более тяжёлых атомов гелия в водородной атмосфере вниз, поближе к ядру. (На Юпитере и Сатурне гелий уже давно «утонул», а на Уране и Нептуне — нет.) Уран же излучает ровно столько же, сколько получил, не добавляя ни на грош своей энергии.

Нептун с «Вояджера-2». Видно Большое тёмное пятно, облака вокруг него и небольшой шторм в южном полушарии

Почему так? Тоже неизвестно. Одни говорят, что опять виновато то столкновение, которое повернуло Уранову ось — из-за него и тепло растратилось, и Уран раньше срока остыл. Другие считают, что с Ураном-то всё в порядке, это Нептун слишком горячий для такого расстояния от Солнца — из-за большого спутника, Тритона, который «теребит» его приливными силами. Если так, то лишняя энергия «отбирается» у Тритона, орбита которого постепенно опускается всё ниже.

Что ещё у этих двух планет разное — это спутники. У Урана спутники, в общем-то, мелкие, все вместе они весят меньше половины одного нептуновского Тритона, не говоря уж о нашей Луне. Но всё-таки пять из них имеют сферическую форму. Почти все спутники (кроме совсем мелких булыжников вдали от планеты) вращаются в плоскости экватора Урана — значит, они, скорее всего, образовались вокруг него, и уже после «катастрофы» (а возможно, и благодаря ей — из появившегося в результате стройматериала). Все крупные спутники Урана состоят из смеси льда (водного, сухого и аммиачного) и камня — примерно поровну. Вероятно, они были раньше разогреты и «переплавились», так что камень опустился вниз, а лёд поднялся к поверхности. Посредине между тем и другим мог быть океан из воды, подогреваемый приливами, как у спутников Юпитера и Сатурна. У спутников поменьше он давно замёрз, а у Титании и Оберона — двух самых больших — мог сохраниться и по сей день. Правда, всё равно температура такой «воды» ненамного выше −100°C (!) — замёрзнуть ей мешает большое давление (сверху ведь толстый ледяной панцирь) и добавки-«незамерзайки» — аммиак и разные соли.

Спутник Урана Ариэль и его каньоны («Квантик» №9 и №10, 2017)

Спутник Урана Ариэль и его каньоны

Все пять крупных спутников ужасно исцарапаны — покрыты гигантскими глубокими каньонами длиной сотни километров, шириной до 50 км и глубиной до 5 км. Самый большой каньон на Титании тянется от её экватора почти до самого полюса (1500 км). Предполагают, что эти каньоны — огромные трещины в ледяной коре — образовались при постепенном замерзании подлёдного океана: ведь вода при замерзании не сжимается (как большинство веществ), а расширяется. Каждый новый слой льда «распирал» ледяную кору и разламывал её — это похоже на образование эскарпов Меркурия, только там кора проваливалась внутрь, а тут — выталкивалась наружу. Возможно, при этом немного воды выливалось наружу и затем заливало дно трещин.

Совсем непохожи на них спутники Нептуна. Они, правда, совсем мало изучены — но и так уже видно, что один только Тритон имеет сферическую форму. Остальные — бесформенные глыбы, хотя по крайней мере два из них могли бы, судя по массе, быть шарообразными. Очевидно, они никогда не нагревались — иначе уж точно «переплавились» бы в шарики. Непохоже, чтобы эти спутники образовались вместе с планетой — видимо, они все захвачены позже.

Тритон раза в 3–4 легче Луны, занимает 7-е место по массе среди спутников. По размерам он больше Плутона, недавно лишённого звания планеты, да и по другим параметрам похож на него. При этом он — единственный из крупных спутников, который вращается вокруг своей планеты «не в ту сторону» и по сильно наклонённой орбите. И это при том, что период обращения вокруг Нептуна — всего 6 часов, то есть орбита очень низкая! Не иначе Тритон, как и остальные нептуновы спутники, не родился в этих местах, а был захвачен. Откуда же Нептун ухитрился раздобыть такого большого вассала? Из пояса Койпера.

Читайте также:
Рейтинг из 10 лучших летних палаток для рыбалки с подробным обзором

Планет всего 8, а ещё лет десять назад говорили — 9: Плутон «разжаловали» в карликовые планеты. Дело в том, что за орбитой Нептуна обнаружили целую кучу небольших планеток, и некоторые из которых по размеру и массе очень похожи на Плутон. Чтобы не объявлять их всех планетами, пришлось придумать для них отдельную категорию — карликовые планеты

. Скопление карликовых планет и малых тел за орбитой Нептуна, на расстояниях 30–50 а. е., называется
поясом Койпера
, по аналогии с поясом астероидов. Кстати, крупнейшее тело из пояса астероидов — Цереру — тоже перевели из астероидов в разряд карликовых планет. И, как Юпитер в поясе астероидов, Нептун наводит свои порядки в поясе Койпера, возмущая и раскачивая орбиты одних планеток и стабилизируя орбиты других. Чуть ли не весь пояс Койпера находится с ним в резонансе: например, периоды обращения Нептуна и Плутона относятся как 2:3. Их орбиты почти пересекаются, но они никогда не столкнутся именно из-за резонанса.

Возвращаясь к Тритону, заметим, что Нептун уже успел «воспитать» его — вращается Тритон синхронно (всё время «смотрит» на планету одной стороной). Замечательно, что его орбита — идеальный круг. Очевидно, раньше она была вытянутой (хотя и неизвестно, насколько), и на её «выравнивание» приливными силами пришлось затратить довольно много энергии. Эта энергия, переходя в тепло, нагревала Тритон, и до сих пор на нём действуют криовулканы, которые вместо горячей магмы извергают жидкий азот. Возможно, что под поверхностью до сих пор осталась незамёрзшая жидкость (вода с аммиаком при −100°C). При этом на поверхности Тритона до того холодно (−235°C), что азот, который в земных условиях — только газ, там может даже выпадать в виде снега.

И Уран, и Нептун окружены кольцами, но кольца эти слабые и состоят из тёмных частиц — вид совсем не тот, что у Сатурна. По тому, какие они тонкие и какие широкие между ними промежутки (см. фото) похоже, что это останки совсем недавно разрушенных приливными силами маленьких спутников.

Вот и подошло к концу наше путешествие по восьми большим планетам Солнечной системы и их лунам. Но секреты и загадки Солнечной системы на этом, конечно, не кончаются…

Нептун-23Э. Руководство по уходу и эксплуатации

Подготовка к эксплуатации подвесного мотора «Нептун-23»

Подготовка к эксплуатации

Мотор должен работать тихо. Это не только щадит нервную систему окружающих, но и позволяет быстрее обнаружить и устранить его неполадки. При грамотной эксплуатации и своевременной профилактике мотор имеет настолько низкий уровень шума, что при движении на полном ходу в лодке можно беседовать, а при движении тихим ходом — слышать голоса на берегу и даже пение птиц.

Капот «Нептуна» оклейте изнутри поролоном толщиной 5—8 мм, например от подкладки капота автомобиля «Жигули». Поролон не портится от бензина и масла и хорошо приклеивается казеиновым клеем или эпоксидной смолой.

Не перегружайте двигатель гидродинамически «тяжелым» винтом: в скорости не выиграете, а шумность увеличите.

Совмещенное дистанционное управление газом и реверсом лучше изготовить самостоятельно. (В «КЯ» №80 и №88 описаны две конструкции для «Нептуна»; последняя из них легче в изготовлении и лучше.) Такое управление не только очень удобно в эксплуатации, но и во много раз увеличивает надежность и долговечность мотора. Оно не позволяет включать реверс при повышенной частоте вращения, а главное, благодаря видимому положению рукоятки дистанционного управления приучает эксплуатировать двигатель на неполном газу, что практически невозможно при управлении газом вращающейся рукояткой румпеля. При неполном открытии дросселя скорость лодки незначительно снижается, зато прекращаются выбросы смеси из карбюратора, заметно уменьшается расход топлива.

Для удаления обломков шпонки необходимо изготовить съемник (см. «КЯ» №73). Бить молотком по гребному валу ни в коем случае нельзя.

Иногда водоросли, в особенно рыболовные лески, наматываясь на гребной вал между винтом и сальником гребного вала, протирают сальник до дыр или прижимают его настолько плотно, что он прокручивается в своем гнезде. В результате этого в редуктор попадает вода. Для защиты сальника изготовьте кольцо, запрессуйте его снаружи в крышку редуктора до упора в стопорное кольцо сальника и закрепите, накернив края отверстия.

Чтобы откидывание мотора не требовало больших усилий, обычную алюминиевую дверную ручку симметричной формы установите на задней части капота, лучше всего над свечами, поперек направления движения. Затем проведите по ручке куском влажного мыла и нагрейте до почернения мыльного следа. Теперь в течение одного-двух часов ее лапки можно изогнуть по форме выпуклости капота, не опасаясь, что она сломаются.

Снимите с наконечников свечей металлические экраны. Они затрудняют запуск мотора в сырую погоду и не влияют на уровень радиопомех.

Если ваш мотор после 100—200 ч эксплуатации неустойчиво работает на малых оборотах, при этом свечи быстро покрываются черным нагаром, смените манжеты коленчатого вала. Не забудьте, что манжета (№ 59 300) имеет пружину (№ 90 003), которая продается отдельно. Манжета без пружины работает плохо.

В редуктор «Нептуна» масло удобно заливать, сняв винт и корпус подшипника гребного вала. Вал лучше не вынимать, так как легко уронить шток. Имейте в виду, что объем залитого масла должен соответствовать объему, указанному в инструкции. Избыток масла при нагревании во время работы выдавит сальник рессоры вверх, и в редукторе окажется вода.

Не забудьте смазать (лучше лнтолом) подшипник торсионного вала. Смазочное отверстие у «Нептуна» находится справа, в верхней части проставки, над отверстием для заливки масла.

Читайте также:
Летняя и зимняя платная рыбалка в «Сосенках» — правила ловли

Если манжета гребного вала исправна, но в редуктор проникает вода, то наиболее вероятной причиной является потеря герметичности манжет торсионного вала (№ 59 100, пружина № 90 037). Для надежности установите три манжеты, заполнив их полости литолом. В верхней расширенной части расточки на манжеты наденьте полиэтиленовую трубку диаметром 26 мм и высотой 28 мм. Такие размеры имеют юбочки некоторых типов полиэтиленовых бутылочных пробок.

Тщательно проверьте щупом величину зазора между контактами прерывателей. У «Нептуна» импульсы тока катушек зажигания имеют вид острых пиков; если расстояние между контактами не соответствует инструкции, момент размыкания произойдет до или после прохождения импульса тока, искра будет слабой, запуск затруднится.

Очень важно следить за подачей охлаждающей воды. Для контроля за охлаждением под одну из гаек головки блока положите биметаллическую пластинку, под соседнюю — скобу с микровыключателем. Изогните пластинку так, чтобы она при обливании кипящей водой нажимала на микровыключатель и включала лампочку, расположенную перед водителем лодки. Сигнал лампочки мощностью 3—5 Вт хорошо заметен даже при южном солнце.

Не советуем делать устройства, автоматически останавливающие двигатель при перегреве. Бывают случаи, когда необходимо заставить мотор поработать еще несколько мгновений, например, чтобы избежать остановки в опасном месте.

Ночью вам целесообразно пользоваться только кормовым огнем, который удобно поместить на задней части поддона мотора. Для простоты и надежности его можно снабдить лампочкой мощностью 1—2 Вт, напряжением 24 В и подключить без выключателя к генераторным катушкам мотора (лампочки на 12 В быстро перегорают).

Замените воздушный винт на пробке бензобака штуцером, аналогичным штуцеру для присоединения бензинового шланга на моторе. Надев на него наконечник шланга, вы загерметизируете бак и защитите наконечник шланга от загрязнения, а подключив шланг к мотору, автоматически откроете воздушное отверстие; кроме того, вы можете подключить к штуцеру на баке шланг другого бака для безостановочного многокилометрового пути.

Штуцер на пробке бензобака лучше расположить горизонтально, использовав как угольник прямоугольную проставку от пресс-масленки автомобиля.

Необходимый инструмент и запчасти лучше хранить в двух ящиках или мешочках, сшитых из легкого брезента в виде почтового конверта с клапаном, к середине которого пришита тесьма. В один мешочек положите то, что может понадобиться часто: выжимку для штифтов гребного винта, десятка два штифтов, несколько шплинтов и свечей, отвертку и свечной ключ. Этот мешочек держите близ мотора. Во втором храните прилагаемые к мотору инструменты, прерыватель, конденсатор, колпачок гребного винта, пару собачек, шпонку маховика, щуп и пилку для контактов прерывателя, комплект манжет; мелкие детали можно положить в жестяную коробочку. Этот мешочек можно убрать подальше.

Руководство по эксплуатации мотора лодочного подвесного Нептун-23 в настоящем руководстве по эксплуатации

В настоящем руководстве по эксплуатации мотора лодочного подвесного «Нептун-23» (далее мотор) даны необходимые сведения для знакомства с его конструкцией и указания по его эксплуатации.
Долговечность мотора и надежность его в эксплуатации зависят от технически грамотного ухода.
Прежде чем приступить к эксплуатации мотора, необходимо тщательно ознакомиться с данным руководством.
Работоспособность мотора может быть обеспечена только при соблюдении указанных в руководстве правил. Нельзя поручать эксплуатацию мотора лицам, не знакомым с его устройством и не изучившим настоящее руководство.
Предприятие-изготовитель не несет ответственности за неисправную работу мотора при невыполнении требований настоящего руководства.
К эксплуатации мотора допускаются лица, имеющие удостоверения на право управления маломерными судами с лодочными моторами соответствующей мощности.
Предприятием-изготовителем ведется систематическая работа по усовершенствованию конструкции выпускаемого мотора. Поэтому некоторые конструктивные изменения в руководстве могут быть не отражены.

Содержание:

Глава I. Общие сведения о моторе
1. Основные данные мотора
2. Требования безопасности
3. Меры безопасности и охраны окружающей среды при эксплуатации мотора

Глава II. Конструкция мотора
1. Двигатель
2. Верхняя часть дейдвуда
3. Стартер
4. Поддон
5. Нижняя часть дейдвуда
6. Подвеска
7. Электросистема мотора
Глава III. Эксплуатация мотора
1. Распаковка и расконсервация мотора
2. Приготовление топливной смеси
3. Установка мотора на судно
4. Запуск мотора
5. Остановка мотора
6. Приработка (обкатка) мотора
7. Эксплуатация мотора на воде
8. Снятие мотора с судна
9. Управление и правила пользования судном
10. Применение гребных винтов для мотора
11. Хранение мотора

Глава IV. Уход за мотором
1. Уход за двигателем
2. Уход за системой питания
3. Регулирование карбюратора
4. Уход за системой зажигания: Осмотр и зачистка контактов прерывателей магдино; Смазка магдино
5. Установка и регулировка зажигания
6. Уход за свечами зажигания
7. Уход за системой охлаждения
8. Уход за системой смазки. Карта смазки мотора
9. Регламентные работы: Через каждые 20—25 часов работы мотора; Через каждые 40—50 часов работы мотора; Через каждые 80—100 часов работы мотора
10. Возможные неисправности, причины и способы их устранения

Приложение 1. Перечень основных узлов и деталей мотора
Приложение 2. Перечень запасных частей и инструмента, прикладываемых к мотору

Глава I. Общие сведения о лодочном моторе Нептун-23

Мотор имеет двухцилиндровый двухтактный двигатель с водяным охлаждением. Мотор рассчитан для установки на мотосудах весом не менее 130 кг с высотой транца не более 405 мм и может эксплуатироваться в водоемах при глубине не менее 0, 8 м.
Для предохранения транца и мотора от поломок при ударе о подводные препятствия предусмотрено специальное устройство для откидывания мотора назад.
Реверсивный привод винта обеспечивает передний и задний ход судна, а также допускает работу мотора вхолостую.
Запуск мотора — ручной, с самоубирающимся тросом.
Топливный бак лодочного мотора сделан переносным с быстро-съемной крышкой и его можно поместить в любом месте судна.
Охлаждение мотора осуществляется водяной помпой.
Питание сети освещения и отличительных огней судна можно осуществлять через штепсельный разъем от проводов катушек освещения магдино.
Мотор оборудован местами крепления дистанционного управления газом и поворотом судна.
Наличие 6-точечной подвески мотора на резиновых амортизаторах обеспечивает малую вибрацию судна, легкое управление мотором.

Читайте также:
Красноперка в духовке

1. Основные данные лодочного мотора Нептун-23

Рис. 1 Габаритные и установочные размеры лодочного мотора Нептун 23

2. Требования безопасности

Лодочный мотор нептун-23 соответствует требованиям безопасности, изложенным в ГОСТ 28556-90, ТУ 1-01-0963-93 Мотор лодочный подвесной «Нептун-23», в том числе:
— уровень локальной вибрации на румпеле не превышает 109 дБ;
— уровень внешнего шума не превышает 75 дБ;
— уровень радиопомех, создаваемых двигателем, не превышает 43 дБ;
— объемная концентрация окиси углерода (СО) в отработавших газах на всех режимах работы не превышает 4,8%;
— содержание масла в бензине не превышает 2,5%.
КОНСТРУКЦИЯ ЛОДОЧНОГО МОТОРА ОБЕСПЕЧИВАЕТ:
— надежную фиксацию мотора замком подвески при запуске;
— четкую работу механизма переключения ходов реверс-редуктора;
— надежную защиту обслуживающего персонала от травмирования вращающимися деталями мотора при эксплуатации, монтаже, ремонте и техническом обслуживании;
— безотказную остановку двигателя кнопкой «стоп».

3. Меры безопасности и охраны окружающей среды при эксплуатации мотора

Эксплуатируйте мотор только с установленным капотом и кожухом маховика.
Не запускайте мотор с включенным реверсом во избежание опрокидывания водителя судна.
Следите за правильным размещением груза и пассажиров.
Не открывайте полностью дроссельную заслонку на «Холостом ходу»
Категорически запрещается запускать мотор при наличии подтеканий топливной смеси из-за неисправности карбюратора или нарушения герметичности топливной системы.
Запрещается эксплуатация мотора при появлении вспышек в карбюраторе, т.к. это может явиться причиной возникновения пожара.
При работе с горючими жидкостями (заправка бака, техническое обслуживание, слив остатков горючего и т. д.) категорически запрещается курение и применение открытого огня.
Строго выполняйте требования «Правил пользования маломерными судами» по комплектации мотолодки средствами пожаротушения: огнетушителем, кошмой, брезентом и др.
При проведении технического обслуживания (разд. 8. Уход за системой смазки) сливайте отработанное и промывочное масло только в отдельную емкость для последующей утилизации их через АЗС в установленном порядке.
По окончании срока службы необходимо утилизировать мотор через региональные организации “Вторцветмет”.

Глава II. Конструкция лодочного мотора Нептун 23
1. Двигатель
(см. рис. 7)

Двигатель мотора «Нептун-23» двухцилиндровый, двухтактный, карбюраторный с кривошипно-камерной продувкой, с впуском смеси в картер через золотниковое устройство.
Блок цилиндров (72) — отливка из алюминиевого сплава с запрессованными гильзами цилиндров.
Охлаждающая вода подводится в блок снизу по трубке (66), проходит к головке блока и выводится в полость верхней части дейдвуда (65).
Коленвал (74) составной, состоит из двух кривошипов, соединенных между собой с помощью оси. Каждый кривошип состоит из двух щек, соединенных пальцем кривошипа. В верхней части ко-ленвала имеется конус для посадки маховика (3), а в нижней части — полуось с внутренними шлицами для соединения с рессорой (63), передающей вращение на гребной винт (49).
Смазка двигателя производится маслом, которое добавляется в определенной пропорции к бензину.

2. Верхняя часть дейдвуда
(см. рис. 7)

Верхняя часть дейдвуда – составная. Три ее основные части: корпус реверс-редуктора (35), проставка (56) и верхняя часть дейдвуда (65) отлиты из алюминиевого сплава. Верхняя часть дейдвуда является соединительным элементом основных частей мотора: двигателя, подвески и привода гребного винта.
Водяная помпа – коловратного типа с резиновой крыльчаткой (59), монтируемой на рессоре. Передача крутящего момента от рессоры на помпу осуществляется с помощью штифта (57).

3. Стартер подвесного лодочного мотора Нептун 23

Рис. 2 Стартер подвесного лодочного мотора Нептун 23.

Запуск мотора производится с помощью ручного стартера. Корпус стартера (5) — литая деталь — является основой, на которой монтируются все детали стартера. На центральной оси установлен шкив-блок (4) с пусковым шнуром и ручкой.
Блок закреплен на оси пружинной шайбой и скобой (2). Под лапками скобы в гнездах блока расположены собачки (1 и 3).
Между блоком и корпусом располагается пружина, один конец которой закреплен на корпусе стартера, второй — на блоке.
Ролик (6) предохраняет пусковой шнур от истирания.
Мотор может быть запущен без стартера с помощью шнура, намотанного на верхнюю часть маховика. Под каждой опорой стартера стоят регулировочные шайбы определенной толщины, которые при снятии и установке стартера необходимо установить на свои места.

4. Поддон подвесного лодочного мотора Нептун 23
(рис. 7)

Поддон — нижняя часть облицовки двигателя — состоит из переднего поддона (14) и заднего (71), соединенных между собой 4 болтами. На нем крепится капот (76).
В заднем поддоне имеется отверстие для выхода воды, вытекающей из контрольного отверстия.
На переднем и заднем поддоне расположены узлы крепления капота. На заднем поддоне для переноса мотора имеется ручка с двумя упорами, позволяющими ставить мотор на пол в устойчивом положении.

5. Нижняя часть дейдвуда лодочного мотора Нептун 23
(рис. 7)

Гребной винт (49) приводится во вращение через реверсивный конический редуктор, понижающий обороты винта в отношении i = 15:26 к оборотам вала двигателя. Корпус реверс-редуктора (35) крепится двумя шпильками к проставке, центрируясь втулками (55). Корпус выполнен из алюминиевого сплава.
Крутящий момент от двигателя к валу редуктора (51), опорами которого являются подшипники (38 и 46), и гребному винту передается рессорой (63), коническими шестернями (39 и 40) и храповой муфтой (42), соединенной с валом шлицами. Направление вращения винта зависит от зацепления храповой муфты с одной из шестерен (39). Перемещение муфты осуществляется штоком (41), который поджимается пружиной (44) к кулачку (37). Кулачок перемещается вверх-вниз системой рычагов и тяг (62), (64), (67), (68), (16). Осевые нагрузки ведущей шестерни (40) воспринимает упорный подшипник (33), радиальное — подшипник (36). Подшипник рессоры (31) располагается ниже водяной помпы; для его смазки в проставке предусмотрено отверстие (3) (рис. 4).
Заправка маслом корпуса реверс-редуктора производится через заливочное отверстие (1), слив масла — через отверстие (2) (рис. 4).

Читайте также:
Рецепты радужной форели с фото — как приготовить в духовке или на сковороде, калорийность блюд

6. Подвеска лодочного мотора Нептун 23
(рис. 7)

Подвеска состоит из двух опор (21) — левой и правой, вертлюга (18) и оси (28), выполненных из алюминиевого сплава. Опоры соединены между собой двумя шпильками. Одна шпилька (20) служит осью поворота вертлюга.
В левой и правой опоре имеется 6 отверстий. Система 6-ти отверстий и штырь служат для установки мотора в вертикальном положении независимо от угла наклона транца судна к зеркалу воды.
На вертлюге устанавливается запорное устройство-механизм замка(27), регулирующее усилие запора.
Запорное устройство выключается проволочной тягой (25) и штампованной качалкой (19), установленной на оси-шпильке (20). На оси, крепящей запорное устройство, стоит пружина для возврата замка в рабочее положение.
Усилие, необходимое для удержания мотора в вертикальном положении, регулируется пружинами (26), которые затягивают гайками.
При наезде на подводное препятствие, если усилие встречи мотора с препятствием превышает усилие затяжки пружин, запорное устройство выключается, и мотор откидывается вверх. При запуске мотора и работе на заднем ходу, запорное устройство удерживает мотор в вертикальном положении. При необходимости поднять мотор, надо нажать на качалку (19) для выключения запорного устройства. Мотор удерживается в поднятом состоянии защелкой на правой опоре. При опускании мотора запорное устройство автоматически устанавливается в рабочее положение.

7. Электросистема подвесного лодочного мотора Нептун 23

Рис. 3 Электросистема подвесного лодочного мотора Нептун 23.

Электросистема мотора состоит из магдино с двумя выносными трансформаторами (12), двух искровых свечей зажигания (14), кнопки останова мотора (7), соединительных низковольтных и высоковольтных проводов (13 и 16), штепсельного разъема (1) и блока (2).
«Магдино МН-1» (двухискровое, маховичного типа) выполняет роль магнитного генератора тока.
Основание магдино (6) — статор — представляет собой литой алюминиевый диск, на котором смонтированы: две первичные катушки зажигания (8), две катушки освещения (3), два искрогасительных кон-денсатора(Ю) типа КМ-4 (0,17—0,25 мкф), два коромысла (4) и два основания (5) — прерыватели, два эксцентрика для регулировки зазора между контактами, смазочное устройство (войлочный фитиль для смазки кулачка ротора и соединительные низковольтные провода). За пределы основания вынесены два высоковольтных трансформатора (12), выполняющих функцию вторичной цепи зажигания магдино.
Маховик насажен на конусный хвостовик коленвала и зафиксирован на нем с помощью сегментной шпонки, прз’жинной шайбы и гайки. Вращение маховика — по часовой стрелке (если смотреть сверху). Для исключения возможных травм при обслуживании маховик закрыт кожухом.
На вашем моторе установлен блок ВБГ-ЗА. Блок ВБГ-ЗА представляет собой выпрямительное устройство, на котором расположены клеммы для соединения системы проводов магдино с проводами высоковольтных трансформаторов ТЛМ и проводами штепсельного разъема РШАГ ПР-6-1.
Гнездо (1) штепсельного разъема, расположенное на двигателе, подключено к контактам блока ВБГ-ЗА. Контакты 1, 3 служат для подключения проводов освещения мотосудна и подзарядки аккумулятора. Контакты 4, 6 — для подключения проводов кнопки останова двигателя.
Установка и регулировка зазора в прерывателях производится перемещением отверткой треугольного паза Б на прерывателях относительно прямоугольного паза на основании магдино, предварительно ослабив винт А.
Гнездо закрывается заглушкой.
Вилка штепсельного разъема прикладывается к мотору.
Пайка проводов освещения и кнопки останова производится к аналогичным клеммам.
Кнопка останова мотора (7) расположена на переднем поддоне мотора над штуцером подвода топлива. При нажатии на кнопку происходит замыкание системы зажигания на массу.

Подвесной лодочный мотор Нептун-23

Нептун 23 – российский лодочный мотор, разработанный в 1960-ых годах инженерами Московского машиностроительного комбината. Двигатель выпускался до 2008 года, и за годы производства заслужил репутацию надежного, производительного и простого в обслуживании лодочного мотора. Это универсальный двигатель, который разрабатывали с прицелом на длительное использование, и чтобы он был актуальным несколько десятилетий. Неудивительно, что данный агрегат до сих пор пользуется устойчивым спросом, но теперь уже на поддержанном рынке. Высокая производительность, низкая цена и проверенная временем двухтактная конструкция – основные достоинства Нептуна 23. Рассмотрим их подробнее в этой статье, а также обратим внимание на характеристики и отзывы потребителей об этом моторе.

Технические характеристики «Нептун 18»

В 1967 году была выпущена первая двухцилиндровая модель «Нептун 18». Рабочий объем каждого из цилиндров составляет 346 см3. Мощность мотора 18 л. с., расход топлива 440 г/л. с. ч. Вес мотора «Нептун 18» колеблется в пределах 43–44 кг.

Сразу после выпуска модели, началась работа по ее совершенствованию. Технические характеристики «Нептун 18»

Общие сведения и конструкция

Нептун 23 – классический отечественный агрегат для среднеразмерных и маломерных судов, в том числе надувных лодок и катеров. В моторе преобладают проверенные технические решения, а отсутствие сложной электроники является скорее достоинством, нежели недостатком. Удобство управления, высокая производительность, достойные показатели расхода топлива и экологичности, превосходная грузоподъемность и неплохие тяговые характеристики – все это делает Нептун 23 универсальным мотором, пригодным для любых нужд. Например, его можно использовать в коммерческой сфере, он подойдет для профессионального использования. В том числе, Нептун 23 востребован у рыбаков и охотников, а также любителей активных приключений и водных прогулок. С таким мотором можно, не опасаясь, заплывать на большие расстояния, учитывая довольно большой топливный бак.

Читайте также:
Ловля линя со льда

Главные особенности модели:

  1. Контактное зажигание с выносным трансформатором типа ТЛМ
  2. Простой в обслуживании топливный насос, который создан по аналогии с моделью «Привет»
  3. Трехканальная схема продувки цилиндров
  4. Благодаря разъемной тяге реверса удалось упростить обслуживание редуктора
  5. Низкий уровень шумов и вибраций по сравнению с другими отечественными аналогами. Эта особенность была достигнута за счет подвески с резиновыми амортизаторами, которые позволяют избежать контакта металлического корпуса двигателя с корпусом лодки. Такое простое решение обеспечило дополнительную звукоизоляцию.

В основе конструкции Нептуна-23 лежит двухтактная компоновка с карбюраторной топливной системой и жидкостным охлаждением. Согласно инструкции, двигатель можно устанавливать в плавательные средства массой от 130 кг, а также высотой транца не больше 405 мм. Агрегат используется для плавания на всех типах водоемов глубиной не меньше 0,8 метра. Чтобы защитить мотор от случайных поломок, разработчики оснастили его откидывающимся приспособлением. В гребном винте Нептуна-23 предусмотрена реверсивная система, которая дает возможность двигаться и вперед, и назад.

К мотору подключается внешний топливный резервуар повышенной емкости. Его можно разместить в различных частях лодки. Для охлаждения силовой установки предусмотрен водяной насос. Для дополнительного освещения можно использовать габаритные огни, которые надо подключить к штепсельному разъему с катушками магнето.

Обратим внимание, что в качестве опции к мотору предлагалось электронное зажигание вместо стандартного ручного. Электронный вариант обходился дороже в производстве, но имел ряд преимуществ. Такой мотор быстрее запускается, и работает без сбоев.

Лодочный мотор «Нептун 23»: характеристики

Производство «Нептун 23» было начато в 1972 году. Вес модели не изменился и составляет 44 кг, в моторе «Нептун 23» установлен гребневой винт 280/300 мм. Он обеспечивает согласование мотора с выпускаемыми лодками. Рабочий цилиндр остался прежним (346 см3), но при этом мощность была увеличена на 3 единицы (23 л. с.). По сравнению с ранними моделями, потребление топлива снизилось на 60 единиц (до 380 г/л. с. ч.). Лодочный мотор «Нептун 23»

В этой модели присутствует зажигание контактного типа с выносным трансформатором. Продувка цилиндра осуществляется за счет трехканальной возвратно-петлевой схемы. За счет крепления двигателя с помощью резиновых амортизаторов мотору обеспечивается тихая работа.

Даже такая модель имела некоторые недостатки. При волне, через кольцевой зазор, вода попадает на свечи, а зажатие крыльчатки приводит к перебоям в работе системы охлаждения.

Со временем эта модель совершенствовалась. А в 2004 году свет увидел «Нептун 25».

Характеристики

По показателю расхода топлива Нептун 23 вполне конкурентоспособен и сейчас. Удельное потребление горючего для данной модели составляет 516 г/кВт в час (380 г/л.с. в час) – около 8,5 л в час. По этим характеристикам модель близка к агрегату Вихрь 30. Мотор имеет выносной топливный бак на 20 л. Нептун 23 полностью адаптирован к российскому топливу, и это является одним из главных его плюсов. Двигатель можно использовать с бензином любой марки (начиная от Аи-76).

Двигатель

2-тактный карбюраторный мотор Нептун 23 запускается вручную. Модель оснащается генератором.

  • рабочий объем – 346 куб.см.;
  • номинальная мощность – 24 л.с.;
  • количество цилиндров – 2;
  • диаметр цилиндра – 61,75 мм;
  • степень сжатия – 6,5;
  • предельная частота вращения – 5500 об/мин.

Силовая установка имеет массу 44 кг. Размеры модели Нептун 23 нельзя назвать компактными. Тем не менее, агрегат вполне можно перенести в одиночку.
Перед эксплуатацией нового мотора следует произвести обкатку. Она выполняется в процессе выработки первых 5 топливных баков. Чтобы избежать перегрузки, в момент обкатки на судне должен находиться 1 человек.

Сам процесс проходит в несколько этапов:

1. 15 минут на холостом ходу.

2. 40-50 минут на небольших оборотах (до 40% от предельной мощности).

3. 1,5-2 часа на средних оборотах (до 60% от предельных оборотов).

4. 6 -7 часов на повышенных оборотах (70-80% от максимума). При этом предельную мощность нельзя развивать более 5 минут.

После выработки каждого бака следует проверять свечи и при необходимости осуществлять их замену. По завершению обкатки необходимо выполнить затяжку всех элементов, сломать упор ограничения предельных оборотов, прочистить контакты прерывателей, заменить смазку в редукторе гребного винта и отрегулировать обороты холостого хода.

Дополнительные характеристики

  • Масса — 44 кг.
  • Расход топлива — не более 8,7 кг/ч (в качестве топлива используется смесь бензина А-76 с маслом типа М-12ТП).

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 154
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BF%D1%82%D1%83%D0%BD_(%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80)

Некоторые особенности двигателя

  • Зажигание контактное (МН-1 с выносными трансформаторами ТЛМ).
  • Топливный насос — унифицированный с «Вихрём» и «Приветом».
  • Трёхканальная возвратно-петлевая схема продувки цилиндров.
  • Тяга реверса — разъёмная, что позволяет легко снимать редуктор.
  • Изо всех советских моторов сравнимой мощности «Нептун-23» самый «тихий» за счет того, что двигатель крепится к подвеске через резиновые амортизаторы и таким образом отсутствует прямой металлический контакт двигателя с корпусом лодки, служащий проводником звука от остальных лодочных моторов.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 567
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%9D%D0%B5%D0%BF%D1%82%D1%83%D0%BD_(%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80)

Технические характеристики «Нептун 25»

Были применены поршни с диаметром 67 мм, и за счет этого увеличен объем до 410 см3. Это положительно повлияло на разгонную динамику. Показатели расхода топлива, были выше, по сравнению с предыдущими моделями. Мощность увеличена до 25,5 л. с.

Как и некоторые более ранние модели, «Нептун 25» может использовать грузовой или скоростной гребневой винт.

Разработчики постарались снизить риск биение вала путем внедрения дополнительного подшипника. Система охлаждения осуществляется с помощью проточной воды, это повысило стойкость к перегреву даже при высокой загруженности.

Для поддержания спроса, мотор регулярно подвергался модернизации.

Технические характеристики «Нептун 25»

Читайте также:
Воблер Smith Jib 90F — поверхностный убийца щуки. Воблер-мечта!

Отзывы владельцев

  • Владимир, Мариуполь. Двигатель 1995 года выпуска, все еще работает. Не зря говорят – раньше делали на века. Нептун прост в обслуживании, мощный и удобный в пользовании, но весьма прожорливый. Частота поломок непредсказуема, но все технические проблемы можно решить самостоятельно. Самые слабые места – сальники и подшипники. Еще надо регулярно проверять коленвал и прокладку под крышкой головки. В этом моторе подшипники – игольчатого типа, на шатунах. Они быстро разваливаются по причине обедненной смеси, то есть масляного голодания. Раньше заливал 92-й бензин, теперь стал заправлять 95-м – он более качественный, и это чувствуется по работе мотора.
  • Борис, Нижегородская область. Владею двигателем Нептун 23, который по соотношению цена-качество я считаю одним из лучших. Даже не сегодняшний день этот советский мотор демонстрирует хорошую динамику, быстрый разгон и тяговитость даже под максимальной загрузкой. С четырьмя пассажирами и 100-кг грузом можно стабильно ехать на 20 км/час. При этом двигатель будет сильно нагреваться, но не заглохнет – проверено временем. Запчасти недорогие, можно обслуживать самому. Двигатель потребляет до 10 литров в час. Заправляюсь бензином АИ-76.

Обкатка

Лодочные моторы необходимо обкатывать сразу после покупки. Причем это касается как новых, так и поддержанных экземпляров. В нашем случае мотор доступен только в поддержанном состоянии. Он уже проходил обкатку, но еще одна такая процедура точно не помешает. Цель обкатки заключается в адаптации деталей к окружающей среде. В данном случае двигатель должен работать во всем диапазоне обороты. Дело в том, что в ходе этой процедуры надо обеспечить переменную нагрузку – это наиболее благоприятные условия для обкатки деталей. Перед обкаткой надо как следует подготовиться, учитывая тот факт, что на выполнение процедуры уходит 10 часов.

Итак, перед обкаткой надо обязательно проверить состояние подвижных частей, а также уделить особое внимание системе охлаждения. Охлаждение играет главенствующую роль в поддержании работоспособности мотора в случае его перегрузки. Охлаждение не дает мотору перегреваться в течение определенного времени. В жидкостной системе предусмотрено специальное отверстие, из которого выходит вода в виде струи (как из фонтана). По наличию этого признака можно убедиться, что система исправна.

От места проведения обкатки также зависит правильность выполнения всех этапов процедуры. Это может быть любой открытый водоем, включая реки, озера, моря, океаны и т. д. Подойдет даже ручей, но с глубиной не меньше 80 см. В естественных условиях обкатывать мотор гораздо лучшее, эффективнее и безопаснее, нежели в тесной бочке. А бочка подойдет разве что для короткой проверки на работоспособность – например, перед покупкой изделия. В нашем случае важна полноценная 10-часовая обкатка. И здесь не столь важно, в каком мотор состоянии – поддержанном или новом.

Не исключено, что после заправки топлива с маслом двигатель будет чадить. Выхлоп с большим количеством дыма – обычное явление, связанное с наличием масла в топливе. Со временем это явление пройдет. Для двухтактных моторов топливную смесь готовят заранее, путем смешивания двух ингредиентов (бензин и масло) в пропорции 40:1.

Моторные и трансмиссионные жидкости необходимо заливать при вертикально установленном двигателе. Все жидкости должны иметь обозначение TCW-3 – это специальное масло для лодочных моторов.

Приступаем к обкатке

  1. Сначала надо проверить мотор на холостом ходу, как следует прогреть его в течение часа
  2. Через некоторое время можно отчаливать от берега. Приступаем к обкатке с низких оборотов, которые постепенно увеличивают вплоть до красной зоны
  3. Обратим внимание, что мотор должен достичь 80-90% совей мощности только через 8-9 часов. Разгон должен быть плавны и поэтапным. Например, идеальным вариантом будет, если увеличивать тягу каждый час на 5-10 процентов. Работа в режиме 100% допускается в течение 20-30 минут, дальше возможен перегрев
  4. Важно не только увеличивать, но и периодически опускать обороты, чтобы адаптировать мотор к переменным нагрузкам. На такой переменной скорости двигаемся до завершения обкатки
  5. В конце процедуры выключаем зажигание, предварительно остудив Нептун-23 на холостом ходу. Выполняем технический осмотр и завершаем обкатку.

Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 12245
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

Нептун 23Э

Друг приобретает такой мотор.
Вроде бы в хорошем состоянии.
Один у нас дома, искатал пол бака,
Другие в Туле и МСК.
Посоветуйте, что смотреть при покупке, на что обратить внимание, как модернизировать?
Или с кем пообщаться по этому мотору.

Поделиться22013-01-28 15:34:47

  • Автор: MaxO
  • КочевникЪ
  • Откуда: ɐʚʞɔоw
  • Зарегистрирован : 2011-09-07
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 769
  • Уважение: [+75/-0]
  • Позитив: [+34/-0]
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 51 [1970-04-30]
  • Провел на форуме:
    29 дней 0 часов
  • Последний визит:
    2022-01-29 12:11:53

http://s3.uploads.ru/t/wtxh7.jpg

мотор ураган лет 10 мы его мучали на этом комплекте для покатушек выходного дня- водные лыжи доски, он вполне стабильно заводился, сьедал в день по 4-5 шпонок, и даже один раз его довезли до Астрахани. там он на второй день напрочь отказался заводится напустив дымовую завесу синего цвета а потоми вовсе затих
ещё один такой же честно отработал два дня и даже дошел до раскатов, прежде чем у него заклинил редуктор, но разве это может остановить настоящего начинающего водномоторника.
нет и ещё раз нет!! Михаил, Ваш выход!!

Поделиться32013-01-28 15:37:47

  • Автор: Savage
  • Отсутствует МОЗГ
  • Откуда: Ленинград
  • Зарегистрирован : 2010-10-01
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 9379
  • Уважение: [+400/-25]
  • Позитив: [+702/-2]
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 48 [1973-05-25]
  • Провел на форуме:
    5 месяцев 16 дней
  • Последний визит:
    Вчера 22:58:59
Читайте также:
Летняя и зимняя платная рыбалка в «Сосенках» — правила ловли

Тоже в своё время(2001г) хотел взять новый,но подвернулась бу Я30.
Хорошо,что не взял этот ураган.

Поделиться42013-01-28 15:54:14

  • Автор: Jeen_Green
  • Сектант
  • Откуда: Воронеж
  • Зарегистрирован : 2010-08-29
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 860
  • Уважение: [+27/-0]
  • Позитив: [+127/-0]
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 45 [1976-09-24]
  • Провел на форуме:
    16 дней 15 часов
  • Последний визит:
    2021-10-15 05:44:03

Тоже в своё время(2001г) хотел взять новый,но подвернулась бу Я30.
Хорошо,что не взял этот ураган.

Нету в продаже не дорогих иномоторов.

Поделиться52013-01-28 16:23:19

  • Автор: Ан-32
  • Участник
  • Откуда: Воронеж
  • Зарегистрирован : 2012-01-01
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 232
  • Уважение: [+8/-0]
  • Позитив: [+0/-1]
  • Пол: Мужской
  • Провел на форуме:
    4 дня 18 часов
  • Последний визит:
    2022-01-31 07:52:56

Крайне не советую его брать. Отечественные моторы будут работать нормально (относительно) лишь пока новые. Лучше кредит небольшой взять.

Поделиться62013-01-28 16:43:57

  • Автор: Ан-32
  • Участник
  • Откуда: Воронеж
  • Зарегистрирован : 2012-01-01
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 232
  • Уважение: [+8/-0]
  • Позитив: [+0/-1]
  • Пол: Мужской
  • Провел на форуме:
    4 дня 18 часов
  • Последний визит:
    2022-01-31 07:52:56

Пусть лучше китайца за 50000 возьмет нового 15 л.с.

Поделиться72013-01-28 17:09:12

  • Автор: 52
  • Участник
  • Откуда: Нижний Новгород
  • Зарегистрирован : 2010-09-28
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 97
  • Уважение: [+2/-0]
  • Позитив: [+2/-1]
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 47 [1974-11-27]
  • Провел на форуме:
    10 дней 3 часа
  • Последний визит:
    2021-06-26 17:25:00

Из опыта общения с б/у “вихрем” сделал вывод : уехать можно далеко, а вернуться не всегда (после 15км на буксире приобрел Сузу ).

Отредактировано 52 (2013-01-28 17:10:51)

Поделиться82013-01-28 17:45:38

  • Автор: 0075
  • Модератор
  • Откуда: Выборг
  • Зарегистрирован : 2010-08-12
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 7250
  • Уважение: [+304/-3]
  • Позитив: [+785/-4]
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 64 [1957-11-13]
  • Провел на форуме:
    5 месяцев 6 дней
  • Последний визит:
    Сегодня 08:39:22

У меня было три Нептуна-23 советских годов постройки.Гигантское уважение к этому мотору.Однако,если не было опыта возни с советской техинкой,не было бензопил Дружба,мопедов Карпаты,снегоходов Буран и ведер Москвич,то мотор лучше не брать.Он конструктивно настроен на ремонт.Ремонтировать его легко и просто,в отличие от любого другого мотора,но ремонтировать скорее всего придется.Просто так опыт нарабатывается.Шоночное крепление винта-это плюс,сохраняющий редуктор,рессору и коленвал,но само по себе слегка муторно.А замена шпонки из латуни на гвоздь шестерку через некоторое время не даст снять винт без танцев.

При покупке
-Первоначальный осмотр,выявление трещин и т.п. подобных дефектов корпуса.Если редуктор не поцарапан-корпус скорее всего нормальный.
-Заводка мотора в бочке.Если работает-нечего и лазить в свечные отверстия или маховик раскачивать
-На работающем моторе и снятом винте проверить включение скоростей.Должны все отрабатывать,а вал должен вращаться соответственно

Если мотор завести не получится,можно при снятых свечах проверить компрессию на холодном,протягивая пусковой шнур,а свечи закорачивая на корпус,но это уже не совсем то.Давление на палец должно быть одинаково с верхнего и нижнего горшка.Покачать маховик взявшись двумя руками,-еслии хоть немного ходит вверх-вниз или из стороны в сторону-мотор не брать.Вал редуктора может иметь легкое осевое продольное смещение,поперечное недопустимо.

У мотора нет ограничителя оборотов.поэтому особое внимание надо обратить на подбор винтов,лучше просто не ставить ничего кроме синего,но и на нем вдвоем или одному нельзя давать полный газ на 380к.Можно просто ограничить для начала открытие заслонки карбюратора,или поставить тахометр.
Перед началом сезона заменить масло в редукторе и смазку подшипника там же,все написано в книге,поставить новые свечи и откатать первую канистру на обкаточной смеси.Протянуть на моторе всё,что тянется и переходить к нормальной эксплуатации.И так каждый раз.Кнопкой тормозить мотор неудобно,а тормозить иногда надо надежно,нет у него ограничителя,может коленвал вылететь из-за перекрута при срезе шпонки.Штатную кнопку на моторе лучше заменить тумблером,но об этом надо помнить,по пьяни разок минут пять дергал при выключенном зажигании.А так мотор отличный,напиши Витале Wital в личку,он на таком ходит,может ещё чего добавить.Китай не брать однозначно,если будет бу яма или суза по приемлемой цене-стоит поднакопить.

Инструкции оборудования Neptun

В этом разделе размещены все инструкции на оборудование Neptun (Россия) на русском языке. Документы можно загрузить в формате pdf или открыть прямо на сайте.

Каталог Neptun 2017 – Гофрированные трубы из нержавеющей стали и соединительные фитинги IWS 2017 | Язык: RU | pdf 4.43 Mb

Датчики контроля протечки воды Neptun серии SW 003 без платы. Инструкция по монтажу и эксплуатации. Язык: RU | pdf 167.66 Kb

Датчики – извещатели Neptun серии SSW 001 предназначены для своевременного обнаружения протечек воды в системах водоснабжения и отопления и сообщении об аварии звуковыми сигналами. Инструкция по монтажу и эксплуатации. Язык: RU | pdf 326.71 Kb

Датчики контроля протечки воды Neptun серии SW 005 для фиксации протечки воды и передачи аварийного сигнала на модули управления Neptun. Паспорт. Инструкция по монтажу и эксплуатации. Язык: RU | pdf 77.13 Kb

Датчики контроля протечки воды Neptun серии SW 007 для фиксации протечки воды и передачи аварийного сигнала на модули управления Neptun. Паспорт. Инструкция по монтажу и эксплуатации. Язык: RU | pdf 460.12 Kb

Датчики-извещатели контроля протечки воды Neptun серии SSW001 для своевременного обнаружения протечек воды в системах водоснабжения и отопления и сообщении об аварии звуковыми сигналами. Паспорт. Инструкция по монтажу и эксплуатации. Язык: RU | pdf 462.98 Kb

Каталог Neptun 2020 – Системы контроля протечки воды Язык: RU | pdf 31.93 Mb

Контроллеры Neptun серии СКПВ220В – мини 2N предназначены для обработки сигналов от датчиков протечки воды и выдачи управляющего сигнала на исполнительное устройство. Обеспечивают световое и звуковое оповещение об аварии. Инструкция по монтажу и эксплуатации. Язык: RU | pdf 195.84 Kb

Модули управления Neptun серии Neptun Base для обработки сигнала от датчиков контроля протечки воды. Инструкция по монтажу и эксплуатации. Язык: RU | pdf 500.12 Kb

Модули управления Neptun серии Neptun ProW для обработки сигнала от датчиков контроля протечки воды. Инструкция по монтажу и эксплуатации. Язык: RU | pdf 682.74 Kb

Модули управления Neptun ProW+ WiFi предназначены для обработки сигналов от проводных и беспроводных датчиков контроля протечки воды и выдачи управляющего сигнала на исполнительное устройство (кран шаровой с электроприводом).При возникновении протечки, модуль управления включает звуковую и световую сигнализацию,са так же формирует сигнал управления для внешних исполнительных устройств. Инструкция по монтажу и эксплуатации. Язык: RU | pdf 296.72 Kb

Модуль управления NEPTUN ProW+ WiFi. Презентация. Язык: RU | pdf 1.03 Mb

Радиодатчики контроля протечки воды Neptun серии RSW+ для фиксации протечки воды и передачи аварийного сигнала на модули управления Neptun. Паспорт. Инструкция по монтажу и эксплуатации. Язык: RU | pdf 116.72 Kb

Радиореле Neptun серии RR для выдачи сигнала типа «сухой контакт» на дополнительные внешние устройства (сирена, модуль GSM оповещения, охранные системы и т.д.). Паспорт. Инструкция по монтажу и эксплуатации. Язык: RU | pdf 218.07 Kb

Система контроля протечки воды Neptun Base предназначена для своевременного обнаружения и локализации протечек воды в системах водоснабжения и отопления. Система заблокирует подачу воды до устранения причин протечки и проинформирует о возникшей аварии звуковым и световым сигналами. Инструкция по монтажу и эксплуатации. Язык: RU | pdf 1.94 Mb

Система контроля протечки воды Neptun Base предназначена для своевременного обнаружения и локализации протечек воды в системах водоснабжения и отопления. Система заблокирует подачу воды до устранения причин протечки и проинформирует о возникшей аварии звуковым и световым сигналами. Паспорт. Язык: RU | pdf 659.03 Kb

Система контроля протечки воды Neptun ProW/ ProW+ предназначена для своевременного обнаружения и локализации протечек воды в системах водоснабжения и отопления. Система заблокирует подачу воды до устранения причин протечки и проинформирует о возникшей аварии звуковым и световым сигналами. Инструкция по монтажу и эксплуатации. Язык: RU | pdf 539.73 Kb

Система контроля протечки воды Neptun Smart/ Smart+ предназначена для своевременного обнаружения и локализации протечек воды в системах водоснабжения и отопления. Система заблокирует подачу воды до устранения причин протечки и проинформирует о возникшей аварии звуковым и световым сигналами, а также отсылкой PUSH-уведомления на смартфон пользователя. Инструкция по эксплуатации. Язык: RU | pdf 7.10 Mb

Система контроля протечки воды Neptun с шаровыми кранами серии НС предназначена для своевременного обнаружения и локализации протечек воды в системах водоснабжения и отопления. Система заблокирует подачу воды до устранения причин протечки и проинформирует о возникшей аварии звуковым и световым сигналами. Инструкция по монтажу и эксплуатации. Язык: RU | pdf 3.71 Mb

Система контроля протечки воды Neptun Mini предназначена для своевременного обнаружения и локализации протечек воды в системах водоснабжения и отопления. Инструкция по монтажу и эксплуатации. Язык: RU | pdf 290.29 Kb

Система контроля протечки воды Neptun XP с модулем управления Neptun XP предназначена для своевременного обнаружения и локализации протечек воды в системах водоснабжения и отопления. Система заблокирует подачу воды до устранения причин протечки и проинформирует о возникшей аварии звуковым и световым сигналами. Инструкция по монтажу и эксплуатации. Язык: RU | pdf 3.56 Mb

Система контроля протечки воды Neptun РЭА.00043.01 П(ИМ) предназначена для своевременного обнаружения и локализации протечек воды в системах водоснабжения и отопления. Система заблокирует подачу воды до устранения причин протечки и проинформирует о возникшей аварии звуковым и световым сигналами. Инструкция по монтажу и эксплуатации. Язык: RU | pdf 1.92 Mb

Система контроля протечки воды Neptun на радиоканале серии Neptun ХР, Neptun ХР – PB. Инструкция по монтажу и эксплуатации. Язык: RU | pdf 714.32 Kb

Блоки подключения кранов Neptun серии PROW предназначены для увеличения числа подключаемых шаровых кранов к контроллеру Neptun ProW. Инструкция по монтажу и эксплуатации. Язык: RU | pdf 165.01 Kb

Блоки расширения проводных датчиков Neptun серии ProW предназначены для увеличения числа подключаемых датчиков к блоку управления Neptun ProW. Инструкция по монтажу и эксплуатации. Язык: RU | pdf 125.15 Kb

Двухходовые и трехходовые шаровые краны Neptun серии De Pala ISO с электроприводом. Инструкция по эксплуатации. Язык: RU | pdf 117.30 Kb

Двухходовые полнопроходные шаровые краны Neptun серии De Pala M6A2СN, M6B2СN с электроприводом. Инструкция по эксплуатации. Язык: RU | pdf 101.11 Kb

Двухходовые полнопроходные шаровые краны Neptun серии JW 5000 с электроприводом. Инструкция по эксплуатации. Язык: RU | pdf 170.75 Kb

Шаровые краны Neptun серии Profi с электроприводом используются в системах контроля протечки воды, системах обогрева, фанкойлах, тепловых насосах или установках с автоматически регулируемой подачей холодной и горячей воды и т. п. Паспорт и инструкция пользователя. Язык: RU | pdf 588.59 Kb

Шаровые краны Neptun серии НС с электроприводом для открытия / закрытия подачи воды под управлением контроллера в системах водоснабжения и отопления. Инструкция по монтажу и эксплуатации. Язык: RU | pdf 1.35 Mb

Каталог Neptun 2017 – Гофрированные трубы из нержавеющей стали и соединительные фитинги IWS 2017 | Язык: RU | pdf 4.43 Mb

Водяные теплые полы Neptun IWS – Рекомендации по монтажу водяного теплого пола Язык: RU | pdf 3.06 Mb

Каталог Neptun – Водяные теплые полы IWS на основе гофрированной трубы из нержавеющей стали IWS. Каталог комплектующих. Язык: RU | pdf 8.89 Mb

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: