Техника хождения под парусом. Основные маневры. Влияние приливов

Техника хождения под парусом. Основные маневры. Влияние приливов

Плавание под парусом. Ветер, волнение и течения.

Приливы и приливные потоки

Приливы и приливные потоки

В предыдущей главе мы познакомились с некоторыми особенностями течений. Хотя ситуации были очень сильно упрощены, в большинстве случаев путем сочетания нескольких простых примеров можно получить по крайней мере приблизительное представление о том, что происходит на большинстве водных просторов, где имеются течения.

Все рассмотренные примеры справедливы независимо от того, вызвано ли течение приливными силами или стоком реки. Во всех этих примерах показаны направление и интенсивность потока воды, движущейся с постоянной скоростью. Но, прежде чем перейти к дальнейшему изложению, следует указать, что между приливными потоками и течением реки имеется существенная разница: скорость течения в бесприливной реке достаточно долго остается примерно неизменной (если не преобладают исключительные обстоятельства), а скорость и генеральное направление приливного потока все время изменяются. Поэтому при плавании в приливных водах надо учитывать измененные скорости и направления течения.

Приливы на земном шаре бывают разные и зависят от относительного влияния центробежной силы Земли, силы тяготения Солнца и Луны. Приливы бывают полусуточные, суточные и смешанные.

Полусуточные приливы. Как следует из названия, эти приливы наблюдаются дважды в сутки. Между приливами имеется довольно постоянный промежуток времени (примерно 12 часов), соседние полные воды тесно связаны с квадратурными и сизигийными колебаниями прилива в зависимости от фаз Луны. Полусуточные приливы наблюдаются на большей части восточного побережья Северной Америки и всем побережье Англии.

Суточные приливы. В некоторых местах бывает только одна заметная полная и малая вода в сутки, вторая полная и малая вода немного больше, чем высота прилива при смене вод. Объяснение этого явления выходит за рамки настоящей книги, отметим только, что оно связано со склонением Солнца и Луны. Суточные приливы наиболее часто наблюдаются в тропиках, например на Филиппинах.

Смешанные приливы. Наконец, имеются приливы, которые сочетают черты каждого из двух названных типов. Они имеют два приливных цикла в сутки, но между высотами последовательных полных или малых вод может быть большая разница. Тихоокеанское побережье Северной Америки и большая часть побережья Австралии подвержены влиянию смешанных приливов.

Полусуточный приливный цикл

Наиболее распространенный вид приливов — полусуточный, поэтому я остановлюсь на нем; однако последующие выводы будут во многом применимы и для двух других типов прилива.

Примерно каждые 24 часа наблюдаются две полные и, соответственно, две малые воды. Временной интервал между последовательными полными водами составляет не 12 часов, а 12 часов 26 минут, поэтому полная вода в каждый последующий день наступает на 52 минуты позже, чем в предыдущий.

За полной водой, когда прилив наибольший, следует отлив, продолжающийся 6 часов. После отлива наступает малая вода, которая является наинизшей точкой приливного цикла. За малой водой следует прилив, который также продолжается около 6 часов; уровень постепенно повышается, и наконец снова наступает полная вода. В полную и малую воду уровни могут оставаться неизменными в течение различного времени, обычно постоянного для данного места. Это время известно как «стояние прилива».

Около времени стояния прилива, как в полную, так и в малую воду, приливное течение отсутствует. Это состояние называется сменой течений, или сменой вод.

Скорость приливных потоков

Рассмотрим приливный цикл с момента полной воды. Когда наступает отлив, вначале вода уходит очень медленно, но постепенно течение набирает силу и примерно посредине между полной и малой водой достигает наибольшей скорости.

После достижения максимальной скорости поток постепенно замедляется и примерно во время стояния малой воды останавливается. Затем поток разворачивается и начинается прилив: течение идет в противоположном направлении, вначале медленно (как при отливе), с наибольшей скоростью — посредине между малой и полной водой и потом опять медленнее, пока не наступает положение покоя при полной воде. Схематически это явление изображено на рисунке.

Стрелками показана сила течения в разные периоды приливного цикла.

Достаточно точную оценку скорости потока на любой стадии приливного цикла можно получить по простой формуле 1: 2: 3: 2: 1, максимальной скорости и временному интервалу после последней смены течений. Полагая, что интервал между полной и малой водой составляет 6 часов (что не всегда имеет место), и принимая максимальную скорость потока в 3 узла (что для нашего примера самое простое), по нижеприведенной таблице можно достаточно точно предсказать скорость приливного (или отливного) течения. Разумеется, аналогичная таблица может быть применена и для приливного потока.

Эту же формулу можно использовать и для оценки скорости потока, когда интервал между полной и малой водой переменный или не составляет 6 часов. В этом случае время, для которого в таблице дана скорость, не соответствует интервалам в один час и будет больше или меньше.

Формулой 1: 2: 3: 2: 1 можно пользоваться независимо от величины максимальной скорости течения. Например, если прилив мчится с бешеной скоростью, достигающей 6 узлов (что крайне маловероятно), то нижняя строчка в таблице читается следующим образом: 0, 2, 4, 6, 4, 2, 0. Если максимальная скорость приливного течения умеренная и составляет, скажем, всего 3/4 узла, то нижняя строчка будет выглядеть так: 0, 1/4, 1/2, 3/4, 1/2, 1/4, 0.

Зная период, за который как прилив, так и отлив достигают максимальной скорости (которая, естественно, не будет одинаковой), легко составить таблицу скоростей потока для приливного цикла данного района.

Сама по себе таблица скоростей течений не дает какого-либо значительного преимущества. Однако очень важно знать, когда происходит смена прилива, когда вода убегает при отливе и когда наступает при приливе. Другими словами, нужно знать, движется вода или нет, а если движется, то каково генеральное направление этого движения. Путешествие будет нелегким, если заранее не позаботиться об информации о времени наступления полной и малой воды.

Яхтсмену следует помнить также, что чем больше скорость генерального приливного потока, тем четче различия в скорости
приливных течений вдоль берега, над банками и у других характерных форм рельефа. Следовательно, характеристики этих течений (то есть скорость и направление) в середине отлива и в середине прилива более важны, чем в другие периоды приливного цикла, хотя и в этом случае о них не следует забывать.

Читайте также:
Воблеры Sprut: отзывы, рейтинги и обзоры с описаниями от рыбаков
Полная вода Малая вода
Ежечасное состояние прилива 1 2 3 4 5
Скорость приливного течения (узлы) 1 2 3 2 1

Сизигийные и квадратурные приливы

Известно, что приливы вызываются силами притяжения Луны и Солнца. При полнолунии и новолунии—примерно каждые две недели — силы притяжения Солнца и Луны действуют вдоль одной и той же линии, в эти моменты наблюдаются наивысшие приливы. Примерно в первую и четвертую четверти Луны силы притяжения Солнца и Луны действуют под прямым углом друг к другу, в это время отмечаются наинизшие приливы. Большие приливы называются сизигийными, а малые — квадратурными.

Само собой разумеется, что в сизигию приливные течения быстрее, чем в квадратуру, так как движением охвачен больший объем воды. По этой причине в сизигию необходимо уделять больше внимания тактике плавания на течении.

Различия в уровне

То, что приливные течения образуются из-за разницы уровней воды при подъеме и падении прилива, — очевидный и всем известный факт. Однако не столь широко известно, что высота прилива в различных местах существенно колеблется. Если между двумя пунктами, расположенными достаточно близко друг от друга, имеются различия в уровне, то приливное течение вызывается потоком, стремящимся установить один и тот же уровень. Например, сизигийный подъем уровня у входа в устье составляет только 2, 5 метра, а в порту, находящемся всего в 50 милях, подъем может быть в два раза больше. Поэтому точное представление о местных условиях имеет огромнейшее значение.

Разница уровней вдоль побережья вызывает сильные приливные потоки, но многие из них настолько сложны, что до сих пор не получили объяснения, поэтому не пытайтесь изучить их самостоятельно, полагайтесь на данные, которые можно получить у специалистов.

Обычно направление приливного потока у берега изменяется немного раньше, чем в середине приливного устья реки.

Типичная картина течений около момента полной воды.

Довольно часто на одном и том же участке приливное и отливное течения одновременно направлены в противоположные стороны, а между ними находится полоса спокойной воды. Этот случай схематически показан на рисунке.

Обычно чем выше по реке, тем позже поворачивает прилив. Например, в устье прилив может повернуть на 10 минут раньше, чем в 5—б милях вверх по течению. Эта разница будет изменяться от места к месту и может составить час или более для пунктов, расположенных всего в 25—30 милях друг от друга.

В коротких эстуариях эти различия могут быть менее выражены, но важно помнить, что публикуемое время полных и малых вод обычно относится ко входу в гавань или реку. Если вы участвуете в соревнованиях, которые проводятся выше устья реки, надо учитывать, что изменение прилива наступит немного позже, чем указано в опубликованных таблицах приливов. Это также показано на рисунке.

Использование приливных таблиц

Детальные приливные таблицы для большинства портов имеются у соответствующих представителей портовых властей. В Англии наиболее удобными и компактными приливными таблицами являются таблицы, в которых указаны время наступления и высоты полной воды в Дувре на каждый день года, и «Список постоянных прилива в Дувре». Приливные постоянные дают разность времени наступления полной воды в Дувре и некотором пункте. Разность времени необходимо добавить или вычесть, что показано стоящим перед временем знаком «плюс» ( + ) или «минус» (—). В таблицах всегда используется среднее время по Гринвичу, для перехода к британскому летнему времени надо добавить один час *.

* Для перехода к московскому декретному времени надо добавить три часа. (Прим перев)

Для примера определим состояние прилива в 11 часов 14 июня 1974 г., в момент начала соревнований в Лоустофте. Вначале посмотрим время полной воды в Дувре: 14. 39. Для перехода к британскому летнему времени добавим один час, имеем 15. 39. Теперь найдем постоянную для Лоустофта, она равна —1, 44; вычтем эту величину из времени полной воды в Дувре, получаем: 15. 39— 1. 44=13. 55, или 1 час 55 минут после полудня. Таким образом, в этот день полная вода наступит через 2 часа 55 минут после старта, назначенного на 11 часов; в момент старта скорость течения будет почти максимальной.

Иногда в таблицах даются высоты прилива в Дувре, это помогает представить, какой наступит прилив — сизигийный или квадратурный. Если в Дувре большие сизигийные приливы, то они, конечно, наблюдаются и вокруг всего побережья Британских островов, при этом приливные потоки будут быстрее, чем в квадратуру.

Дувр взят в качестве примера, но сказанное справедливо для всего Мирового океана. Американцы ведут отсчет от Нью-Йорка (Санди Хук), Сан-Франциско или одного из других портов. В Австралии берутся Сидней, порт Аделаида или какой-нибудь наиболее подходящий для этой цели пункт **.

** В СССР приливные течения заметны только в некоторых северных и восточных морях По климатическим условиям в наших приливных морях парусный спорт наиболее развит в Японском море, где за порт-сравнение можно взять Владивосток. (Прим. Перев.)

Ветер и барометрические эффекты

Ветер и даже атмосферное давление могут влиять на высоту приливов и, следовательно, на силу приливных течений. Сильный ветер, дующий против слабого приливного потока, может уменьшить его почти до нуля, но даже самый сильный шторм не может погасить течение, идущее против ветра со скоростью 2 узла и более. Обычно при западных штормах вокруг Британских островов, особенно на южном и западном побережьях, наблюдаются приливы выше обычных. Северо-восточные штормы заставляют приливное течение продвигаться вверх по устьям рек, ориентированным на восток, и вызывают в таких реках необычно высокие приливы. В некоторых местах влияние ветра на прилив очень существенно. Например, в Вильгельмсхафене западные и восточные штормы могут изменить уровень по сравнению с обычным приливом или отливом почти на 3 метра. На высоту прилива влияют сильные ветры, дующие на некотором расстоянии от пункта наблюдений; это явление иногда можно использовать для прогноза погоды.

Читайте также:
Ловля леща с борта лодки: описание рыбы, особенности конструкции бортовых удочек и оснастки

При ветре против приливного потока время поворота прилива наступает раньше, и, соответственно, если ветер дует в одном направлении с приливным потоком, то поворот прилива происходит позже.

В равноденствие, в конце марта и сентября, как правило, наблюдаются необычно высокие приливы. Для этого времени года характерны сильные штормы, которые также воздействуют на прилив. Высокое атмосферное давление может уменьшить высоту прилива, а низкое — увеличить.

Влияние морских приливов на яхтинг. Введение.

морской прилив

Прежде чем изучать причины возникновения морских приливов и углубляться в дебри расчетов высоты и скорости приливных течений, давайте убедимся в том, что это нам для яхтинга действительно нужно знать и уметь. Если вы не собираетесь никогда покидать гостеприимное побережье Турции или живописные греческие острова, можете смело пропустить эту серию статей о морских приливах. Вполне вероятно, что в вашем сертификате шкипера будет отметка non-tidal (кроме приливной зоны). Но честное слово, нельзя себя так обворовывать. Мир велик и многообразен, и большинство мест Мирового океана — это как раз приливные зоны.

Что нас ждет в яхтинге за пределами не приливной зоны? Множество различных ситуаций. Давайте сейчас с ними познакомимся.

Проявления приливных волн морских приливов.

Представим себе, что мы заходим в живописную бухту и планируем там якорную стоянку. Эхолот и карты говорят нам о благоприятных глубинах. Но можем ли мы расположиться здесь на ночь?! Вполне вероятно, если мы вошли во время морского прилива, то мы проснемся от того, что вода ушла и лодка валится на борт. Или возможен более щадящий вариант развития событий. Наша лодка на плаву, а вот выход из бухты закрыт обнажившимися рифами.

Другой случай яхтинга: у нас на пути мост или провода линии электропередачи. Не удивляйтесь! Это вполне жизненные ситуации, встречающиеся при входах в реки или в проходах между островами. Мы знаем высоту, обозначенную на карте, и высоту нашей мачты. А вот сможем ли мы тут пройти? Это будет зависеть от высоты морского прилива.

И наконец, самая распространенная ситуация влияния морских приливов на яхтинг. Вы подходите к заветной марине, а войти туда нельзя — слишком низкая вода. В приливных зонах марины оборудуются шлюзами или специальными барьерами, которые проходимы для судов только по высокой воде. Когда вода уходит, барьер задерживает достаточное количество воды, чтобы в марине можно было спокойно стоять, пришвартовавшись к стенке или пирсу, но ни войти, ни выйти из марины нельзя .

морской прилив

И, конечно, еще одна засада, связанная с уровнем воды… Достигнув цели и надежно пришвартовавшись к причалу, вы рискуете повиснуть на швартовых .

Но это не весь букет сюрпризов морских приливов для яхтинга в приливных зонах!

Морской прилив — это не только изменение уровня воды, это еще и сильные течения. Если где-то вода за считанные часы поднимается или опускается на несколько метров, это, конечно, приводит к образованию приливных волн и течений. Когда на пути приливной волны встречаются препятствия, узкие (по морским меркам) проходы между островами, в этих местах приливная волна вздыбливается и разгоняется.

Самое сильное течение морских приливов на земле — это Сальстраумен (норв. Saltstraumen), течение приливной волны в Северной Норвегии, происходит в проливе длиной 3 км и шириной 150 м, связывающем Сальтен-фьорд и Шерстад-фьорд с морем. Около 400 миллионов кубических метров воды протекают в одном цикле на скорости, доходящей до 20 узлов. Вода при этом образует водовороты диаметром до 12 метров и 4-5 метров в глубину. Это грандиозное природное явление морского прилива повторяется примерно каждые 6 часов. Два раза в сутки поток несет огромные волны в одну сторону и два в другую. Поэтому туристы могут наблюдать за разбушевавшейся стихией несколько раз в день. Лучшее место для этого — мост над стремниной.

приливные волны

Любоваться этим хорошо, а вот пройти по проливу на пике течения морского прилива практически невозможно. Поэтому, если хотите пройти по этому проливу, правильно выберите время. Ошибка реально может стоить жизни! Если попробуете подняться против такого течения — не велика беда: вас просто выбросит из пролива приливной волной. А вот если вас подхватит попутное течение морского прилива, преодолеть эти водовороты на яхте шансов нет.

В других местах приливной зоны Мирового океана ситуация не столь драматичная, но зачастую при скорости яхты 5-7 узлов можно оказаться перед запертыми приливными воротами, то есть скорости может просто не хватить для преодоления приливной волны, и вы не продвинетесь вперед, пока не сменится течение морского прилива. Занятно наблюдать, как у острова Alderney (Ла-Манш) яхта при благоприятном ветре под спинакером стоит на месте часами.

Длина приливных волн морских приливов.

Мы привыкли, говоря о волнах, иметь в виду волны, поднимаемые ветром, но, кроме них, существуют и другие, в частности очень длинные волны — это приливные волны и цунами.

В первую очередь надо отметить, что в открытом океане о приливных волнах и цунами можно не задумываться: уровень моря меняется незначительно, и, когда даже эхолот не видит дна, это ни на что не влияет. Известно, что японские рыбаки, возвращаясь с рыбалки, обнаруживали свои деревни в заливах разрушенными и считали, что волны возникают в заливах. Отсюда и пошло название цунами (в переводе с японского — это волна в заливе). Так и в Таиланде дайверы, которые были в открытом море во время катастрофического цунами, узнали о трагедии, только вернувшись на берег.

Самые длинные волны на Земле — это приливные волны. Длина этих приливных волн равна половине длины окружности земного шара. Они не только длинные, но бывают и очень высокими. У берегов высота волны морских приливов просто поражает воображение. В Атлантическом океане в заливе Fundy (США и Канада) морской прилив достигает высоты 16-17 метров. Это самый большой показатель высоты волны морского прилива на всем земном шаре. На европейском континенте самые высокие морские приливы (до 13.5 метров) наблюдаются в Нормандии у города St Malo. Согласитесь, с такими силами нужно считаться… Победить их нельзя, но знания и умения могут сделать их безопасными или даже полезными в яхтинге.

Читайте также:
Обзор катера «Волга»: что нужно знать

На этом вступление в серию статей по приливной навигации закончим. А в следующей статье разберем причины возникновения морских приливов.

Как парусники ходят против ветра?

Как парусники ходят против ветра? Популярная механика, Морское дело, Яхта, Длиннопост

Строго против ветра под парусом ходить невозможно. Однако если ветер дует спереди, но чуть под углом, яхта вполне может двигаться. В таких случаях говорят, что судно идет острым курсом.

Как парусники ходят против ветра? Популярная механика, Морское дело, Яхта, Длиннопост

Тяга паруса образуется благодаря двум факторам. Во‑первых, ветер просто давит на паруса. Во‑вторых, косые паруса, установленные на большинстве современных яхт, при обтекании воздухом работают, как крыло самолета, и создают «подъемную силу», только направлена она не вверх, а вперед. Из-за особенностей аэродинамики воздух с выпуклой стороны паруса движется быстрее, чем с вогнутой, и давление с внешней стороны паруса меньше, чем с внутренней.

Как парусники ходят против ветра? Популярная механика, Морское дело, Яхта, Длиннопост

Полная сила, создаваемая парусом, направлена перпендикулярно полотну. По правилу сложения векторов в ней можно выделить силу дрейфа (красная стрелка) и силу тяги (зеленая стрелка).

Как парусники ходят против ветра? Популярная механика, Морское дело, Яхта, Длиннопост

На острых курсах сила дрейфа велика, но ей противостоит форма корпуса, киль и руль: яхта не может идти боком из-за сопротивления воды. Зато вперед она охотно скользит даже при небольшой силе тяги.

Как парусники ходят против ветра? Популярная механика, Морское дело, Яхта, Длиннопост

Чтобы идти строго против ветра, яхта лавирует: поворачивается к ветру то одним, то другим бортом, продвигаясь вперед отрезками - галсами. Насколько длинными должны быть галсы и под каким углом к ветру идти - важные вопросы шкиперской тактики.

Как парусники ходят против ветра? Популярная механика, Морское дело, Яхта, Длиннопост

Выделяют пять основных курсов судна относительно ветра. Благодаря Петру I в России укоренилась голландская морская терминология.

Как парусники ходят против ветра? Популярная механика, Морское дело, Яхта, Длиннопост

Левентик - ветер дует прямо в нос судна. Таким курсом под парусом ходить нельзя, зато поворот к ветру используют, чтобы остановить яхту.

Бейдевинд - тот самый острый курс. Когда идешь бейдевиндом, ветер дует в лицо, поэтому кажется, что яхта развивает очень большую скорость. На самом деле это ощущение обманчиво.

Галфвинд - ветер дует перпендикулярно направлению движения.

Бакштаг - ветер дует с кормы и с борта. Это самый быстрый курс. Быстрые гоночные суда, идущие бакштагом, способны разогнаться до скорости, превышающей скорость ветра, за счет подъемной силы паруса.

Фордевинд - тот самый попутный ветер, дующий с кормы. Вопреки ожиданиям, не самый быстрый курс: здесь подъемная сила паруса не используется, и теоретический предел скорости не превышает скорости ветра. Опытный шкипер умеет предугадывать невидимые воздушные течения так же, как пилот самолета - восходящие и нисходящие потоки.

Просёк эту фишку, когда играл в Sid meier’s pirates.
Там всегда бесило, что на запад можно нестись с ветерком (ибо ветер на запад дул), а как надо из крайней левой точки на карте попасть в крайнюю правую – так и приходилось лавировать как раз так, как указано в посте.

Иллюстрация к комментарию

Иллюстрация к комментарию

В тему. Самый быстрый парусник в мире – тримаран Hydroptere, который развил скорость 61 узел (113 км/ч). На воде это трындец как быстро, тем более на паруснике

Иллюстрация к комментарию

Господи, господи, годнота в ленте. У меня аж сердце быстро забилось. Теперь так редко интересные посты появляются. Спасибо тебе, дружище.

Годнота-то какая подъехала

Ну вот, только зря рабов покупал на вёсла в трюм, чтобы против ветра гребли. Где же ты раньше был?

А еще бывает вмордувинд.

Помнится в каком-то советском научпоп журнале конкурсные работы школьников печатали что придумывают в качестве космолета без расхода массы. Ну и был там один вариант с полетом на звездном ветре в том числе в сторону звезды испускающей этот ветер. И киль в космосе не приделаешь

В детстве занимался парусным спортом, ходил на Кадете, потом на Луче, это было самое прекрасное время, так как зависил только от себя и перешел в итоге на 470. Сложно было всем экипажем собраться, со временем забил. эх ностальгия.

Вот с этим парнем я в 10 лет отлично разобрался, как ходить под парусом)

Иллюстрация к комментарию

строго против ветра ходить можно, так делал Жак Иф Кусто на яхте Алкиона на турбопарусах. Также можно поставить конструкцию, которая по принципу ветряка перерабатывает энергию ветра в электричество и передает на электродвигатель, тогда направление ветра вообще непринципиально, лишь бы он был.

Иллюстрация к комментарию

В классической советской настолке “Пираты” против ветра можно ходить медленным зигзагом.

Иллюстрация к комментарию

Как писают против ветра.

Иллюстрация к комментарию

Недавно Watch Dogs 2 на платину добивал. В задании с парусниками минут пять голову ломал, как это все устроено.

Кстати, на удивление правдоподобно реализовано (особенно это понимаешь после прочтения поста).

Иллюстрация к комментарию

Иллюстрация к комментарию

К вопросу в какую сторону развевается флаг на паруснике

Иллюстрация к комментарию

про кливер расскажи.читал, что при определенном ветре парусники ходили только за счет кливера, здесь какой “фокус”?

Вот и выросло поколение, которое не читало «Занимательную физику»…

Во, мля, магия. Недавно, когда спать лег (ну, в это время всякая куйня в голову лезет) подумал парусных судах и как они двигаются, если ветер “в харю”. Теперь знаю, спасибо).

Совсем недавно узнал, что в мультике про волка “Ну, погоди” нас обманывали. Там есть серия, где волк дует на парус и лодка плывет вперед. По дискавери была передача, на лодку крепили вентилятор и включали его – лодка стоит на месте, никуда она не плывет.

Иллюстрация к комментарию

Лет в 13 в клуб юных моряков как пришел, так лет до 20 там ошивался, на Ял4 и Ял6 ходили каждое лето, не яхта конечно, но тоже штука серьезная неубиваемая и непотопляемая.

А я не понял (я инженер). Не хватает векторов реакции киля и силы трения. Нарисовали три стрелки и говорят что все всё поняли.

Читайте также:
Прогноз клева рыбы в волгограде

Спасибо! Пересекала как-то Атлантику на небольшой парусной лодке, в составе парусной регаты. Незабываемые впечатления! Вот тогда я поняла, что такое шкиперская тактика, это точно

Офигенный пост! Спасибо!

Всю жизнь кстати думал об этом, как ходят парусники, если ветер сбоку , но не знал, что даже почти спереди, хотя что то “галсом” слышал, спасибо СССР и “Приключния капитана Врунгеля”

Ебать, это полезная инфа, надо сохранить.

Спасибо за статью!

Все же остался вопрос, каким именно образом возникает подъемная сила при движении Бакштагом?

И почему она не образуется при движении Галфвиндом?

Я в детстве тоже ходил в яхт-клуб. Сначала “Финн”, потом “Летучий Голландец”. На “Торнадо” чуть погонялся – для меня слишком были в то время острые ощущения. Яхт-клуб “Дружба” КаТЗ, Тольятти. “Оптимист” и “Кадет” как-то стороной меня обошли.

А детей валом занималось в яхт-клубе. сейчас этого практиццки нет.

Одни толстопузы и тостосумы и стайки сосалок при них.

И да, ещё один курс забыл ТС – “Оверкиль”, бгг

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали

про бейдевинд и бахштаг и скорость не всегда правильно то что написано

Это что, прикол? Вчера в гугле набирал вопрос: как парусники ходят против ветра. Почитал, понял сегодня открываю пикабу а тут. кстатм тут нагляднее. Спасибо.

Ненавижу блять с самого детства фордевинд. Сидишь, свесив жопу с кармы, и все равно нос черпает воду, для меня это было страшно раньше, кажется, что яхта вот-вот черпанёт так сильно, но уйдешь на дно. Или ебучий бейдевинд, когда дует так, что никакое откренивание не помогает, просто переворачиваешься и всё. Я бы мог вспомнить сколько раз получил гиком по лбу, но это, пожалуй, неисчислимое количество ._.

Ну, вообще-то, логично что с косым парусом яхта в бакштаг будет быстрее.

Я эти все фишки узнал, когда в детстве книги про пиратов читал. Как галсами ходить и т.д. а по сути интересная эта тема. Но, непрактичная, на данный момент

Капитану соседнего судна: “ПРАВЫЙ ГАЛС!”
Своим: “НА АБОРДАЖ!”

И пожелание на удачу:“ЯКОРЬ ИМ В ЗАДНИЦУ!”

Левентик есть не курс, но положение относительно ветра. Говорят: стать в левентик. Так-то!

Я вот задумался права iyt получить. Школ в рф много, но куда податься? У самого кат надувной, но документов нет толком.

В этом посте прекрасно все: заголовок, содержание, комментарии

Как тогда самолёты летают вверх тормашками?

@PapaSilver, здравствуйте! Вы опубликовали материал, автор которого я (и текст, и рисунки), без моего согласия и ссылки на источник: https://in2minutes.ru/kak-parusniki-hodjat-protiv-vetra/ Там, откуда вы взяли материал (popmech.ru), мое авторство четко обозначено. Я в принципе не против перепостов. Давайте поговорим об условиях цитирования.

Все с таким умным видом комментируют, один я, что ли, нихера не понял?

Интересено, большие суда 17 века тоже могли ходить против ветра? И вообще с какого времени массово появились подобные парусники?

Прямо вспомнились лекции по аэродинамике и гидравлике, точнее “истории из жизни” лектора, Тимошина Леонида Ивановича – всегда пояснял суть, когда формулы принимали бесчеловечный характер. Все сильно сложнее, но для понимания – самое оно. Буду ссылку кидать недавним студентам – пусть освежат немного понимание процессов)

Иллюстрация к комментарию

Я бы добавил, что и прямые паруса используют при хождении галсами, бейдевинде и багштаге )

Возможно, в сочетании и с косыми там какой-то смысл..

Большие корабли так ходят, барки, например .

Бейдевинд это конечно хорошо, но когда на завершающей петле идешь первым, фордевинд придает величественности моменту, как велосипедисты которые финишируют не держась за руль, главное чтобы конкуренты не перекрывали ветер.

Эх, встрепенули постом, иду через месяц на Майорку на 46 Дюфуре, осталось в одну каюту еще желающих найти и команда готова.

Теперь я начал понимать, как плавать в Корсарах

Прочитала все комментарии. Вот всех вспомнили: и Христофора Бонифатьича, и Кусто, и игрушки. А про капитана Блада забыли!!
Он там тоже в крутом бейдевинде разворачивался и палил из пушек по испанцам!

Случайно фордевинд “медленнее” бакштага не из-за формы парусов? В смысле для прямых парусов та же самая история?

как гонять на кайте по волнам я освоил не сразу. а когда освоил тогда доперло как яхты при боковом ветре движутся прямо.

Я тут в Assassin’s creed black flag как раз играю и тоже вопросом этим задалась.

И зазвенит бакштаг как первая струна.

Этим летом на свой ДР повезло сходить под парусом на лодке (помогла группа ВК Парусиновый Город), как здорово, когда швертбот под свежий ветер потащило против течения . Днём теоретический урок, потом вечером практика с инструктором, лепота ! Вечером ужин, есть в лагере баня. Знаю, рекламировать плохо, но там так классно .

Иллюстрация к комментарию

Просто к слову. Крыло самолёта создает тягу совсем не благодаря своей форме. Самолеты могли использовать обыкновенный лист но такая конструкция была бы не прочной. А если тольщину листа увеличит то сильно увеличится сопротивление. Поэтому форма крыла это нечто оптимальное между прочным и не создающим много сопротивления. Поэтому самолеты могут летать вверх ногами. Надо только нос держать выше

«Быстрые гоночные суда, идущие бакштагом, способны разогнаться до скорости, превышающей скорость ветра, за счет подъемной силы паруса.»

Т.е. кпд больше единицы? В чём подвох?

быстрее скорости ветра на тяге ветра? что за бред. то есть ветер сам движется со скоростью х, а ты типа с парусом, гонимый этим ветром, еще быстрее? на парус спереди тогда давление должно быть больше чем оттуда, откуда дует ветер. рили бред же

Вот и я говорю жене можно,а она козлина дочке 6 месяцев,нам по 43 года.Против ветра?Только осторожно.

“при обтекании воздухом работают, как крыло самолета, и создают «подъемную силу»”

Это миф, крыло самолёта так не работает.

Честно говоря, задолбал миф о том, что якобы подъемная сила создается благодаря разнице скоростей потока “над” и “под” крылом. Тут как в случае курицы и яйца – разность давлений и скоростей потоков это взаимосвязанные вещи. А подъемная сила возникает по совсем другим причинам. Инженеры, поддержите)

Читайте также:
Что такое кастинговый спиннинг

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Серьёзно полезная инфа. А то моя яхта и мои паруса давно покрылись паутиной. С этим нужно как то бороться.

Bugatti сделала яхту в стиле гиперкара Chiron

Bugatti сделала яхту в стиле гиперкара Chiron Bugatti, Яхта, Элита, Непонятно, Популярная механика, Длиннопост

Bugatti сделала яхту в стиле гиперкара Chiron Bugatti, Яхта, Элита, Непонятно, Популярная механика, Длиннопост

Что может быть ещё роскошнее и дороже, чем сверхскоростные гиперкары? Конечно же, яхты! Для тех, кто не хочет расставаться с любимой маркой даже на воде, компания Bugatti сконструировала шикарную 20-метровую моторную лодку Niniette 66. Число в названии обозначает длину яхты в футах, что, конечно, в несколько раз больше, чем габаритная длина автомобиля Chiron.

В отличие от гиперкара с его уникальным двигателем W16, Niniette 66 оборудована «всего лишь» мотором V8 производства MAN, который развивает 1200 лошадиных сил, и двумя водомётами шведской компании MJP. Яхта развивает максимальную скорость 44 узла (80 км/ч) и без проблем может эксплуатироваться на мелководье. Разумеется, дизайн обтекаемого двухцветного кузова перекликается с Chiron.

Bugatti сделала яхту в стиле гиперкара Chiron Bugatti, Яхта, Элита, Непонятно, Популярная механика, Длиннопост

Для отделки интерьера Niniette 66, как можно было ожидать, щедро использовали кожу, алюминий, карбон, дерево и мрамор (да-да), а в качестве штурвала взяли настоящее рулевое колесо от Bugatti. Для обитателей яхты есть бар с шампанским, джакузи, роскошные каюты и отдельная гостевая зона с чашей для костра. На гиперкар такое не установишь ни за какие деньги!

Bugatti сделала яхту в стиле гиперкара Chiron Bugatti, Яхта, Элита, Непонятно, Популярная механика, Длиннопост

Сколько стоит Niniette 66? Компании не сообщают её стоимость, но, очевидно, там очень много нулей. С другой стороны, если у вас уже есть Chiron и вы вдруг захотели для полного счастья прикупить себе подходящую яхту, её стоимость вряд ли имеет значение.

Теоретические основы хождения под парусом

Я вот решил в следующем (2015) году, приобрести первое парусное судно.

Ну а пока идет осень-зима. решил поизучать теорию.

Практика в симуляторе

На этом же форуме, нашел тему про симуляторы, и поставил для ознакомления себе Virtual Sailor 7

запустил. и впринципе понял, что это как раз то, что мне нужно для начала, выглядит оно примерно так: (картинка из инета)

virtualsailor-big1.jpg

Там есть как раз такая яхточка, с двумя парусами (я еще могу путать термины, могу ошибиться) грот и стаксель

(ну и спиннакер есть, но я его там включал только чтобы понять куда ветер дует, ведь у меня не будет такого)

Поразбирался в управлении. выплыл из порта на моторе.

ну думаю, а теперь за дело ! и поставил паруса.

И вот тут я понял, что понимания, как правильно распологать паруса поветру совершенно нету ! и что лодочка моя совсем не едет. ну ладно.. не ехала еще оптому, что ветер в симуляторе стоял мелкий. добавил

В целом от первого запуска я понял, что это вполне нормальный инструмент, для понимания основ постановки паруса к ветру, и я планирую еще там попрактиковаться за зиму, но нужно побольше теории.

Мои планы на лодку и место плавания

Я планирую приобрести швертбот «Чиж-2», уже есть человек, кто продает, в моем же городе, уже откладываю с з/п, к весне как раз накоплю (доходы такие. подобный класс для меня планка пока)

Путешествовать планриую по местной реке, ширина в среднем 1.5 км.

Точка отправки – дача.

к берегу подходить надо вплотную и он мелкий, поэтому обязательно шверт.

Уже освоенный материал

Пока вот в инете нашел нормальное описание основных элементов тут:

Плюс на картинке, с этого сайта, есть подсказка по постановке парусов:

Но полноты картины это не дает.

Еще тут на форуме всего по немногу полистал, но прямых тем про какието такие азы не видел.

Да и с виду тут уже все матерые яхтсмены )))

Какой совет необходим

Вообще, хотелось бы понять пару основ, чтобы в симуляторе у меня получилось воспроизвести правильное движение (тобишь ехать туда, куда я хочу, а не куда меня несет природа)

Для начала конечно же просто по ветру, тобишь в углах от фордвинд до галфвинд.

Также в симуляторе даже заметил, что сложно понять, откуда дует ветер (ну там вообще сложность в том, что на тебя ничего не дует)

хотя там есть компас с ветром, но неудобно его постоянно включать и матчу еще двигать. и возник закономерный вопрос:

Как определить направление ветра на воде ?

Впринципе на схемах (как на картинке выше) примерно понятно, как надо ставить парус. но когда я оказался в симуляторе, я вроде и помнил примерно. но воспроизвести не выходило нормально

плюс еще добавился руль, которого на картинах то особо нету.

Вот может кто подскажет, с чего начать можно сидя на берегу.

Или у кого то ссылочки есть интересные, а лучше схемки какието.

А может кто любит творить, и сам сумеет схемку нарисовать ) хотя тут еще и надо быть чуточку художником.

Ну в целом, какие советы по “виртуальному” обучению ?)

Сообщение отредактировал Lojka: 24 сентября 2014 – 08:10

#2 al_pet

Рулевой 2-го класса

Приветствую участников форума.

..

Ну в целом, какие советы по “виртуальному” обучению ?)

Сходить в местный яхт-клуб и записаться на курсы яхтенных рулевых, за зиму как раз освоите теорию.

#3 Lojka

Сходить в местный яхт-клуб и записаться на курсы яхтенных рулевых, за зиму как раз освоите теорию.

Нет, вариант не тот, что мне нужен.

вопервых – обучение стоит в районе 50% от моего судна. вы бы потянули 50% от своего судна на такое ?)))

во вторых – там с практикой на море гдето, тоже отдельных денег стоит.

я же говорю, у меня чиж-2 это и так предел бюджета

и я вполне хорошой усваиваю принципы работы всяких вещей, основы можно понять и так

так что определенно – пока только чтение и баловство в симуляторе

Читайте также:
Рыба «Щука амурская» фото и описание

ну и ктомуже, курсы как я понимаю, для тех, кто в море хочет ходить.

а у меня то так. баловство 5 км и назад

Сообщение отредактировал Lojka: 24 сентября 2014 – 15:05

#4 Робинзон Крузо

а у меня то так. баловство 5 км и назад

Можно и в ста метрах от берега не разойтись. Хорошо бы сначала с кем-нибудь походить для опыта. Есть же другие паруса на вашем водоёме?

#5 bs37

Прикрепленные изображения

#6 Lojka

Можно и в ста метрах от берега не разойтись. Хорошо бы сначала с кем-нибудь походить для опыта. Есть же другие паруса на вашем водоёме?

именно в моем месте. нету )))

чуть дальше по реке есть даже яхтклубы, а со своего берега вообще 1 раз в 5 лет парус видно

ага, вот кстати направление ветра там я не знал.

щас пойду еще попробую чтонибудь сообразить )

ну а как на реке ветер определять, базовые принципы ?

хотя я думаю тут все более менее логично.

Сообщение отредактировал Lojka: 24 сентября 2014 – 17:13

#7 Deloni

Рулевой 1-го класса

Ветер легко определяется ощущениями на морде лица “колдунчиками” – полосками легкой ткани, привязанными к вантам в местах, удобных для обозрения.

По “теоретическим основам управления парусом” написана масса книг от Бонда и Дедекама до Леонтьева и даже Перегудова. Базовые принципы управления парусной лодкой не очень сложны и вполне доступны освоению “по книжкам” пытливым умом. Но лучше вписаться в команду к опытному капитану хотя бы на несколько выходов для прививания правильных навыков.

PS. Все эти книги и многие другие есть в интернете, ищите.

Сообщение отредактировал Deloni: 24 сентября 2014 – 18:06

#8 asket_

Как определить направление ветра на воде ?

погуглите истинный и вымпельный ветер, для определения направления ветра по поводу колдунчиков уже вам сказали, а вообще сильно себе голову теорией и всякими стимуляторами не забивайте, изучите из теории для начала основные маневры – повороты относительно ветра, отход, подход, и т.д.

а вообще конечно прежде всего самое главное это безопасность плавания, проверьте рундуки на герметичность, обязательно спасжилет, ремни откренивания поставьте, если их нет

Сообщение отредактировал asket_: 24 сентября 2014 – 18:03

#9 GStager

Первая – получше, вторая – попроще.

#10 al_pet

Рулевой 2-го класса

Нет, вариант не тот, что мне нужен.

вопервых – обучение стоит в районе 50% от моего судна. вы бы потянули 50% от своего судна на такое ?)))

во вторых – там с практикой на море гдето, тоже отдельных денег стоит.

я же говорю, у меня чиж-2 это и так предел бюджета

и я вполне хорошой усваиваю принципы работы всяких вещей, основы можно понять и так

так что определенно – пока только чтение и баловство в симуляторе

ну и ктомуже, курсы как я понимаю, для тех, кто в море хочет ходить.

а у меня то так. баловство 5 км и назад

по симулятору не научитесь, это как учится летать, т.е. симулятор может быть полезен, когда есть теория и практика, какая-никакая, с нуля – не выйдет. Можно конечно по литературе, данной Gstager-ом, но на курсах толковее объяснят, не думаю, что у вас в Перми курсы рулевых стоят дороже 5..8 т.р. не пожалейте этих денег, там не только про управление там и про ППВВП будут говорить, которые вы обязаны знать и соблюдать.

#11 RomBar

На реке как правило ветер выравнивается вдоль берегов. То есть бывает низовой (против течения) либо верховой (по течению) – по ряби (волнам) поймете сразу. Можете на топ мачты флюгерок (т.н. Виндекс) пришпандорить, помогает сильно. Как паруса настраивать тоже почувствуете – на маленьком швертботе разница заметна сразу. О безопасности уже написали – это конечно главное, позаботьтесь об этом в первую очередь.

#12 lop

Теоретические основы хождения под парусом изложены в книжках-учебниках. Некоторые приведены тут. На симуляторе можно научится ходить под парусом виртуально. Чтобы научится ходить реально, нужна реальная лодка, иначе никак. Направление ветра на воде определяется примерно так же, как и на суше. Только проще, на воде ветер ровнее дует и реже меняет направление. Вы сколько знаете способов определения направления ветра на суше? Вот, теперь можете тренировать этот навык всякий раз, когда находитесь на открытом воздухе. Доведёте до автоматизма – на воде не нужно будет задумываться.

#13 сухопутный чайник

Вот тоже размышляю насчет учебы в яхтенной школе.

– если сразу после школы не плавать, то мозг же имеет свойство забывать неиспользуемые навыки, особенно названия всяких веревочек и как из вязать.

– и с практикой: одно дело – учебная яхта, а мало ли что я себе потом куплю, вдруг гафельную шхуну

В общем (по аналогии с автошколой) может легче права купить (а то и просто на принтере распечатать ), а практику все-равно уже только на собственной шкуре яхте изучать?

#14 Борис Дмитриевич

капитан маломерного дивана

Чиж2-хороший выбор лодки. Попросите владельца о тестдрайве, увидите и поймете что куда и зачем.
Скачайте и посмотрите эту книжку. Она не напугает объёмом, но даст азы,которых возможно, будет достаточно.
Зы: и главное не общайтесь с парусятниками! Они Вас плохому научат.

Сообщение отредактировал newbob: 25 сентября 2014 – 05:13

#15 Xenos WIGHT

Отец русской демократии

.
Скачайте и посмотрите эту книжку. Она не напугает объёмом, но даст азы,которых возможно, будет достаточно.

.

Фамилия автора из тех, которые с первого раза невозможно прочитать правильно

#16 Борис Дмитриевич

капитан маломерного дивана

Зато запоминается с первого раза, хоть и не правильно.
Моя настольная книга, наряду с Капиталом и Похождениями Ходжи Насреддина

Сообщение отредактировал newbob: 25 сентября 2014 – 05:50

#17 IgorVPonomarev

Кто такой скр я теперь знаю, а что такое йыги?

#18 Lojka

Спасибо тем, кто советует школы, порой даже конкретные, но это точно не мой вариант.

Читайте также:
Нахлыст, как способ ловли, подводные камни для начинающего.

даже 5к за подобное для меня перебор, ведь у меня малюсенькая лодочка, где всего два паруса

следовательно элементов управления у меня становится 3 штуки

и я уверен, это еще тот объем, который мне вполне доступен для самостоятельного познания.

Дальше порасписываю разные свои мысли. думаю запутанно получилось. ну да ладно. пока пишу сам хоть по полочкам чуть раскладываю полученную инфу.

вполне допускаю, что какието моменты понял не так, как надо.

Вот вчера чуть более понятно стало, наткнулся на ютубе на один ролик, ну и плюс тут подсказали русские наименования ” погуглите истинный и вымпельный ветер, “

смотрел в англ.терминологии

Понял примерно следующее:

” Лодочный ветер ” (boat wind)- который образуется из-за движения лодки. Впринципе всегда имеет направление с носа лодки. (чтобы было понятнее – если мы будем в безветренную погоду бежать с. воздушным змеем, то он будет двигаться в толще молекул воздуха и эффект такойже, как если он стоит на месте а вдоль него дует ветер)

ветер в данном случае = движение молекул воздуха относительно объекта

вообще термин ветер в данном случае, может кого то запутать, ведь, как я понимаю это не именно движение воздуха, а движение объекта относительно воздуха.

” настоящий ветер ” (true wind) – ну собственно натуральный, настоящий ветер, который дует.

Ну и из этих двух векторов получаем реальное направление движение воздуха – вот это уже и будет как я понимаю. видимо вымпельный ветер (русские термины не читал пока)

ну вообщем именно образующий ветер нам более всего важен.

В случае, если лодка едет “по ветру” (фордвинд), то лодочный ветер компенсируется настоящим, и получается надо ориентировать только на настоящий.

Из этого я пока сделал вывод, что пока мы идем по ветру – надо ориентировать только на настоящий ветер, а если угол становится близко к 90 градусам (галфвинд) ну или побольше даже

то надо уже прикидывать угол, который лежит между носом лодки (лодочный ветер) и настоящим ветром

Тоесть: зависимость положения парусов относительно настоящего ветра – разная при разных углах хода (относительно Н.ветра) ну хотя это и так логично. что разная

Механика работы парусов

далее слишком много написано и все может быть напутано, не советую читать, только если совсем нечего делать.

Данный вопрос тоже чуть изучил (тоже восновном на англ.), он оказался посложнее.

полного понимания картины еще не пришло, но уже близко

меня немного путает всетаки, что если мы идем прямо по ветру – то парус вроде как должен работать только как парашут (и ветер тупо толкает нас за парус)

Но вот много где пишут, что основная механика работы парусов – в разнице давлений на разных плоскостях паруса, и тут все сложнее.

Из механики понял, если кратко, следующее:

Под воздействием ветра, парус изгибается

и ход воздуха вдоль сторон паруса получается как по кривой. с выпуклой стороны воздуху приходится проходить большую дистанцию (кривая в виде горба)

а с внутренней стороны, ветер может проходить почти по прямой (короче)

и там, где ветер идет быстрее, давление получается меньше, чем с другой стороны

и эта сила вроде как и толкает парус в бок

тоесть, даже если ветер дует не как в парашут, а парралельно гику – парус получает давление в бок (в сторону изогнутой стороны)

а чтобы сама яхта в бок не заваливалась – у нас под водой есть киль, который компенсирует силу, которая идет в бок яхты и пытается ее опрокинуть.

компенсируя эту боковую силу, у нас от парусов остается какойто вектор тяги, который направлен в сторону носа (ведь паруса у нас не вдоль корпуса, а всегда чуть повернуты вперед)

получается выпуклая сторона если смотрит на 45 градусов от носа, то ее можно представть как 2 вектора, один в бок и один в сторону носа

боковой вектор компенсируется килем, остается вектор который идет прямо.

Исходя из таких знаний следует, что паруса должны иметь максимальное движение частиц воздуха паралельно гику

тоесть реальный поток частиц воздуха (я буду называть это вымпельным ветром, хотя могу ошибаться) должен идти вдоль (парралельно) парусов (гика)

но поидее это только в случае, если мы идем не полностью по ветру

я конечно ощущаю, что гдето тут есть недочет. (самый последний абзац не совсем походит на правду)

тут надо еще будет разобраться подробнее.

В симуляторе вчера тоже запустил, стало чуть понятнее, лодка плывет куда надо вроде

но такое ощущение, что оно всеравно само по себе происходит.

вчера понял главное – что надо постоянно крутить и держать руль.

главное движение задается рулем – паруса только дают положительный вектор скорости

причем в любом практически положении дают вектор, гдето просто маленький.

А вот именно этого, я не понимал еще буквально неделю назад – думал что может надо парус (гик) вручную поворачивать или что

а походу дела он сам ветром перебирается на другой борт, при повороте например.

з.ы. да яхтсменам это все понятно, а человек кто не разу не встречал, понятия не имеет как оно и зачем

Еще один момент, который я только осознал (если это верно) – управление гиком (а следовательно и главным парусом) – заключается в количестве веревки, которое ограничивает ход гика дальше от центра лодки (как я помню эта веревка = шкот)

тоесть мы просто отпускаем веревку – и парус может дальше от центральной оси повернуться (в любую из сторон)

вот например раньше я тоже не представлял как оно происходит – думал может надо вручную на любую позицию ставить.

а вроде выходит. что у него есть свободный ход от 30 до 30 градусов например, относительно осевой.

вообщем в симуляторе есть теперь полное понимание управлением хотябы, ну и лодка как то кудато едет. даже куда хочу поидее

Читайте также:
Борода на катушке, как избежать этого явления

Там кстати есть на датчиках справа зеленая штука – как я понимаю, она показывает эффективость паруса (ну или как много скорости он придает, сколько мощности развивает)

Спасибо тем, кто скинул книжки разные, вчера глянул разные варианты – выбрал 2 для себя, но наверно вообще оставлю для начала одну (про ту где автор со странной фамиилей еще не смотрел)

Вообще пока просматривал на ютубе – в наше время там можно почти все найти, но тоже как повезет.

Душа требует ветра. Как научиться ходить на яхте

Фото: Getty Images

Фото: Getty Images

Поделиться:

Кого берут в яхтсмены?

Яхтинг — это бесконечный мир контрастов между экстримом и расслабленным отдыхом, насыщенными гонками и неспешным пересечением огромных водных просторов, жарой и холодом, безудержным весельем и напряжением. Этот вид отдыха максимально демократичен. «Заправским капитаном можно стать, имея самые скромные физические данные или будучи в возрасте, — говорит управляющий партнер яхтенной школы “Сила ветра” Александр Сколков. — Давно пора забыть о том, что яхтинг — для солидных господ: на европейские вечеринки Yacht Week приезжают толпы подростков, как будто это рейв на воде; стоимость недели чартерного плавания сравнима с неделей проживания в среднем по цене отеле».

Яхтенные права начального уровня выдаются с 18 лет. Условия для их получения — не быть дальтоником и уметь плавать. Директор по развитию «Парусной Академии» Денис Шаповалов говорит, что среди выпускников школы есть люди, которые начали ходить под парусом в 60 лет и сейчас участвуют в гонках в России и за рубежом.

С чего начать?

Для начала походите на самой маленькой лодке по ближайшему водохранилищу — научитесь тягать шкоты (снасти, которые регулируют направление паруса) и уворачиваться от гика, почувствуете силу ветра и получите первую порцию брызг в лицо. Найдите яхт-клуб в вашем городе и возьмите несколько уроков с инструктором. Для первого шага нужен минимум экипировки: ветровка, самые простые перчатки, закрытая непромокаемая обувь со светлой подошвой и крем от загара. 1-2-часовое занятие стоит 2-4 тысячи рублей. Можно сходить в учебную регату, стоимость участия в ней будет стоить столько же или немногим дороже.

Определитесь, что вас больше привлекает: парусные гонки или путешествия. Если первый вариант — записывайтесь в секцию парусного спорта. Если второй — в яхтенную школу; получив сертификат шкипера, вы сможете арендовать лодку и самостоятельно ею управлять.

Как набраться знаний и практики?

Наиболее авантюрный способ получить опыт — найти людей, которые собираются в путешествие под парусом и набирают команду. Некоторые берут пассажиров без опыта, которые могут оказать посильную помощь: пошкурить, покрасить, сшить и т.д. Обычно владельцы лодок не стремятся нажиться на новичках и предлагают разделение затрат на круиз.

Больше шансов присоединиться к экипажу у тех, кто обладает компетенцией матроса — для этого стоит получить сертификат Competent Crew или International Crew в яхтенной школе. Соответствующая учебная программа предназначена для того, чтобы с нуля освоить вязку узлов, управление судном в дневное время, ведение бортового журнала, основы ухода за лодкой и правила поведения при чрезвычайных ситуациях. Курс длится в среднем около недели и проходит исключительно на борту. За это время вы, возможно, поймете, что ваша любовь к морским приключениям осталась на берегу.

Сертификат Bareboat Skipper Sail — это следующий шаг. Его получение сравнимо со сдачей на автомобильные права: нужно выучить теорию, пробыть порядка 10 дней в открытом море и пройти около 200 морских миль. Практический опыт — главное для яхтсмена: ситуации на воде никогда не повторяются, у каждой модели лодки своя специфика, каждый маршрут требует определенных навыков. «Хороший и ответственный шкипер, выходя в море, должен понимать, что стихия может в любой момент подкинуть задачу, для решения которой потребуется весь его опыт, и даже больше, — говорит инструктор и владелец “Школы капитанов” Александр Подсветов. — Часто первый опыт дает ложное чувство уверенности в своих силах, и в этом таится одна из опасностей парусного спорта».

Итак, чтобы стать шкипером, потребуется знание устройства яхты, терминологии, правил предупреждения столкновений, метеорологии, навигации и прочего — теоретический курс укладывается в среднем в 32 часа и подкрепляется примерно недельной практикой в открытом море. Александр Подсветов не рекомендует записываться на интенсивы, проходить экспресс-курсы и обучаться заочно: «Ну, может, капитанку такой новоиспеченный шкипер и научится носить, но вот безопасно ходить в море — нет. Хороший результат дает такая система обучения: одна неделя в море — теоретический курс — еще одна неделя в море». Грубо говоря, это сумма знаний, полученная на курсах Competent Crew и Bareboat Skipper Sail.

Некоторые сразу после обучения арендуют лодку за рубежом и отправляются куда глаза глядят, но преподаватели рекомендуют пойти в круиз сначала под присмотром компетентного капитана, а потом собираться в самостоятельный чартер по уже пройденным местам. «Даже живя на собственной яхте безвылазно, вы набиваете шишки и получаете новые знания. Качественный и полный опыт приходит после пяти лет непрерывного движения под парусом», — говорит руководитель школы Sailing Time Глеб Семеренко.

Шкиперские курсы в разных яхтенных школах отличаются ценой, которая зависит от сезона, региона и расходов школы на содержание лодок, а также типом сертификата, который выдают после экзамена. Курс Bareboat Skipper Sail стоит от 1000 до 1600 евро. По стандартам обучения в стоимость должно быть включено все, кроме вашего перелета и питания на борту во время учебы. Все остальные затраты — стоянки, топливо, оформление документов и содержание яхты — должна брать на себя школа. О сертификатах стоит рассказать отдельно.

Разбираемся в аббревиатурах на сертификатах

В яхтенных школах занятия ведутся по одной из учебных систем, разработанных компаниями и организациями, речь о которых пойдет ниже. Сложно сказать, какой сертификат лучше — на эту тему ведутся бесконечные дебаты на форумах, и в спорах участвуют не только люди, которые уже получили право аренды яхты и рассекают по волнам, но и заинтересованные лица в виде представителей школ, которые привлекают новичков.

Читайте также:
Нанофильная леска: особенности выбора и применения

RYA (Royal Yachting Association). Занятия в учебных центрах общественной организации «Английская королевская ассоциация яхтинга» ведутся на английском языке. Дипломы учебных центров RYA выдаются во многих местах земного шара; отличительная особенность этой системы обучения состоит в том, что программ две: одна подразумевает практику в приливно-отливных акваториях, другая — в акваториях, где нет приливов и отливов. Поэтому, обучившись, например, в яхтенной школе RYA, расположенной на Средиземном море, вы получите сертификат на право управления парусным судном только в неприливной зоне (non-tidal). Сертификаты RYA законодательно одобрены в официальном документе, называемом Blue Code MCA, но действие этого документа распространяется исключительно на яхты, зарегистрированные в странах — участниках Британского Содружества. Впрочем, сертификат позволяет самостоятельно брать яхту в чартер во всем мире, и на основании этого документа можно автоматически получить европейские «яхтенные права» ICC, о которых расскажем ниже.

Стоит отметить, что все теоретические курсы абсолютно идентичны для парусных и моторных яхт. Центры обучения RYA есть как в России, так и в популярных у российских яхтсменов Хорватии, Греции, Турции и на Канарских островах.

IYT (International Yacht Training) — частная корпорация со штаб-квартирой в Канаде — мировой лидер по выдаче яхтенных сертификатов: более 150 авторизованных учебных центров проводят обучение в 58 странах. Сертификаты, выдаваемые яхтенными школами IYT, признаются большинством ведущих чартерных и страховых компаний.

В отличие от Royal Yachting Association, система IYT позволяет проводить учебные курсы на родном языке обучающихся. Практически во всех российских яхтенных школах, авторизованных IYT, обучение идет на русском языке, но обязательным условием сдачи экзамена является применение морской терминологии на английском. Лицензия IYT дает право арендовать яхты в Евросоюзе.

ISSA (International Sailing School Association) — международная некоммерческая организация, занимающаяся разработкой требований и рекомендаций для проведения обучения в области парусного спорта и отдыха, а также виндсерфинга. Сегодня аккредитация ISSA есть у девяти яхтенных школ, имеющих свои представительства в Турции, Польше, России, Черногории и Ливане. Сертификация ISSA распространяется на управление только парусными яхтами.

По сравнению с сертификатами IYT и RYA, свидетельства ISSA принимаются меньшим количеством чартерных служб — например, в Хорватии ISSA не признают. Важно знать, что некоторые яхтенные школы ISSA имеют не самую лучшую репутацию: на этот сертификат, в частности, перешли пара российских и турецких школ, которые потеряли аккредитацию IYT за различные нарушения в процессе обучения и экзаменации.

ICC (International Certificate of Competence) — Международный Сертификат Компетенции представляет собой набор стандартов, разработанных Комитетом экономической комиссии Организации Объединенных Наций для Европы. Он признан во всем мире и имеет категории, охватывающие парусные лодки и моторные лодки (до 24 м) во внутренних и открытых водах.

Сертификат признается абсолютно во всех странах Евросоюза и во всех странах мира, подписавших международную морскую конвенцию. ICC позволяет управлять следующими типами судов: водным мотоциклом (скутером), мотолодкой, RIB-ботом, мощным катером и спидботом до 10 метров без ограничения мощности двигателя, моторной яхтой и парусной яхтой длиной до 24 метров.

ВФПС — квалификационное удостоверение (диплом), выдаваемый Всероссийской Федерацией Парусного Спорта. Выпускается на двух языках и принимается иностранными чартерными компаниями. Эта программа адаптирована именно на парусный спорт, а не круизный яхтинг, в отличие от зарубежных программ.

Нужно понимать главное: для будущего шкипера важен не столько сертификат, сколько репутация школы и адекватность инструктора, так что читайте отзывы о школах и конкретных преподавателях и общайтесь с выпускниками.

Стоит ли для обучения ехать за границу?

Многие российские яхтенные школы вывозят новичков за рубеж для освоения практического курса. «Одна из причин проведения учебных практик за рубежом — отличная инфраструктура для яхтинга и отсутствие проблем с пограничниками. Все эти трудности есть в России. И как бы мы ни лоббировали снижение пошлин, облегчение входа яхт в территориальные воды России и выход их них, обустройство нормальных марин — все это остается на словах и на бумаге», — говорит Денис Шаповалов.

Ехать именно за границу необязательно — можно пройти практику хоть в Крыму, хоть в Петербурге. Но, вероятно, первую лодку вы возьмете в аренду в Европе: там более насыщенное движение, другие нравы местных моряков, другие лодки, другая навигационная обстановка и погодные приметы. Учиться лучше там, где вы будете в дальнейшем ходить под парусом. Локальные ветра, глубины, рельеф дна, течения и особенности швартовки — все это будет различаться в каждом новом месте.

«Чтобы получить внутрироссийские права, достаточно практики в водных акваториях России, но для получения международных прав необходимо обязательно выезжать за рубеж», — говорит основатель школы «Клуб яхтенных капитанов» Александр Рубцов.

Где и когда ходить под парусом?

В России яхтсмены все активнее осваивают московские водохранилища, самое популярное место — Пироговский рукав Клязьминского водохранилища или попросту «Пироговка». Здесь базируется около 500 парусных яхт.

Второй город по уровню развития яхтинга — Владивосток: там каждый местный житель знает, где находится яхт-клуб. Все большую популярность набирает парусный спорт в Санкт-Петербурге. Но главный недостаток отечественных акваторий — короткий сезон, который длится с мая по сентябрь.

Поэтому многие российские любители путешествий под парусом едут в Грецию, Черногорию, Хорватию, Турцию — в этих странах довольно демократичные цены на аренду лодок. Все европейское побережье Средиземного моря охвачено индустрией чартера яхт и предлагает развитую инфраструктуру для занятий парусным спортом. Сезон здесь длится с апреля по ноябрь, но есть места, где ходить можно круглый год: зима в Турции не сильно отличается от лета на Балтийском море. Зимним яхтингом стоит заниматься в Таиланде и странах Карибского бассейна, а вот летом и осенью там сезон ураганов. Абсолютно круглый год можно ходить на яхте на Канарских островах.

Читайте также:
Ладога зима окунь

Впрочем, для некоторых любителей парусных путешествий понятие «сезон» практически отсутствует. «В Исландии яхтсмены ходят под парусом, бросая якорь в местных фьордах, загружают горные лыжи в тузик (надувную лодку) и отправляются на берег, чтобы подняться в горы и к вечеру спуститься вниз. Для отчаянного моряка интересно не пересечь океан с попутными ветрами, занимаясь чтением и рыбалкой, а обойти мыс Горн, где плохая погода 330 дней в году, побывать там, где нужно бороться за жизнь, а не там, где можно любоваться на мачты, попивая Просекко, — говорит Глеб Семеренко. — По мне, лучше быть залитым волной и бороться с ветром, чем сидеть на яхте в +45 без ветра, умирая от духоты».

Обычная миграция бывалого яхтсмена выглядит так. Весной он отправляется в самые теплые уголки Средиземноморья: на Мальту, Корсику, Сардинию или в Мармарис. С приближением лета он поднимается выше — на север Греции, в Хорватию, Испанию. В середине лета летит туда, где сезон длится один месяц, а погода, как зимой, — в Норвегию, Шотландию, Исландию. Осенью он возвращается на Средиземноморье, где вода очень теплая, а температура воздуха снова комфортная. С наступлением зимы он уходит из Европы на Канары и пересекает Атлантику, чтобы перезимовать на Карибах.

Самые искушенные ходят под парусом в Австралии или Новой Зеландии. В Таиланде и Малайзии акватории также подходят для опытных яхтсменов, поскольку там практически нет обустроенных яхтенных гаваней. Но экзотичность этих мест для многих перевешивает риски навигации в водах, для которых даже сейчас нет внятных карт.

Нужно ли покупать яхту?

Яхта морского класса в хорошем состоянии стоит от 50 до 400 тысяч евро. О покупке стоит задуматься только после того как вы попробовали несколько типов яхт, походили в нескольких морях в разные времена года и поняли, что хотите жить на яхте и путешествовать на ней не менее 6 месяцев в году. Если же вы собираетесь ходить в небольшие круизы 1-4 раза в год, то покупка яхты совершенно не оправдана — берите лодку в аренду. Однако если вы хотите участвовать в гонках, например в классе «ОПЕН-800», и у вас есть команда, вы готовы ездить на все этапы и намерены выигрывать, то надо покупать свою яхту и постоянно ее совершенствовать.

«Человек бывает счастлив дважды. Первый раз, когда покупает яхту, второй — когда продает», — смеется Глеб Семеренко. «Покупать яхту нужно тогда, когда есть непреодолимое желание ее купить и есть для этого возможность. В конце концов, купить яхту — это лучший способ потратить деньги», — замечает Александр Подсветов.

Урок хождения под парусами

1. Недавно я побывал на занятии, которое называлось “введение в парусное судоходство”, о чем я расскажу в этом посте.

2. С пристани выходим на моторе. Швартовку и отчаливание из гавани сложно произвести под парусами.

3.

4. Трехчасовой урок, который проводится полностью на воде, стоит 200 долларов. Это цена за аренду лодки и оплату труда инструктора, и не меняется в зависимости от количества участников. На этой лодке может быть от одного до четырех участников одновременно.

5. Инструктор Тони поднял паруса. Можно плыть. Тони – опытный моряк, ходит под парусом уже 30 лет.

6. Ворот находится с каждого борта и используется в зависимости от того, с какой стороны дует ветер. Цвета веревок сделаны не просто так, веревка каждой цветовой схемы отвечает за свою особую функцию по управлению парусной системой.

7.

8. В порту картонно-бумажного завода грузовой корабль загружают рулонами бумаги.

9.

10. Огромные катушки подвозят на железно-дорожных вагонах.

11. Сам завод и сырье.

12. Какие-то индустриальные и рыболовецкие причалы.

13. Поближе. Судно слева используют для ловли креветок, по-моему. Я часто вижу его, или другое подобное, в открытом океане. Справа – RV White Holly – многофункциональное исследовательское судно. На сайте корабля перечислен список организаций, для которых судно выполняло морские миссии. Список впечатляет, я приведу лишь несколько: CBS Studios и Fox Broadcasting Company (известные телеканалы), National Oceanic and Atmospheric Administration (занимаются различными исследованиями, в том числе изучением ураганов), Smithsonian Environmental Research Center, US Army Corps of Engineers (инженерный корпус армии США), US Department of Defence (министерство обороны) и т.д.

14.

15. Флюгер на мачте показывает направление ветра. V-образная фигура с красными квадратами на концах обозначает зону, в которой парусное судно не может двигаться, используя энергию ветра. Положение лодки относительно ветра всегда должно быть таким, чтобы стрелка флюгера не попадала в эту зону. Если очень надо плыть против ветра, используют специальный примем, который называется tacking: лодка направляется зигзагами наискосок зоны прямого ветра.

16. Крен.

17. Довольно большая парусная яхта.

18. Любители рыбалки с воды.

19.

20. Поставили удочки и расслабляются.

21. Спасатель буксирует катер, у которого случились какие-то технические неполадки.

22. Подняли паруса но так и не смогли никуда уплыть. Тони сказал, что очевидно, что с их лодкой что-то не так, либо проблемы с оснасткой, либо днище обросло большим количеством моллюсков и других морских организмов.

23. Выглядит красиво, но плыть не может.

24.

25. Форт Клинч.

26. Картонно-бумажный завод.

27. В какой-то момент из воды показались дельфины и немного проплыли вместе с нашей лодкой.

28. Агрегат охотников за сокровищами, которые занимаются исследованиями на месте найденных останков испанских кораблей.

29. Очень дорогая яхта, по словам нашего инструктора, на ней ежедневно работает команда из 5 человек.

30. А это наша лодка уже пришвартованная после урока.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: