Закон о рыбалке и новое в Правилах рыболовства 2018
Новые Правила рыболовства, вступившие в силу с января 2018 года, определяют виды, параметры, сроки и ограничения в рыбной ловле.
Любительская и спортивная ловля рыбы в 2018 году регулируется так называемым «законом о рыбалке», а именно ФЗ № 166 (ред. от 05.12.2017) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
В результате многолетних обсуждений «закона о рыбалке», были приняты и вступили в силу поправки в новые Правила рыболовства. В марте завершится установление норм для регионов, в которых эти нормы еще не утверждены.
Главный тезис новых Правил рыболовства гласит о том, что:
Любительская рыбалка осуществляется свободно и бесплатно
Это означает что больше не существует запрета для ловли рыбы в местах «рыбопромысловых участков», так как они ликвидируются. Однако, ловля рыбы в рыбоводных участках рыболовных хозяйств, возможна только после согласования с ними.
Введены суточные нормы вылова рыбы для рыболовов-любителей, которые несколько различаются для разных рыбохозяйственных бассейнов и областей. Пойманной считается и живая рыба находящаяся в садке или лайвеле. Это вызывает некоторые вопросы, и порождает обсуждения новых Правил рыболовства.
Нормы вылова рыбы и ограничения с 2018 года
- Суточная нормы вылова рыбы на одного рыболова составляет 5 кг. Исключение составляет поимка экземпляра рыбы весом превышающим пять килограмм. Это зафиксировано в новой редакции Правил рыболовства (норма увеличена для отдельных регионов).
- Размер улова на одного рыболова, вывозимого с места ловли, не должен превышать двойной суточной нормы вылова за 2 дня. При этом учитывается вся рыба, включая уже приготовленную на водоеме (вяленую, соленую, копченую и т.п.).
- Ограничивается количество рыб, использующихся в качестве живца, для ловли на жерлицы или другие снасти, в которых используется такая наживка. Количество живцов составляет до 30 на одного рыболова в сутки.
Что касается ловли раков, то их количество, ограничивается до 30 шт на одного человека в сутки. Ловля мелкорослой рыбы, такой как уклейка, пескарь, ерш — по количеству не ограничивается.
По количеству экземпляров ограничивается вылов судака, сома, сазана, рыбца, белого амура, толстолобика и др. Причем, норма вылова по количеству экземпляров рыб, может различаться в зависимости от региона.
Нормы вылова рыбы по видам различаются для разных регионов и областей и могут со временем меняться в ту или иную сторону. Так например, для рыбалки в 2019-2020 году, Росрыболовство рассматривает корректировки. Новые нормы вылова и ограничения коснуться прежде всего Дальневосточного региона.
О любых существенных изменениях в Правилах рыболовства, мы будем вас информировать:
Штрафы и санкции за нарушения Правил
Начнем с того, что получить штраф можно даже не начав ловлю. Для этого достаточно оставить автомобиль у воды на берегу.
Автомобиль можно парковать:
- на дорогах, имеющих твердое покрытие (асфальт);
- на специальных площадках, имеющих твердое покрытие;
- вне водоохранных зон.
В зависимости от типа водоема, граница водоохранной зоны составляет от 50 до 200 метров. Для моря — 500 метров.
Штраф за нарушение границ водоохранной зоны, составляет от 3.5 тыс. до 5 тыс. рублей.
Чем грозит нарушение Правил рыболовства
В соответствии с ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ , нарушение Правил рыболовства, может повлечь за собой наложение административного штрафа в размере от 2000 до 5000 рублей с конфискацией снастей и судна, если оно использовалось в процессе ловли.
Более серьезные штрафы грозят за ловлю рыбы во время весеннего нереста. Рыбалка запрещенными снастями в «нерестовый запрет», или ловля в местах определенных как нерестилища, сумма штрафа может составить до 300 тыс. рублей.
Правилами устанавливается штраф за каждый экземпляр запрещенных к вылову в период нереста рыб (рака). Штраф удваивается, если это самка. За вылов осетровых видов рыб, добавляется еще 100%, а лососевых — 200% от суммы штрафа дополнительно.
Нерестовый запрет на ловлю по областям и регионам РФ в 2018 году.
Незаконная ловля рыбы
- с применением запрещенных орудий (взрывчатка, химические вещества, «электроудочки»);
- в местах нереста или на миграционных путях к ним;
- на особо охраняемых природных территориях;
- с причинением крупного ущерба (сумма ущерба более 100 тыс. рублей).
может образовать состав преступления по ч. 1 ст. 256 УК РФ и наказывается штрафом до 500 тыс. рублей, или исправительными работами на срок до 2-х лет, либо лишением свободы на этот срок.
- 8 shares
Полезный пост?
Вам также может понравиться
84 Репостов
Новое в правилах рыболовства. Закон о рыбалке 2019-2020
5 Репостов
Новое в Правилах рыболовства 2021: изменения, дополнения, корректировки правил
20 Репостов
Fake news: Удостоверение рыбака станет обязательным с 2020 года
5 Репостов
Закон о рыбалке: ФЗ «О любительском и спортивном рыболовстве»
Больше из рубрики: Новости
20 Репостов
Fake news: Удостоверение рыбака станет обязательным с 2020 года
Не пропустите
17 Репостов 77.2k Просмотров
Как варить раков правильно и вкусно
17 Репостов 33.6k Просмотров
Прикормка для рыбалки своими руками
20 Репостов 29.5k Просмотров
Тесто для рыбалки, на которое ловится вся рыба
комментариев
мде капец, читаешь это ну просто записки с дурдома
те, кто пишет законы, хоть удочку видели? ерша им в анус
Тот кто предумал этот закон,пусть сначала очистит все реки и водоёмы ато как законы принемать,так они власть,а. как чистить так палец в жопу,просто кто принемает такие законы их надоказнить очень жестоко.
Я с вами согласен, штрафовать надо не с того что подъехал ближе 50 м. а за то что автомобиль где он остановился и начал ловить рыбу в радиусе 50 м. захламлен мусором, тогда и берега будут чистыми и рыба без отравы.
Ростовской области нет в документе когда нерест
Запретные сроки вынесли на отдельную страницу. Для Ростовской области — с 1 апреля по 31 мая.
ФЗ ничего не говорит о бесхозных прудах в поселениях! Это означает, что его действие на рыбаков не распространяется!
уже и так все водоемы в часных руках и так ловить простым смертным негде еще и за кошкину радость штрафовать будут вообще гады озверели а сами плавают с электроудочками и всю природу губят
А если я купил рыбу…или мне рыбаки подогнали….почему она должна считаться в мой суточный улов? Ведь я ее не ловил, а приобрел? или допустим шел и нашел….херня а не статья….
Вова, это детские рассуждения
Еще можно сказать: «я не себе, а кошку покормить» ©
Товарищи рыбаки а откуда берется рыба в рыб цехах на рынках вот где надо ловить бракош без пром билетов!
То что в Росрыболовстве нет профи понятно сразу. Взять Селигер Тверской области- еще в 2008 году бывшее Верхневолжское Росрыболовство под руководством С.В. Ямщикова просто ликвидировало пром. лов. Сделали все просто- из отчетов пропала ВБР как из выловов пром. лова так и из изьятых сетных орудий лова браконьеров. Получилось что ВБР в озере просто нет и необходимы влияния бюджета и зарыбление. Как ни странно заряблять водоем стали ВБР которая заведомо не воспроизводится / не приносит потомства/ . Спрашивается для кого? Браконьерские сети изымаются километрами , а рыбы нет. Вопрос — что тогда ловят браконьеры? И снова вливание бюджета и зарыбления. И здесь появляется детище Ямщикова -уголовный элемент уже имеющий судимость за электроудочку инспектор- добытчик Тедер Ю.А. , который укрыл наличие судимости за электроудочку путем подлога справки что не имеет судимостей. При полнейшей поддержки Ямщикова уголовный элемент Тедер создает команду уголовных элементов имеющих судимости за различные преступления и из числа бывших рыбаков рыбозавода Осташкова. Созданная команда начинает незаконную добычу ВБР закольными мережами. На одном только Селигере включая плес рядом со зданием рыбоохраны выставлялось до ста заколов , в том числе на озере Сиг Осташковского района до пятидесяти штук. Охота шла за угрем практически весь период открытой воды не взирая на сроки запрета на лов ВБР.Для сравнения для гослова на период запрета на отлов угря научно-промысловым советом отводилось двадцать закольных мереж под строжайшим контролем.Тех кто мешал незаконному отлову Тедеру нещадно преследовались. Так на озере Сиг к почти семидесятилетнему пенсионеру проживающему одиноко в деревни Старый Сиг со своей женой / бывшему работнику рыбоохраны о чем уг. элемент Тедер прекрасно знал/ попытавшему помешать незаконной добычи угря заколами пришли уголовные элементы Тедера и пригрозили сжечь дом чтобы держал язык за зубами.Сам Тедер при исполнении служебных обязанностей просто воровал у граждан орудия лова и продавал другим гражданам на том же водоеме , а потом человеку у которого воровал говорил где эти орудия ловаа выставлены и что якобы тот гражданин их просто украл. Тем самым создавались конфликты доходившие до пробития лодок друг другу.По факту обнародования всех этих фактов уголовный элемент Тедер просто уволился с рыбоохраны. И вот руководитель Московско-Окского Росрыболовства А.В. Воротилин вновь взял инспектором рыбоохраны уголовного элемента Тедера Ю.А., к тому же Тедер в этот момент в анкете госслужащего РФ как сообщает Росрыболовство указал наличие судимости за электроудочку , но вновь к делу госслужащего приложена старая подложная справка что судимостей не имеется. Обрадованный уг. элемент Тедер занялся привычным делом вновь- незаконный лов ВБР закольными мережами недалеко от здания рыбоохраны только за весенний запрет 2019 года недалеко от здания рыбоохраны вновь изьято три закола , а всего 9 общей численности. Подчерк старый- колья заколов подрезаются чуть ниже уровня воды.Руководство МОКТУ и Росрыболовство по видимому давно превращено в незаконную рыбодобывающую организацию. Самое интересное что Росрыболовство в лице господина И. Шестакова на сообщение обратиться как положено по закону РФ за подтверждением наличия судимости по месту прописки Тедера, тоесть в ОВД Осташков Тверской области где имеется пофамильная карточка на Тедера со сведениями о наличии судимости за электроудочку включает »тумблер дурака» и делает запросы чуть ли не в разведку Израиля МАССАД где сведений о судимости нет и дает ответ. Вот такие то дела Хотелось бы посмотреть на действия господ руководителей Тедера Ю.А. если бы к их близким или родным живущим где -нибудь одиноко пришли такие уголовники от Тедера и пообещали бы поджечь пристарелых
Ребята рыбачу 43 года видел всякое вертолеты катера даже егеря бегом по берегу бегали пацанами ловили окуней плотву красноперку поймают леща дадут удочку орешниковую сломают домой идешь плачешь . Лески нормальной небыло крючков тоже да и рыбаков с гулькин нос .Сейчас есть все кроме денег которые еще и хотят отнять сколько нужно этим людям .Уних дома в водоохранных зонах с теми же машынами и канализацыей и так нигде не подехать пройти нельзя .Старатели платят и ловят спокойно их не трогают.Сети через интернет доставляют на дом километры вот ибудем рулетки и весы с собой таскать что бы у них уловы не уменьшались .А ТО ОНИ С ГОЛОДА НЕ ДАЙ БОГ УМРУТ.
Еще хочу добавить старатели ..электрики…это кошмар все водоемов нужно и самим брать столько сколько сможешь сьесть тогда будет завтра и послезавтра и кошек иногда можно и мойвой покормить.
Закон о рыбалке 2018
О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
12 декабря 2018 года
21 декабря 2018 года
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области любительского рыболовства.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) любительское рыболовство – деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов (далее – водные биоресурсы), осуществляемая гражданами в целях удовлетворения личных потребностей, а также при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
2) суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов – разрешенный гражданину для добычи (вылова) в течение суток объем (количество, вес) водных биоресурсов, не относящихся к видам (подвидам и популяциям), занесенным в Красную книгу Российской Федерации.
Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
Действие настоящего Федерального закона распространяется на внутренние воды Российской Федерации, в том числе внутренние морские воды Российской Федерации, а также на территориальное море Российской Федерации, сухопутную территорию Российской Федерации, которая используется в целях осуществления любительского рыболовства.
Статья 4. Правовое регулирование отношений в области любительского рыболовства
Правовое регулирование отношений в области любительского рыболовства осуществляется на основании Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” и настоящего Федерального закона.
Статья 5. Право собственности граждан на водные биоресурсы, добытые (выловленные) при осуществлении любительского рыболовства
Граждане, которые осуществляют любительское рыболовство в соответствии с настоящим Федеральным законом, приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы в соответствии с гражданским законодательством.
Статья 6. Водные объекты, на которых допускается или запрещается осуществление любительского рыболовства
1. Любительское рыболовство осуществляется гражданами Российской Федерации свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. На водных объектах, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц, любительское рыболовство осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
3. Осуществление любительского рыболовства может быть запрещено или ограничено на водных объектах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
4. Любительское рыболовство запрещается осуществлять на:
1) используемых для прудовой аквакультуры не находящихся в собственности граждан или юридических лиц обводненных карьерах, прудах (в том числе образованных водоподпорными сооружениями на водотоках) и на используемых в процессе функционирования мелиоративных систем (включая ирригационные системы) водных объектах;
2) иных водных объектах, предоставленных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами на указанных водных объектах допускается осуществлять добычу (вылов) водных животных и растений, не являющихся объектами аквакультуры.
Статья 7. Ограничения любительского рыболовства
1. В целях охраны окружающей среды, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания дополнительно к ограничениям рыболовства, предусмотренным Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”, устанавливаются следующие ограничения любительского рыболовства:
1) периоды добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления любительского рыболовства гражданами с применением сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов в водных объектах, расположенных в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, в целях личного потребления;
2) запрет на осуществление любительского рыболовства с использованием взрывчатых и химических веществ, а также электротока;
3) запрет на осуществление любительского рыболовства с применением сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, за исключением случая, установленного статьей 9 настоящего Федерального закона;
4) запрет на осуществление любительского рыболовства способом подводной добычи водных биоресурсов (подводной охоты):
а) в местах массового отдыха граждан;
б) с использованием индивидуальных электронных средств обнаружения водных биоресурсов под водой;
в) с использованием аквалангов и других автономных дыхательных аппаратов;
г) с применением орудий добычи (вылова), используемых для подводной добычи (вылова) водных биоресурсов, над поверхностью водных объектов;
5) суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов.
2. При проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов не устанавливается.
3. Если иное не установлено правилами рыболовства, разрешается осуществлять любительское рыболовство с возвращением живых добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания.
Статья 8. Правила рыболовства и иные регламентирующие осуществление любительского рыболовства правила
1. Правила любительского рыболовства, в том числе ограничения любительского рыболовства, предусматриваются правилами рыболовства, установленными Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”.
2. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, особенности любительского рыболовства, в том числе ограничения любительского рыболовства, не урегулированные указанными в части 1 настоящей статьи правилами любительского рыболовства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденными в установленном законодательством порядке по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства.
Статья 9. Орудия добычи (вылова) водных биоресурсов при осуществлении любительского рыболовства
1. Виды орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, разрешаемых для использования при осуществлении любительского рыболовства, устанавливаются правилами любительского рыболовства с учетом ограничений, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона.
2. Любительское рыболовство с применением сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения, расположенных в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, разрешается гражданам в целях удовлетворения личных потребностей в периоды добычи (вылова) водных биоресурсов, определенные правилами рыболовства, предусмотренными статьей 8 настоящего Федерального закона, после учета и обязательной поштучной маркировки таких орудий добычи (вылова) водных биоресурсов.
3. Учет сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и ведение реестра сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов осуществляются территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере рыбохозяйственной деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Обязательная поштучная маркировка сетного орудия добычи (вылова) водных биоресурсов осуществляется путем нанесения на него фамилии, имени, отчества (если имеется) рыболова, характеристик сетного орудия добычи (вылова) водных биоресурсов и его учетного номера. Порядок обязательной поштучной маркировки сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и требования к данной маркировке устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. Оборот жаберных сетей на территории Российской Федерации запрещается, за исключением районов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Особенности оборота и применения жаберных сетей в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
6. Применение сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов в целях любительского рыболовства на рыбоводных участках не допускается.
Статья 10. Особенности проведения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, предусматривающих добычу (вылов) водных биоресурсов
1. Официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, предусматривающие добычу (вылов) водных биоресурсов, проводятся в соответствии с законодательством о физической культуре и спорте с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере рыбохозяйственной деятельности. Добычу (вылов) водных биоресурсов при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий могут осуществлять граждане Российской Федерации, граждане иностранных государств и лица без гражданства.
2. Порядок уведомления о проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, предусматривающих добычу (вылов) водных биоресурсов, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.
3. Порядком уведомления, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливаются процедура представления организаторами официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере рыбохозяйственной деятельности, уведомления о проведении соответствующих мероприятий и срок рассмотрения такого уведомления.
4. В уведомлении о проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий должны содержаться следующие сведения:
1) место и сроки проведения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
2) наименование, адрес и место нахождения (место жительства) организаторов официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
3) планируемое количество участников официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
4) информация о включении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий или календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статья 11. Участие граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в сохранении водных биоресурсов и среды их обитания
1. Граждане, общественные объединения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) участвуют в сохранении водных биоресурсов и среды их обитания в соответствии с настоящей статьей.
2. Граждане, общественные объединения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) имеют право:
1) получать от органов государственной власти информацию о состоянии водных биоресурсов и среды их обитания, водных объектах, на которых осуществляется любительское рыболовство, нормативных правовых актах, регулирующих отношения в области любительского рыболовства, и другую информацию, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;
2) участвовать в осуществлении общественного контроля в области любительского рыболовства, в том числе в форме общественного обсуждения;
3) участвовать в мероприятиях по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Статья 12. Общественный контроль в области любительского рыболовства
1. Общественный контроль за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих предусмотренные настоящим Федеральным законом права граждан, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданами, общественными объединениями и объединениями юридических лиц (ассоциациями и союзами).
2. Документы, подготовленные по результатам осуществления общественного контроля в области любительского рыболовства и представленные в органы государственной власти и органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ “Об основах общественного контроля в Российской Федерации”.
Статья 13. Федеральный государственный контроль (надзор) в области любительского рыболовства
Федеральный государственный контроль (надзор) в области любительского рыболовства осуществляется должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, и должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в части морских биоресурсов в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 14. Административная, уголовная ответственность за нарушение законодательства о любительском рыболовстве, возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам
1. Лица, виновные в нарушении законодательства о любительском рыболовстве, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 15. О внесении изменений в Федеральный закон “О животном мире”
Внести в Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ “О животном мире” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст.1462; 2005, N 1, ст.25; 2006, N 1, ст.10; 2007, N 1, ст.21; N 50, ст.6246; 2008, N 49, ст.5748; 2009, N 30, ст.3735; 2011, N 30, ст.4590; 2013, N 19, ст.2331; 2015, N 29, ст.4359; 2016, N 27, ст.4282) следующие изменения:
Поправки в закон РФ о любительской рыбалке
Поправки в ФЗ о люб. рыбалки, давно ждут рыболовы-любители, поправки начали действовать с 1 января 2018 года. О чем сообщил Шестаков Илья – глава Росрыболовства.
Для рыболовов установлена суточная норма улова. Шестаков пояснил, что данные нормы устанавливаться для каждого конкретного водоема, в пределах 5 – 50 кг.
Также для иностранных граждан введена платная основа рыбной ловли, которая определяет каждый регион. В данном законе установлено ограничения для подводных охотников.
Сетями, согласно поправкам, для ловли рыб пользоваться нельзя. Исключение сделают для граждан, которые занимаются рыболовством в водных объектах Сибири, Дальнего Востока и Северных районов в некоторые периоды.
Согласно ФЗ № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Любительское рыболовство допускается на водных объектах:
Особо охраняемых природных территорий, с учетом установленного порядка для той или иной территории;
Находящихся в собственности юридических или физических лиц, а также ИП.
Любительская рыбалка осуществляется свободно и бесплатно. Платное рыболовство предусмотрено только: на водных объектах рекреационных рыболовных хозяйств; по именным разрешениям рыболова при ловле ценных и особо ценных видов рыбы, а также с применением сетей.
Если длина пойманной рыбы – менее допустимой, ее в обязательном порядке следует отпустить в водоем с минимумом повреждений.
1. Для сазана – 30 см.
Для раков – 9 см.
Для судака – 38 см.
Для налима – 40 см.
Для щуки – 32 см.
Для жереха – 35 см.
Для сома – 40 см.
Для голавля – 20 см.
Для карпа – 24 см.
Для рыбца – 22 см.
Для тарани – 16 см.
Для белого амура – 45 см.
Для леща – 17-28 см (в зависимости от региона).
Для форели – 15 см.
Для подуста – 15 см.
Для берша – 25 см.
Для усача – 20 см.
Для сельди – 15 см.
Для толстолобика – 50 см.
Запрет на ловлю рыбы по ее количеству допустимые значения.
По количеству улова законом определено следующее:
1. Норма улова на 1-человека/сутки – 5 кг рыбы. При этом исключение только одно – в случае, когда вес 1-й рыбины – выше нормы улова.
2. Норма вывоза рыбы – не более двойной нормы за 2-е суток пребывания (вывоз в любом виде – соленая или вяленая, копченая и сырая).
3. Отсутствуют ограничения: на улов уклейки, пескарей и ершей.
4. Норма улова раков – не более 30 шт на 1-го человека/сутки.
5. Категорически запрещена промышленная ловля при отсутствии лицензии.
6. Ловля наживки – не более 30 живцов на 1-го человека/сутки.
Все наказания и штрафы за незаконный лов рыбы в 2018 году в РФ За нарушение закона о пользовании водными биоресурсами предусмотрены следующие наказания и штрафы:
1. За нарушение правил вылова рыбы и иных правил об осуществлении рыболовства (КоАП ст.8.37 ч.2). Наказание: штраф, равный 2000-5000 руб. для граждан + конфискация судна и устройств для ловли.
2. За ловлю рыбы во время нереста. Наказание: штраф – до 300 000 руб.
3. За ловлю карпа, сазана или щуки во время нереста. Наказание: штраф в 250 руб. за каждую особь. За леща – 25 руб., за рака – 42 руб. Если пойманная особь – самка, то сумма штрафа вырастает в 2 раза. За каждую особь осетровых пород – 100% суммы штрафа дополнительно (за ловлю), за каждую особь сиговых или лососевых – 200% суммы штрафа дополнительно. 4. За незаконный вылов рыбы посредством использования запрещенных орудий лова, с причинением ущерба в крупных размерах, во время (и в местах) нереста, в запрещенных местах для лова (ст.256 УК РФ). Наказание: штраф в 100000-300000 руб. для граждан, либо арест на 6 мес.
5. За уничтожение/повреждение специальных знаков, которые определяют границы особо охраняемых объектов, охраняемых зон водных объектов и пр. Наказание: штраф, равный 300-500 руб. для граждан.
6. За рыбалку без лицензии (при ее необходимости) или же с нарушением тех условий, что предусмотрены лицензией (КоАП ст.7.11). Наказание: штраф, равный 500-1000 руб. для граждан.
7. За уничтожение редких видов рыб (из Красной книги). Наказание: штраф, равный 1000-2000 руб. для граждан + конфискация самого улова и орудий лова.
8. За нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов водных биоресурсов (КоАП ст.8.36). Наказание: штраф, равный 1000-1500 руб. для граждан.
9. За нарушение правил плавания для судов. Наказание: штраф, равный 500-1000 руб. либо лишение прав на управление судном до 1-го года.
10. За стоянку авто у водоема. Наказание: штраф, равный 3500-4000 руб. (на заметку: от уреза воды до авто должно быть не менее 200 м).
11. За нарушение правил водопользования при осуществлении рыболовства (КоАП ст.8.14 ч.2). Наказание: штраф, равный 1500-2000 руб. для граждан.
Его получают, опять же, в Росрыболовстве, если цель рыбалки – одна из 14-ти пород рыб, которых ловить без лицензии запрещено. В таком разрешении предусмотрен, как срок действия, так и количество/вес рыбы, и место ловли. Документ платный (200 руб.). Также придется заплатить 200 руб. за каждого краба, 35 руб. за каждую горбушу, 300 руб. за каждую выловленную семгу. Передача лицензии другому лицу запрещена законом.
Данный документ дает право (не достигшему пенсионного возраста рыбаку) на рыбалку по всей РФ, без права на ловлю особо ценных пород рыб. Получают его также в Росрыболовстве (цена – 500 руб/год либо 100 руб/месяц). Передача карты иному лицу, как и в случае с лицензией, запрещена законом. Также стоит отметить, что улов, который достался рыбаку по карте либо лицензии, продаже на рынке не подлежит. Разрешена ли рыбалка на лодке – узнавайте заранее, чтобы ваше плавсредство не конфисковали, добавив к этому внушительный штраф. Соответствующие документы, разрешение на данный способ ловли, должны быть при вас.
Новый закон о рыбалке
В конце 2018 года Владимир Путин утвердил федеральный закон №475 “О любительском рыболовстве”. Вступают в силу его положения с 1 января 2020 года. Обсуждения нового закона шли еще с 2011 года, но члены государственной думы не могли прийти к общему выводу об установленных нормах.
Содержание статьи:
Новый закон о любительской рыбалке в 2019 году
Новый закон о рыбалке в 2019 году имеет несколько основных целей.
- Снизить нагрузку на водоемы и обеспечить сохранность водных биоресурсов.
- Предоставить гражданам возможность бесплатного вылова рыбы для личных нужд.
Эти положения кажутся взаимоисключающими. Но на деле затрагивают разные вопросы. Например, для сохранности водных биоресурсов ужесточается надзор за выловом рыбы. Запрещено использовать химикаты, электроток и другие приспособления для массового оглушения рыбы. Также есть ограничения для мест рыбалки.
Но при этом обычные граждане получают возможность бесплатной рыбалки. Фирмы, которые предоставляют услугу платного вылова рыбы, должны будут почти полностью прекратить свое существование до конца 2020 года. Отмена платных водоемов обеспечит доступ к свободной рыбной ловле.
Обратите внимание, родители могут оформить в регионах социальный контракт и получать выплаты от 15000 рублей ежемесячно в январе и феврале 2022 года. Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!
Внимание! Исключения касаются предприятий, которые на собственном участке создали искусственный частный пруд.
Госдума долгое время обсуждала необходимость вводить именные разрешения на рыбалку. Так как новый закон о рыбалке вводит жесткие ограничения на использование сетей, правительство планировало инспектировать оснащение каждого рыбака. Но такой подход не соответствовал посылу про свободную рыбалку, поэтому в конечном итоге был отклонен.
В каких местах по закону запрещена рыбалка?
Общие положения о том, где запрещен вылов рыбы, указаны в ст. 6 нового закона о любительской рыбалке.
Ловить рыбу нельзя на территориях, куда ограничен доступ:
- территории физических или юридических лиц (закон о платной рыбалке 2019 года разрешает вылов только при согласии владельца водоема);
- природоохранные зоны;
- земли обороны и безопасности:
- водоемы, предназначенные для товарного рыбоводства.
Обратите внимание! Запреты связаны с ограниченным допуском на территорию. Например, если озеро находится в заповеднике, то ловить рыбу в нем запрещено. Однако, например, река лишь частично входит в природоохранную зону, поэтому выше и ниже по течению рыбалка разрешена.
Также новый закон о рыбалке в 2019 году значительно ограничил возможности подводной рыбалки. Ее нельзя осуществлять в местах массового отдыха, чтобы обеспечить безопасность как отдыхающих, так и самого рыбака. Кроме того для подводной рыбалки нельзя применять электронные устройства обнаружения рыбы. А орудия вылова должны быть предназначены только для подводной охоты.
Стоит отметить, что ужесточился контроль за соблюдением суточной нормы вылова. Данное понятие и раньше использовалась в законодательстве. Однако граждане часто игнорировали его. Суточная норма определяется в каждом регионе отдельно. В целом по России допускается за сутки ловить 5-10 кг рыбы (за исключением ценных видов).
В Республике Татарстан установлено ограничение в 5 кг для общего улова или 1 рыба, если она весит больше лимита. А вот в Белгородской области установлено поштучное ограничение — до 3 судаков, или 1 сом, или до 5 щук.
Обратите внимание! В регионах также устанавливаются периоды запрета на рыболовлю, запреты на вылов определенных видов, а также минимальный размер рыбы (экземпляры меньше нижнего порога должны быть отпущены в водоем).
Ограничение на использование орудий для вылова
Ограничения на орудия для вылова — способ максимально сохранить водные биоресурсы. Большинство перечисленных в законе орудий уже так или иначе были запрещены в России, но теперь указаны в одном документе. Запрещено на любительской рыбалке применять:
- средства для оглушения (взрывчатка, электроток, химические вещества);
- сети.
После долгих обсуждения в закон были внесены поправки для использования сетей на Дальнем Востоке, Сибири и районах Севера, так как здесь такой тип рыбалки является традиционным. Однако для контроля за использованием этих орудий вылова сети подлежат маркировке. Владельцы до вступления закона в силу обязаны обратиться в отдел по надзору за рыболовством и принести все сети. Каждая маркируется отдельно. К ней крепится ярлык с указанием ФИО владельца и номера.
Справка! Жаберные сети запрещены к обороту по России, как орудия с максимальным ущербом для окружающей среды.
Штрафы за нарушение закона о рыбалке
За нарушение правил любительского рыболовства предусмотрена административная или уголовная ответственность, в зависимости от тяжести преступления. В случае несоблюдения правил, в соответствии со ст. 8.37 Кодекса об Административных Правонарушениях нарушителя ждет штраф от двух до пяти тысяч рублей с конфискацией судна, всех орудий вылова, а также улова.
Браконьерство карается Уголовным Кодексом РФ. По тексту ст. 256 нарушителя ждет одна из следующих мер наказания:
- штраф от 300 до 500 тысяч рублей или в размере средней заработной платы за 2-3 года;
- обязательные работы до 480 часов;
- исправительные работы до 2 лет;
- лишение свободы до 2 лет.
Уголовно наказываются преступления с причинением крупного ущерба водным ресурсам, а также применение взрывчатки или других способов массового уничтожения рыб. Также уголовное наказание ждет гражданина, который занимается рыбалкой в нерестовый период.
Суд может обязать нарушителя компенсировать ущерб, нанесенный водным биоресурсам. В постановлении правительства №1321 “Об утверждении такс для исчисления размера ущерба, нанесенного водным ресурсам” в таблице указана стоимость, которую гражданин обязан возместить за каждую незаконно выловленную рыбу. Цена указана за единицу, а не за массу.
Вам будут полезны следующие статьи:
Обратите внимание, родители могут оформить в регионах социальный контракт и получать выплаты от 15000 рублей ежемесячно в январе и феврале 2022 года. Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!
Госдума приняла закон о любительской рыбалке
Рыбакам разрешили бесплатно ловить рыбу в личных целях везде, кроме особо охраняемых территорий, а также использовать сети в определенные периоды в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Новый закон вступит в силу с 1 января 2020 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.
До принятия закона любительская и спортивная ловля рыбы в России регулировались законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Что же изменилось на самом деле и изменилось ли вообще, АиФ.ru узнал у президента Федерального союза рыболовных хозяйств Владимира Петрушина и начальника отдела спортивного и любительского рыболовства центрального правления ассоциации «Росохотрыболовсоюз» Анатолия Козырева.
Запретные места и способы рыбалки
Как было:
Граждане могли свободно и бесплатно ловить рыбу на удочку, спиннинг, донку везде, где не запрещено и где нет специальных ограничений. Ловля рыбы в рыболовных хозяйствах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, разрешалась только после согласования с ними.
Как стало:
Любительская рыбалка разрешается везде, кроме особо охраняемых территорий, мест, где рыбу разводят, и на землях обороны и безопасности.
Подводная охота разрешена, но теперь не везде и не всегда. Например, в местах массового отдыха людей ловить рыбу таким образом запретят.
Также нельзя будет ловить ее с использованием аквалангов, масок, радаров, гарпунов (при использовании последних над водой). Также запрещена будет рыбалка с помощью химических веществ, взрывчатки и электротока.
Также теперь нельзя использовать так называемые жаберные сети, в которых рыба может запутаться. Ловить рыбу сетью можно будет только в определенные периоды на Крайнем Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. На участках, где рыбу разводят, теперь запрещены вообще любые сети.
Комментарий: «Никакой новой борьбы с сетными орудиями, по которым возникает очень много вопросов, не будет. В законе написано, что полностью запрещен оборот сетных жаберных орудий, но, к сожалению, ни в одном законодательном акте не написано, что это такое. Поэтому это так и останется на бумаге», — говорит Петрушин.
Суточный вылов рыбы
Как было:
Суточные нормы вылова существовали при Советском Союзе, затем их отменили. До 1991 года ограничения были не по видам рыб, а исключительно по весу. Рыбакам запрещалось вылавливать в сутки более 5 килограммов рыбы, а с одного водоема нельзя было вывозить более двух суточных норм вылова, то есть не более 10 килограммов. После отмены норм по весу улов не ограничивали. С 2017 года для сохранения популяций рыб ввели лимит. Нормы вылова прописали в Правилах рыболовства, для каждого региона отдельно.
Как стало:
В целях сохранения и рационального использования водных ресурсов в законе прописали понятие суточной нормы добычи (вылова) рыбы, которые на сегодняшний день уже действуют. Их внесли в Правила рыболовства сами регионы. Сейчас эти лимиты оформили в законе.
Комментарий: «Раньше человек мог поехать на рыбалку и наловить рыбы сколько угодно — и 5, и 10, и 20 килограмм.
Длительное время рыбу вылавливали бесконтрольно, никто на нормы не смотрел. Но спустя время поняли, что рыбу из водоемов вылавливают, а взамен ничего.
После того, как прекратили работать рыборазводные заводы и стало уменьшаться количество рыбы в водоемах, ввели нормы. Их ввели еще полтора года назад в правила рыболовства. Отдельными приказами к этим правилам в каждом регионе определили нормы. В среднем по европейской части в районе пяти килограмм. В законе четко прописали, что вводится понятие суточного вылова рыбы. Для чего это сделали — для сохранения запасов рыбы. А конкретные нормы вылова уже прописаны в правилах. Закон просто вышел как постфактум”, — говорит Козырев.
Рыбопромысловые участки под любительскую рыбалку
Как было:
На промысловых участках, выполняющих рыбоохранную функцию, была разрешена любительская рыбалка. На платных участках рыбакам разрешали ловить редкие и дорогие виды.
Как стало:
Рыбопромысловые участки упразднят с 31 декабря 2020 года. Их сохранят только в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири, где выращиваются редкие виды рыб, такие как семга, таймень, чавыча, омуль байкальский. Конкретный перечень таких участков, а также перечень ценных видов рыб будет утверждаться правительством.
Комментарий: «У нас есть поговорка «лес рубят, а щепки летят». Так вот в данном случае получается, что порубили лес, а щепками оказались всеми любимые и поддерживаемые рыбаками-любителями и бизнес-сообществом маленькие рекреационные рыболовные хозяйства. Дело в том, что они также находятся в правовом поле рыбопромысловых участков, и в связи с ликвидацией такого института ликвидируются и они. Это полный нонсенс. Бизнес честный, порядочный и всеми востребованный будет просто уничтожен простым росчерком пера. Законодатели просто решили одним махом избавиться от всех ненавистных предпринимателей при всем сопутствующем и допустимом ущербе. В числе такого ущерба оказались и рекреационные рыболовные хозяйства.
Главное, для чего был придуман закон — это отказаться от рыбопромысловых участков.
Отказаться получилось наполовину, да еще и при сопутствующем ущербе, который просто недопустим”, — говорит Петрушин.
Фото: РИА Новости
Автор: АиФ.ru,
Нашли ошибку в тексте? Выделилите ее и нажмите Ctrl + Enter чтобы сообщить нам о ней.
Федеральный закон от 25.12.2018 г. № 475-ФЗ
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области любительского рыболовства.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) любительское рыболовство – деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов (далее – водные биоресурсы), осуществляемая гражданами в целях удовлетворения личных потребностей, а также при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
2) суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов – разрешенный гражданину для добычи (вылова) в течение суток объем (количество, вес) водных биоресурсов, не относящихся к видам (подвидам и популяциям), занесенным в Красную книгу Российской Федерации.
2. Иные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” и Федеральном законе от 2 июля 2013 года № 148-ФЗ “Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.
Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
Действие настоящего Федерального закона распространяется на внутренние воды Российской Федерации, в том числе внутренние морские воды Российской Федерации, а также на территориальное море Российской Федерации, сухопутную территорию Российской Федерации, которая используется в целях осуществления любительского рыболовства.
Статья 4. Правовое регулирование отношений в области любительского рыболовства
Правовое регулирование отношений в области любительского рыболовства осуществляется на основании Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” и настоящего Федерального закона.
Статья 5. Право собственности граждан на водные биоресурсы, добытые (выловленные) при осуществлении любительского рыболовства
Граждане, которые осуществляют любительское рыболовство в соответствии с настоящим Федеральным законом, приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы в соответствии с гражданским законодательством.
Статья 6. Водные объекты, на которых допускается или запрещается осуществление любительского рыболовства
1. Любительское рыболовство осуществляется гражданами Российской Федерации свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. На водных объектах, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц, любительское рыболовство осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
3. Осуществление любительского рыболовства может быть запрещено или ограничено на водных объектах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
4. Любительское рыболовство запрещается осуществлять на:
1) используемых для прудовой аквакультуры не находящихся в собственности граждан или юридических лиц обводненных карьерах, прудах (в том числе образованных водоподпорными сооружениями на водотоках) и на используемых в процессе функционирования мелиоративных систем (включая ирригационные системы) водных объектах;
2) иных водных объектах, предоставленных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами на указанных водных объектах допускается осуществлять добычу (вылов) водных животных и растений, не являющихся объектами аквакультуры.
Статья 7. Ограничения любительского рыболовства
1. В целях охраны окружающей среды, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания дополнительно к ограничениям рыболовства, предусмотренным Федеральным законом от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”, устанавливаются следующие ограничения любительского рыболовства:
1) периоды добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления любительского рыболовства гражданами с применением сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов в водных объектах, расположенных в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, в целях личного потребления;
2) запрет на осуществление любительского рыболовства с использованием взрывчатых и химических веществ, а также электротока;
3) запрет на осуществление любительского рыболовства с применением сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, за исключением случая, установленного статьей 9 настоящего Федерального закона;
4) запрет на осуществление любительского рыболовства способом подводной добычи водных биоресурсов (подводной охоты):
а) в местах массового отдыха граждан;
б) с использованием индивидуальных электронных средств обнаружения водных биоресурсов под водой;
в) с использованием аквалангов и других автономных дыхательных аппаратов;
г) с применением орудий добычи (вылова), используемых для подводной добычи (вылова) водных биоресурсов, над поверхностью водных объектов;
5) суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов.
2. При проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов не устанавливается.
3. Если иное не установлено правилами рыболовства, разрешается осуществлять любительское рыболовство с возвращением живых добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания.
Статья 8. Правила рыболовства и иные регламентирующие осуществление любительского рыболовства правила
1. Правила любительского рыболовства, в том числе ограничения любительского рыболовства, предусматриваются правилами рыболовства, установленными Федеральным законом от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”.
2. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, особенности любительского рыболовства, в том числе ограничения любительского рыболовства, не урегулированные указанными в части 1 настоящей статьи правилами любительского рыболовства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденными в установленном законодательством порядке по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства.
Статья 9. Орудия добычи (вылова) водных биоресурсов при осуществлении любительского рыболовства
1. Виды орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, разрешаемых для использования при осуществлении любительского рыболовства, устанавливаются правилами любительского рыболовства с учетом ограничений, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона.
2. Любительское рыболовство с применением сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения, расположенных в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, разрешается гражданам в целях удовлетворения личных потребностей в периоды добычи (вылова) водных биоресурсов, определенные правилами рыболовства, предусмотренными статьей 8 настоящего Федерального закона, после учета и обязательной поштучной маркировки таких орудий добычи (вылова) водных биоресурсов.
3. Учет сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и ведение реестра сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов осуществляются территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере рыбохозяйственной деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Обязательная поштучная маркировка сетного орудия добычи (вылова) водных биоресурсов осуществляется путем нанесения на него фамилии, имени, отчества (если имеется) рыболова, характеристик сетного орудия добычи (вылова) водных биоресурсов и его учетного номера. Порядок обязательной поштучной маркировки сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и требования к данной маркировке устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. Оборот жаберных сетей на территории Российской Федерации запрещается, за исключением районов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Особенности оборота и применения жаберных сетей в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
6. Применение сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов в целях любительского рыболовства на рыбоводных участках не допускается.
Статья 10. Особенности проведения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, предусматривающих добычу (вылов) водных биоресурсов
1. Официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, предусматривающие добычу (вылов) водных биоресурсов, проводятся в соответствии с законодательством о физической культуре и спорте с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере рыбохозяйственной деятельности. Добычу (вылов) водных биоресурсов при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий могут осуществлять граждане Российской Федерации, граждане иностранных государств и лица без гражданства.
2. Порядок уведомления о проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, предусматривающих добычу (вылов) водных биоресурсов, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.
3. Порядком уведомления, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливаются процедура представления организаторами официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере рыбохозяйственной деятельности, уведомления о проведении соответствующих мероприятий и срок рассмотрения такого уведомления.
4. В уведомлении о проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий должны содержаться следующие сведения:
1) место и сроки проведения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
2) наименование, адрес и место нахождения (место жительства) организаторов официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
3) планируемое количество участников официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
4) информация о включении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий или календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статья 11. Участие граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в сохранении водных биоресурсов и среды их обитания
1. Граждане, общественные объединения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) участвуют в сохранении водных биоресурсов и среды их обитания в соответствии с настоящей статьей.
2. Граждане, общественные объединения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) имеют право:
1) получать от органов государственной власти информацию о состоянии водных биоресурсов и среды их обитания, водных объектах, на которых осуществляется любительское рыболовство, нормативных правовых актах, регулирующих отношения в области любительского рыболовства, и другую информацию, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;
2) участвовать в осуществлении общественного контроля в области любительского рыболовства, в том числе в форме общественного обсуждения;
3) участвовать в мероприятиях по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Статья 12. Общественный контроль в области любительского рыболовства
1. Общественный контроль за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих предусмотренные настоящим Федеральным законом права граждан, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданами, общественными объединениями и объединениями юридических лиц (ассоциациями и союзами).
2. Документы, подготовленные по результатам осуществления общественного контроля в области любительского рыболовства и представленные в органы государственной власти и органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ “Об основах общественного контроля в Российской Федерации”.
Статья 13. Федеральный государственный контроль (надзор) в области любительского рыболовства
Федеральный государственный контроль (надзор) в области любительского рыболовства осуществляется должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, и должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в части морских биоресурсов в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 14. Административная, уголовная ответственность за нарушение законодательства о любительском рыболовстве, возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам
1. Лица, виновные в нарушении законодательства о любительском рыболовстве, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”.
Статья 15. О внесении изменений в Федеральный закон “О животном мире”
Внести в Федеральный закон от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ “О животном мире” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 17, ст. 1462; 2005, № 1, ст. 25; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 21; № 50, ст. 6246; 2008, № 49, ст. 5748; 2009, № 30, ст. 3735; 2011, № 30, ст. 4590; 2013, № 19, ст. 2331; 2015, № 29, ст. 4359; 2016, № 27, ст. 4282) следующие изменения:
1) в абзаце 11 части первой статьи 6 слова “и спортивного” исключить;
2) статью 42 изложить в следующей редакции:
“Статья 42. Рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов
Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются Федеральным законом от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”, Федеральным законом “О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и настоящим Федеральным законом.”.
Статья 16. О внесении изменений в Федеральный закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”
Внести в Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 52, ст. 5270; 2006, № 1, ст. 10; № 23, ст. 2380; 2007, № 1, ст. 23; № 50, ст. 6246; 2008, № 49, ст. 5748; 2011, № 1, ст. 32; 2013, № 27, ст. 3440; 2014, № 45, ст. 6153; 2015, № 27, ст. 3999; 2016, № 27, ст. 4282; 2018, № 49, ст. 7493) следующие изменения:
1) пункт 16 части 1 статьи 1 признать утратившим силу;
2) в пункте 6 части 1 статьи 16 слова “и спортивное” исключить;
3) в части 2 статьи 18 слова “и спортивного” исключить;
4) статью 24 изложить в следующей редакции:
“Статья 24. Любительское рыболовство
К отношениям в области любительского рыболовства, не урегулированным настоящим Федеральным законом, применяются Федеральный закон “О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.”;
5) часть 6 статьи 291 после слов “предусмотренного статьей 333 настоящего Федерального закона,” дополнить словами “гражданами, осуществляющими любительское рыболовство в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом “О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”,”;
6) в пункте 6 части 1 статьи 30, части 5 статьи 31, пункте 6 части 1 статьи 34 слова “и спортивного” исключить;
7) пункт 5 части 3 статьи 431 признать утратившим силу;
дополнить статьей 65 следующего содержания:
“Статья 65. Переходные положения в отношении договоров о предоставлении рыбопромысловых участков, на основании которых осуществляется организация любительского и спортивного рыболовства
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие организацию любительского и спортивного рыболовства, вправе переоформить договор о предоставлении рыбопромыслового участка без проведения торгов на договор пользования рыболовным участком на оставшуюся часть срока действия заключенного ранее договора о предоставлении рыбопромыслового участка.
2. Договор пользования рыболовным участком, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, заключается с лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, до 1 января 2020 года в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
3. Заключение договора пользования рыболовным участком, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, является основанием для включения соответствующего рыболовного участка в перечень рыболовных участков, предусмотренный частью 5 статьи 18 настоящего Федерального закона.
4. До переоформления договоров о предоставлении рыбопромысловых участков в порядке и в сроки, которые указаны в части 2 настоящей статьи, на таких рыбопромысловых участках лица, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов, указанных в этих договорах.
5. Договор о предоставлении рыбопромыслового участка считается прекратившим свое действие в случае, если лицо, с которым заключен указанный договор, не подало в уполномоченный орган в установленном частью 2 настоящей статьи порядке заявление о переоформлении указанного договора.”.
Закон о любительском рыболовстве принят Государственной Думой
Правительственная инициатива гарантирует свободный бесплатный доступ граждан к любительской рыбалке, запрещает оборот жаберных сетей, вводит понятие «суточной нормы» вылова, а также ограничивает подводную охоту в местах массового отдыха
Председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев
Николаев
Николай Петрович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» напомнил, что первое чтение документа было в декабре 2013 года. «С тех пор не прекращаются споры, дебаты относительно того, какие нормы и как должны быть отражены в этом законопроекте», — отмечал он. Сейчас документ подготовлен, достигнут компромисс со всеми заинтересованными сторонами. Закон учитывает интересы рыболовов-любителей, которых в России насчитывается более 20 млн, подчеркнул Николай Николаев.
Закон гарантирует свободный бесплатный доступ граждан к любительской рыбалке. Она может быть ограничена только на:
- землях обороны и безопасности;
- участках, выделенных для производства аквакультуры;
- на особо охраняемых природных территориях.
Николай Николаев напомнил о спорах, связанных с так называемыми промысловыми участками, которые были выделены для любительского рыболовства. К 31 декабря 2020 года они должны быть закрыты. Исключения будут только для некоторых участков на территории бассейнов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
«Это участки, которые, по факту, выполняют природоохранные функции: занимаются культивацией и охраной особо ценных пород рыб и допускают рыбалку исключительно по принципу «поймал — отпусти». Перечень таких участков будет определен Правительством по представлению глав регионов», — пояснил парламентарий.
Ко второму чтению из документа были исключены положения о введении именных разрешений, так как выдача любых разрешений — это риск новых платежей и поборов.
Вводится понятие «суточной нормы» вылова — мера нацелена на сохранение рыбы в водоемах средней полосы, особенно вблизи больших городов, где нагрузка на водоемы повышена.
В документе определен порядок и вопросы оборота сетей — запрещается оборот жаберных сетей и вылов рыбы с помощью сетей.
Исключения сделаны для регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока, где рыбалка с помощью сетей может быть открыта в определенные периоды времени. При этом каждая сеть должна получить индивидуальную маркировку и пройти регистрацию.
Кроме того, ограничивается подводная охота в местах массового отдыха — для безопасности граждан. Предусматривается запрет на рыбалку с использованием взрывчатых, химических веществ, электротока.
Согласно ст. 256 УК, незаконный вылов водных биологических ресурсов с применением взрывчатых и химических веществ наказывается штрафом в размере от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
В свою очередь, согласно статье 8.37 КоАП РФ, нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. рублей с конфискацией судна и других орудий добычи или без таковой; на должностных лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. рублей с конфискацией судна и других орудий вылова водных биологических ресурсов или без таковой; на юрлиц — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей с конфискацией судна и других орудий вылова водных биологических ресурсов или без таковой.